kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование исследовательской деятельности на уроках русского языка опыт и проблемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа в начальной школе на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование исследовательской деятельности на уроках русского языка опыт и проблемы"»

Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным, и как трудно решить те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, кругозор ограничен, познавательная активность низкая, деятельность хаотична и непродуманна. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе.

Главная цель - научить мыслить. Э. Кант «Не мыслями надобно учить, а учить мыслить»

Целью исследовательской работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы, навыкам общения при групповой работе, использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.



Исследовательская работа

в начальной школе ведётся в двух направлениях.

Первое - это групповая исследовательская работа, которая тесно связана с программным материалом.

Второе направление - это личная исследовательская работа каждого ученика. Ученики выбирают и разрабатывают ту тему, которая им интересна. Для работы отводится поэтапное обучение.

Метод проектов не заменяет, а дополняет классно-урочную систему.

Использование метода проектов позволяет сформировать:

    • умение выделить проблему,

    • поставить цель, спланировать ход ее достижения,

    • фиксировать результаты своей деятельности.

    • оценить соответствие результата цели,

    • доводить начатое дело до конца.

Этапы проекта.

  • Определение темы проекта.

  • Составление плана работы над проектом.

  • Поиск аналогов (вариантов решения проектной проблемы)

  • Создание продукта.

  • Описание работы над проектом.

  • Презентация проекта.

Главная цель - научить мыслить. Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и в письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам. Детям нравится работать самостоятельно, они не боятся допустить ошибку в ответе, так как они понимают, что находятся в окружении людей, всегда готовых помочь.

В 1 классе учу выбирать тему проекта, определяю, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Первоклассник может обычно работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе в группах. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу их работать с книгами в  библиотеке, искать нужную информацию. Помогаю оформлять проекты и их защищать,  используя индивидуальную работу с учащимися.

Я часто предлагаю учащимся роль исследователя при изучении нового материала. Но особенно нравятся детям уроки – исследования одного слова, когда учащиеся исследуют его с разных сторон науки о языке.

Учитывая, что главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, регулярно провожу исследовательскую работу над словом. Исследуя слово, стараемся получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом исследования, собрать всю информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее.

На первом этапе (1-2 класс) работа над словом проходит фронтально.

На уроке вместе с детьми собираем информацию о слове. Дети работают с большим интересом. Они подбирают и составляют загадки, рисуют, придумывают ребусы.
На втором этапе (3-4 класс) – самостоятельная исследовательская творческая деятельность ученика или группы) ребятам предлагается самостоятельно собрать всю информацию о слове.

Приведу фрагмент одной из работ:

Исследовательскую работу «В мире слов» мы проводим по следующему плану:

Слово и его лексическое значение.

История происхождения слова.

Слово и его «родственники»

Синонимы и антонимы.

Слово во фразеологических оборотах.

Слово в фольклоре.

Фразеологизмы.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора, развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.

Чтобы лучше подготовить учащихся к деятельности, чтобы им было интереснее, в рамках традиционных учебных занятий использую:

  • проблемное введение в тему урока;

  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

  • групповые работы на уроке;

  • выдвижение идеи (мозговой штурм);

  • постановку вопроса (поиск гипотезы);

  • формулировку предположения (гипотезы);

  • обоснованный выбор способа выполнения задания;

  • поиск дополнительной литературы, подготовку доклада, сообщения;

  • самоанализ и самооценку.

Такая работа позволила сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы в 3-4 классе.

Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап представления школьником своей работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения.

Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

Начиная исследовательскую работу, я убедилась, что учащиеся 1 класса оказались на исходном уровне. В части практической готовности в реализации учебного исследования у школьников отсутствовали знания и конкретные умения исследовательской деятельности. Результаты нашей работы уже видны. Все ученики в классе – активные читатели библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и осветить поставленный перед ними вопрос. Толковый словарь Ожегова – настольная книга почти каждого ученика.

Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в среднюю школу, ребенок уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать». Моя задача – ему в этом помочь.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Формирование исследовательской деятельности на уроках русского языка опыт и проблемы"

Автор: Казанцева Людмила Александровна

Дата: 26.12.2020

Номер свидетельства: 568600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(81) "informatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "285444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454171483"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства