kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие и совершенствование тонких   дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формирование и коррекция всей речевой системы;
  2. Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания и зрительной памяти;
  3. Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика

         В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

4.  Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет рисунок на правой странице).

  1. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладевая всеми         упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  2. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

         В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

         Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев. Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения. Важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

         Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений третьей и второй групп ребенка нужно учить:

 - катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

-  рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина;

  • перекладывать из одной коробки в другую разные предметы (бусинки, пуговки и т.п.Под присмотром взрослого!!!) одной рукой или двумя.
  • Затем малыша можно учить движениям , имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения первой группы).
  •          После освоения упражнений первой группы приступайте к выполнению упражнений второй и третьей группы, но в уже активной форме, то есть все упражнения ребенок выполняет сам.
  •          Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лети старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  •          Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи »

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Учитель-логопед Замятина С.Н.

г. Салехард, МБДОУ № 22 «Синяя птица»


«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А.Сухомлинский

«Движения руки всегда тесно связаны с речью

и способствуют её развитию»

В.М.Бехтерев

Цель: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формирование и коррекция всей речевой системы;

  2. Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания и зрительной памяти;

  3. Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет рисунок на правой странице).

  1. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладевая всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

  2. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев. Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения. Важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений третьей и второй групп ребенка нужно учить:

- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина;

  • перекладывать из одной коробки в другую разные предметы (бусинки, пуговки и т.п.Под присмотром взрослого!!!) одной рукой или двумя.

  • Затем малыша можно учить движениям , имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения первой группы).

  • После освоения упражнений первой группы приступайте к выполнению упражнений второй и третьей группы, но в уже активной форме, то есть все упражнения ребенок выполняет сам.

  • Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лети старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

  • Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно!

Первая группа.

Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных упражнений;

  • учат напрягать и расслаблять мышцы;

  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

  • учат переключаться с одного движения на другое.

Например:

«Фонарики»

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами. Упражнения выполнять несколько раз.

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!

(пальцы сжать)



«Лодочка»

Исходное положение. Обе ладони соединить «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей зовет!



Вторая группа.

Упражнения для пальцев условно статические

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Например:

«Зайчик»

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!



«Колечко»

Исходное положение. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.

Удерживать в таком положении до счета 5-10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

На узорное крылечко

Кто-то уронил колечко.

И оно с крыльца скатилось, за ступеньку закатилось.

Дети смотрят там и тут, но колечка не найдут.



Третья группа.



Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;

  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;

  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Например:

«Домик»

Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять –

(разгибаем пальцы)

Вышли пальчики гулять.

(ритмично сжимаем и

разжимаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять –

(сгибаем все пальцы в кулачок по очереди, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак)



Средства для развития мелкой моторики



Заключение

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия позволяет детям

- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

- лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.



Используемая литература:

1. Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г.

2. Коноваленко В.В, В.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М. – 1998 г.

3. Косинова Е.М. «Уроки логопеда». Речевая гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Говорим правильно и красиво. М. – 2003 г.

4. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Автор: Замятина Светлана Николаевна

Дата: 24.08.2014

Номер свидетельства: 112705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики""
    ["seo_title"] => string(58) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-mielkoi-motoriki"
    ["file_id"] => string(6) "260620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448983433"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(91) "vliianiie-razvitiia-mielkoi-motoriki-na-formirovaniie-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "337771"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1468995240"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Консультация для родителей: «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением речи»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_vliianie_plastilinografii_na_razvitie_melkoi_motori"
    ["file_id"] => string(6) "504925"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553695702"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа по теме " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность""
    ["seo_title"] => string(122) "proghramma-po-tiemie-razvitiie-mielkoi-motoriki-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-izobrazitiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "256713"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448202323"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Консультации «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»"
    ["seo_title"] => string(100) "konsultatsiirazvitiiemielkoimotorikirukkaksriedstvorazvitiiariechiudietieisriechievyminarushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "331421"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1464619798"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства