Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских умений младших школьников»
Согласно Федеральному образовательному стандарту начального образования (ФГОС НОО) дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Поэтому ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей исследовательских умений. В соответствии со стандартом выпускник начальнoй школы дoлжен oбладать такими характеристиками, как:
любoзнательный, активнo и заинтересoваннo пoзнающий мир;
владеющий oснoвами умения учиться, спoсoбный к oрганизации сoбственнoй деятельнoсти;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свoё мнение
(Ванциян, 2010, 224).
Исследовательская деятельность в данном аспекте как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а также составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.
Для проникновения в суть и содержание указанного ключевого для нашего исследования рассмотрим исследовательские умения младших школьников и условия их развития.
Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операции. Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений (Русских, 2001).
В современной психолого-педагогической литературе под умением понимается использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. К определению «исследовательские умения» существует несколько подходов.
Под исследовательскими умениями Гузеев В.В. понимает интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования (Гузеев, 2006, 112).
Например, В.В. Успенский, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова, Н.Л. Головизнина и др. рассматривают исследовательские умения как результат и меру исследовательской деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач. Авторы другого подхода Н.В. Сычкова, П.Ю. Романов, М.Н. Поволяева и др. рассматривают исследовательские умения как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности.
С точки зрения В.В. Успенского, исследовательское умение - это «способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач» (Успенский, 1997, 20).
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Таким образом, исследовательские умения, способствуют выработке следующих знаний и умений:
* самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
* классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
* проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
* устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
* рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
* применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);
* находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
* рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей (Ляхова, 2009,45).
Одной из главных задач исследовательской деятельности является развитие исследовательских умений школьников.
Исследовательские умения младших школьников формируются во время исследовательского проекта. Под исследовательским проектом понимается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
мотивация исследовательской деятельности;
постановка проблемы;
сбор, систематизация и анализ фактического материала;
выдвижение гипотез;
проверка гипотез;
доказательство или опровержение гипотез;
подготовка к презентации полученных результатов (продукт проекта);
презентация;
рефлексия.
В отличие от исследовательской деятельности, результатом станет продукт, который будет создан в результате работы над проектом.
Исследовательские проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, совпадающую с подлинным научным исследованием. Они предполагают аргументацию актуальности, взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, определение методов исследования, его предмета и объекта, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения (экспериментальных, опытных), обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, определение новых проблем для дальнейшего развития решения.
Данные проекты полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования или полностью совпадающую с ней, а именно:
аргументация актуальности, принятой для исследования темы;
выделение проблемы и цели исследования:
формулирование гипотезы исследования;
определение методов исследования, источников информации:
обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.
Основные понятия, используемые в исследовательском проекте, которые формулируется во введении исследовательского проекта:
1. Проблема исследования - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения;
в науке - противоречивая ситуация, выступающая в противоположных событиях в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
2. Объект исследования - сфера, которую для получения этого знания исследуете. На что направлена познавательная деятельность.
3. Предмет исследования – знание, о чем хотите получить, о результате проведения исследования. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.
4. Гипотеза – это утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая ее в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
5. Исследование - поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание работы или заключения). Исследование предполагает работу с несколькими источниками информации и проведение методов исследования.
Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей.
Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратится в обычный реферат.
Исследование, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (Савенков, 2006, 315).
По определению А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации, одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром. Исследовательское поведение, инициативность играют огромную роль в овладении новыми областями познания, в приобретении социального опыта и развития личности (Поддъяков, 2000).
Под исследовательским поведением А.И. Савенков, понимает деятельность учащихся, связанную с решением ими творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающим следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор действий для исследования и практическое овладение ими, наблюдение и сбор собственного материала, затем его анализ, обобщение и собственный вывод (Савенков, 2006).
Исследовательские умения можно классифицировать по-разному:
по количеству участников (индивидуальные, коллективные, групповые);
по месту проведения (урочные и внеурочные);
по времени (кратковременные и долговременные);
по теме (предметные или свободные),
по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала, изученного на уроке; вопросы, не входящие в учебную программу) (Савенков, 2010).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся, его предрасположенности к исследовательской деятельности и конкретных педагогических задач. Так же ребенку должна быть интересна тема исследования.
Важно, что исследование обладает следующими особенностями:
стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;
всегда определять место изучаемого в системе известного. Если научный поиск обладает этими тремя характеристиками, то его можно назвать исследованием (Савенков, 2006).
Так же исследование предполагает наличие основных этапов:
постановка проблемы;
изучение теории, посвящённой данной проблематике;
подбор методик исследования;
сбор материала, его анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы (Савенков, 2006).
Для формирования исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности активно используются познавательные и занимательные задания. Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа «Найди причину события …» (например, почему заяц белый или трава пожелтела); для развития умения классифицировать – «Продолжи ряд: добрый-смелый, колодец-канал, минута-час, …».
При ответе на поставленные в задании вопросы следует приучать школьников начинать со слов «По моему мнению…», «Я думаю…». Это формирует у детей умение выражать собственные мысли.
Активная познавательная позиция играет немаловажную роль в формировании исследовательских умений. Она заключается в том, что сам учащийся обладает определённым набором проявлений: эмоциональным настроем, «интеллектуальной зрелостью», волевыми качествами, осознанием цели своей деятельности, навыками своевременной коррекции своих действий, учётом прежних ошибок и желанием самосовершенствоваться. Только в этом случае каждое следующее исследование будет носить качественно новый уровень: возрастёт степень самостоятельности учащегося, широта применения им исследовательских умений (Шванова, 2014, 40) .
В педагогике главный результат учебно-исследовательской работы – не просто проработанная тема, склеенный из бумаги макет или сообщение, подготовленное ребёнком. Педагогический результат – это, прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы; новые знания; исследовательские умения, которые помогут младшему школьнику выходить из нестандартных ситуаций не только при решении учебных задач, но и в освоении своего социального опыта.
Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы, использование практико-ориентированных заданий и проектов.