Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Цель: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формирование и коррекция всей речевой системы;
Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания и зрительной памяти;
Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет рисунок на правой странице).
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладевая всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев. Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения. Важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений третьей и второй групп ребенка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина;
перекладывать из одной коробки в другую разные предметы (бусинки, пуговки и т.п.Под присмотром взрослого!!!) одной рукой или двумя.
Затем малыша можно учить движениям , имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения первой группы).
После освоения упражнений первой группы приступайте к выполнению упражнений второй и третьей группы, но в уже активной форме, то есть все упражнения ребенок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лети старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи »
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Учитель-логопед Замятина С.Н.
г. Салехард, МБДОУ № 22 «Синяя птица»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
Цель: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формирование и коррекция всей речевой системы;
Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания и зрительной памяти;
Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет рисунок на правой странице).
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладевая всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев. Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения. Важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений третьей и второй групп ребенка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина;
перекладывать из одной коробки в другую разные предметы (бусинки, пуговки и т.п.Под присмотром взрослого!!!) одной рукой или двумя.
Затем малыша можно учить движениям , имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения первой группы).
После освоения упражнений первой группы приступайте к выполнению упражнений второй и третьей группы, но в уже активной форме, то есть все упражнения ребенок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лети старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно!
Первая группа.
Упражнения для кистей рук:
развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных упражнений;
учат напрягать и расслаблять мышцы;
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
учат переключаться с одного движения на другое.
Например:
«Фонарики»
Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами. Упражнения выполнять несколько раз.
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают
Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)
Фонарики погасли!
(пальцы сжать)
«Лодочка»
Исходное положение. Обе ладони соединить «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей зовет!
Вторая группа.
Упражнения для пальцев условно статические
Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Например:
«Зайчик»
Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
«Колечко»
Исходное положение. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.
Удерживать в таком положении до счета 5-10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось, за ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут, но колечка не найдут.
Третья группа.
Упражнения для пальцев динамические:
развивают точную координацию движений;
учат сгибать и разгибать пальцы рук;
учат противопоставлять большой палец остальным.
Например:
«Домик»
Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять –
(разгибаем пальцы)
Вышли пальчики гулять.
(ритмично сжимаем и
разжимаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять –
(сгибаем все пальцы в кулачок по очереди, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак)
Средства для развития мелкой моторики
Заключение
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия позволяет детям
- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
- лучше адаптироваться в практической жизни,
- научиться понимать многие явления окружающего мира.
Используемая литература:
1. Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г.
2. Коноваленко В.В, В.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М. – 1998 г.
3. Косинова Е.М. «Уроки логопеда». Речевая гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Говорим правильно и красиво. М. – 2003 г.
4. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г.