kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете" Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности".»

" Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности".

Функциональная грамотность формируется не только в учебной, но и в внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся.

Занятия внеурочной деятельности отличаются от обычных уроков формой проведения, отсутствует стандартная оценочная система, занятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания, а так же функциональная грамотность.

Хочу привести несколько примеров по формированию функциональной грамотности внеурочной деятельности из своего опыта.

Я веду в 1 классе кружки «Игры народов мира», «Детская риторика».

Игра в младшем школьном возрасте занимает второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влияет на развитие детей, способствует развитию функциональной грамотности.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Игра, способствует выработке быстроты, ловкости, выносливости, воспитывают коллективизм, взаимовыручку.

В процессе игры у младших школьников формируются такие качества как чувствовать, действовать, принимать решения, исходя из своих интересов и мотивов.

- Чувства радости, удовольствия, участия принимать самостоятельные решения.

- Двигательные навыки, необходимые в труде и быту, а также способность наилучшим образом в двигательном отношение реагировать на неожиданную сложную, а порой и опасную ситуацию.

- Честность, вежливость, уважение к людям, трудолюбие, взаимопомощь, целеустремленность, настойчивость, смелость, самостоятельность, самообладание.

В игре вырабатываются такие

жизненно важные качества, как внимательность, выдержка, память, лидерство, упорство, настойчивость в достижении цели.

Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.

Например игра «Мышеловка»:

Из группы детей выбирают несколько участников, которым будет присвоена роль мышек, остальные участники Дети-мышеловки сцепляют руки друг с другом и поднимают их высоко над головой, образуя арки, и начинают петь песенку:

«Ах, как мыши надоели!


Всё погрызли, всё поели!


Берегитесь же плутовки!


Доберемся мы до вас!


Вот поставим мышеловки,


И поймаем всех за раз!»


Пока поётся песенка, остальные дети, которые получили роль мышек, должны побегать под руками детей-мышеловок.

В конце, когда песенка заканчивается, неожиданно для мышей или по сигналу ведущего мышеловка захлопывается, опускаются сцепленные руки и захватывается мышка, не успевшая выскользнуть из ловушки. Попавшись в западню, грызун сцепляет руки с детьми-мышеловками и она таким образом постепенно растёт.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется единственная мышь, которая и становится победителем.

Польза игры

Играя в «Мышеловку» у младших школьников формируются следующие качества;

Самостоятельность и работа в команде. Когда школьник играет мышонка, ему приходится надеяться только на самого себя и спастись, используя свою скорость и изворотливость. А когда он становится мышеловкой, то учится понимать своих товарищей, действовать сообща и работать в команде. Оба эти качества одинаково важны в жизни любого человека. Все должны надеяться на себя, но в то же время должны уметь слушать и сотрудничать в группе.

Внимательность, так как им приходится следить за ведущим, не забывать об осторожности, чтобы не попасться в ловушку.

Бегать, уворачиваясь от рук других бегущих детей и готовых захватить цель. Такие соревнования развивают ловкость, что в будущем очень помогает участвовать в конкурсах посложнее.

Песенка помогает научить детей говорить в заданном темпе и ритме, кроме того, она тренирует память так как слова заучиваются наизусть.

Если предварительно приготовить с детьми самодельные ушки, то это хорошо разовьет мелкую моторику, раскроет творческий потенциал ребёнка.

Объединяя играющих в группы, команды, стараюсь учитывать физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбираю детей равных по силам; для развития лидерских качеств неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется».

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

«Детская риторика»

На занятиях риторики у детей так же формируется функциональная грамотность, а именно развивается речь, развиваются коммуникативные умения, младшие школьники учатся эффективно общаться в разных ситуациях; разговаривать со взрослыми и ровесниками точно, выразительно и вежливо, а также сочинять считалки и сказки, слушать, развивается письменная речь, смысловое чтение, умение создавать различные тексты, быть вежливыми, проявлять доброту не только на словах, но и на деле.

Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Занятия риторики направлены прежде всего на формирование коммуникативных навыков.

Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них. Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя. Проработать дикцию. Обрести уверенность в себе. Улучшить навык выразительного чтения. Делать публичные выступления более яркими и интересными. Научиться общаться.


Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде).

Занятия по риторике в основном практические. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на занятиях риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике.

место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому,

зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий;

• что хотел сказать;

• что сказал ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: напиши письмо

– кто говорит – пишет (адресант);

– кому говорит – пишет (адресат);

– почему (причина);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что – о чем (содержание высказывания);

– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора, школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д

Возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе. Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.
Чем раньше начнется знакомство ребенка с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Плотникова Ксения Юрьевна

Дата: 20.06.2023

Номер свидетельства: 634066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Внеурочные занятия по окружающему миру как средство формирования функциональной грамотности младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "vneurochnye_zaniatiia_po_okruzhaiushchemu_miru_kak_sredstvo_formirovaniia_funkts"
    ["file_id"] => string(6) "642414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702643454"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "296363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983727"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства