Просмотр содержимого документа
«"Формирование грамматического строя речи на уроках русского языка у учащихся с интеллектуальной недостаточностью"»
Доклад «Формирование грамматического строя речи на уроках русского
языка».
Формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка.
Говоря о ее изучении, он писал: «Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека». Речь умственно отсталых учащихся характеризуется фонетико-фонематическим недоразвитием, бедностью и неточностью словаря, нераспространенностью, неполнотой предложений и аграмматичностью их построения, абсолютной несформированностью связной устной речи.
Умственно отсталый ребенок, овладевая речью, не проявляет интереса к языковой материи, у него не возникают языковые обобщения. Вот почему, прежде чем начинать изучение законов языка, следует обеспечить для этого речевую базу, устранить пробелы в речевом развитии и подготовить к освоению систематического курса грамматики в старших классах. На данном этапе обучения решаются следующие задачи:
– формирование у детей первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
– совершенствование произносительной стороны речи; уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
– правильное построение и употребление в речи простого предложения;
– овладение навыками связной устной речи и первоначальными навыками связной письменной речи.
Термин «грамматика» аккумулирует в себе сведения из разных наук о языке: фонетики, графики, лексики, словообразования и, собственно, грамматики, т.е. морфологии и синтаксиса.
Со 2 по 4 классы проводятся подготовительные практические грамматические упражнения на анализ звукового состава речи, образование слов с помощью словообразовательных элементов.
Для отработки первоначальных языковых обобщений используются языковые и речевые упражнения.
Фонетические: сравнение слов по их звуковому составу (рак – мак, мех смех); количественное сравнение буквенного и звукового состава ( в слове «портфель» звуков – 7, букв – 8); дополнение слога до целого слова (лу – … (жа).
Лексические: подбор антонимов и синонимов, работа со словами, употребляемыми в переносном значении (золотая голова, золотые руки, золотое кольцо).
Морфологические: классификация слов (ответы на вопросы: кто? что? что делал? какой?; образование формы множественного числа (чашка – чашки); падежных форм (дом, у дома, к дому); глагольных форм (рисовал, рисует, будет рисовать).
Синтаксические: образование словосочетаний (спелое яблоко, бежал быстро, …) Составление простых предложений, кратких текстов под руководством учителя.
В содержание учебников по русскому языку со 2 по 4 классы заложены разнообразные виды упражнений, выполняя которые, учащиеся отрабатывают правила правописания, и в то же время этот материал служит основой для осознанного усвоения первоначальных языковых обобщений.
Я использую речевые упражнения на разных этапах урока. Например, при закреплении орфографических правил. Так, при закреплении правописания слов с разделительным мягким знаком:
образовать новое слово: шапка (чья?), (белка), следы (чьи?)( птицы), гнездо (чье) (грач)
При выполнении словарной работы - образование новых слов:
город – городской – пригородный
Учить детей владеть грамматикой родного языка – это значит правильно согласовывать слова, ставить управляемое слово в нужном падеже, строить простые предложения, ясно и достаточно понятно выражать свои мысли.
Конечно, самостоятельно говорить правильно дети затрудняются, но с помощью наглядных опор, педагогических приемов они способны говорить правильно.
Морфологические упражнения, как правило, проводятся в сочетании с синтаксическими, поскольку значения языковых форм раскрываются полно только на уровне словосочетания и предложения.
К 4 классу учащиеся достаточно натренировались в составлении простых нераспространенных предложений. Им не составляет труда определить, что «Девочка рисует» – это предложение.
Обращается внимание на то, что слова в предложении расположены в определенной последовательности и должны находиться в определенной грамматической форме.
Составляем предложение «Росла яблоня». Заменяем слово «яблоня» на слово «виноград». И слово «росла» уже не подходит, его нужно заменить словом «рос».
Таким образом дети наблюдают за согласованием слов в предложении.
Виды работ с предложением, которые использую на уроках:
1. Восстановление деформированного предложения
(грачи, гнёзда, вить, на, деревьях)
2. Ступенчатое распространение предложения
Девочка читает.
Девочка читает книгу.
Девочка читает интересную книгу.
3. Соединение двух простых предложений в одно сложное при помощи союзов и, а, потому что
4. Составление сложного предложения по двум картинкам.
1) Подул ветер, и деревья закачались.
Деревья качаются, потому что дует ветер.
5. Редактирование предложений, содержащих речевые или смысловые ошибки.
Маленький мальчик весело заплакал.
Работа над предложением должна быть всегда в центре внимания учителя, на любом уровне русского языка, при изучении любой темы по грамматике.
Учитывая тот факт, что взаимодействие всех сторон языка (фонетики, лексики, морфологии) проявляется именно на уровне синтаксиса, необходимо использовать предложение для совершенствования произносительных навыков и навыков правописания.
Литература:
В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы.
А.К. Аксёнова. Методика русского языка в коррекционной школе.
А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.