Формирование и развитие у детей правил устной речи.
Формирование и развитие у детей правил устной речи.
В начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени нормам литературного произношения –орфоэпии русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие у детей правил устной речи.»
Мой верный друг, Мой друг коварный, Мой царь, мой раб – Родной язык.
В.Брюсов
Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи. В начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени нормам литературного произношения –орфоэпии русского языка. Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием произносительной работы в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками. Такой минимум включает правила литературного произношения и ударения слов и грамматических форм современного русского языка. Анализ частотного словаря русского языка, орфоэпического минимума, разработанного А.А.Бондаренко и М.Л.Каленчук, наблюдений за речью младших школьников позволил составить произносительный минимум, который включает несколько разделов.
1. Общеупотребительные слова с трудным ударением.
алфавит библиотека водопровод гусеница дециметр диалог договор документ звонить каталог квартал километр
компас красивее мусоропровод простыня свёкла случай статуя столяр средства хозяева цепочка щавель
2. Заимствованные слова.
произносится твёрдо
антенна бутерброд компьютер свитер тире термос шоссе
произносится мягко
музей паштет рельс фанера шинель
3. Слова с трудным звукосочетанием.
асфальт балерина бульон велосипед директор женщина
Составленный орфоэпический минимум усваивается в течение длительного времени и складывается в определённую систему произносительных навыков под влиянием двух взаимодействующих факторов:
– речевая среда, в которой ребёнок находится в учебной ситуации и вне школы; – специально организованное овладение нормами культуры речи.
Конечно, в младшем школьном возрасте, когда в процессе обучения огромное значение имеет пример, показ, слушая правильное произношение, ребёнок невольно подражает ему, достаточно влияния одного фактора речевой среды. Однако необходимость специально организованной работы над формированием навыков литературного произношения вызвана тем, что многие учащиеся находятся в неблагополучной речевой среде, окружены стихией бытовой речи.
Работа по овладению нормами культуры произношения предполагает наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанной на развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спланирована в два этапа. Первый этап связан с работой по развитию речевого аппарата учащихся в 1 классе, так как обучение нормам произношения невозможно без хорошо развитого артикуляционного аппарата. На уроках используются различные чистоговорки, дикционные и интонационные упражнения, скороговорки, логопедические стихи, артикуляционная гимнастика. Второй этап работы начинается вместе с изучением темы “Имя существительное”. Часть слов из составленного орфоэпического минимума (1,2,3 разделы) усваивается детьми на уровне лексики, школьники запоминают слова с присущим им, персонально закреплённым ударением и произношением. Вторая половина слов изучается с грамматическими формами имени существительного: числа, падежа, склонения. Здесь широко используются: наглядность, в том числе и звуковая, разучивание стихов и рифмовок с интересующими нас словами, разгадывание ребусов, кроссвордов, работа в лингафонном кабинете, нахождение ошибок в средствах массовой информации.
Проблема обучения младших школьников нормам произношения нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо продумать, например, такие вопросы:
– корректировка лексико-орфоэпического минимума, – оптимальная взаимосвязь орфоэпии и дикции в процессе формирования культуры речи, – введение в действующую программу по русскому языку для начальной школы раздела “Орфоэпия” и разработка соответствующего дидактического подкрепления, – решение вопроса преемственности в обучении культуре произношения в старших классах.