Современные приемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках и во внеурочное время
Современные приемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках и во внеурочное время
В статье рассматривается формирования функциональной грамотности в условиях урочной и внеурочной деятельности школьников младших классов средней школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные приемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Т.А. Полякова
МАОУ СОШ №146
Екатеринбург
Современные приемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках и во внеурочное время
Аннотация. Рассматривается формирования функциональной грамотности в условиях урочной и внеурочной деятельности школьников младших классов средней школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования предусматривает наличие внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у обучающихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиционных духовных ценностей, воспитывать уважение к культуре страны и мира. Важно наполнять традиционные форматы внеурочной деятельности новым актуальным содержанием. Большие возможности для развития творческих способностей у обучающихся во внеурочной деятельности имеют кружковые занятия, проведение интеллектуальных игр, предметных олимпиад, конкурсов различных уровней.
Вызывая интерес школьников к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы.
Жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Функциональная грамотность — это способность использовать постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач широкого диапазона в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность школьника — способность ребенка адаптироваться к условиям, в которых он находится и активно развиваться в этих условиях. Она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Функциональная грамотность предмета труд (технология) тесно связана с творческой деятельностью и начинает формироваться в дошкольном возрасте через программу дошкольного образования и дополнительные образовательные программы.
Почему родители выбирают дополнительное образование для своих детей в дошкольном и школьном возрасте по таким направлениям как лепка, бумагопластика или рисование? Во-первых, желание самого ребенка, ему это нравится. Во-вторых, у детей все чаще возникают такие проблемы, как сложная адаптация, проблемы с навыками ручного труда — сложно писать, рисовать, вырезать, лепить
Выбирая дополнительное образование, родитель способствует развитию ребенка и наблюдает результат в виде сформированных умений и навыков. А также есть возможность скорректировать несформированные способности. Например, занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. А чем больше количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее. О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное.
Главная задача в работе над бумажной пластикой – развитие творческого, пространственного воображения. В технике бумагопластики на занятиях мы изготавливаем игрушки, маски, рельефные стенгазеты, посвященные праздничным датам и поздравления, сувениры для друзей, декоративные композиции и многое другое. Особое внимание уделяю выполнению упражнений начального этапа: надрезы, прорези, скручивания, сгибания. Данный вид творчества, помогает проведению коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев. На занятиях ребенку не нужно специально запоминать, как создаются те или иные фигурки, так как навыки постепенно закрепляются. Важно научить ученика основным приемам складывания бумаги, а также чтению схем, складыванию фигур с использованием условных обозначений, которые тоже постепенно запоминаются сами собой без специального вычерчивания. Как ребенку легче запомнить длинную цепочку действий, которые необходимо проделать для изготовления той или иной фигурки? Ребята охотно ищут и находят образные сравнения, после чего последовательность действий с бумагой запоминается гораздо легче. Занятия бумагопластикой способствуют развитию не только определенных технологических навыков, но и таких качеств как пространственное воображение, художественно-образное мышление, конструктивно изобретательное мышление, а также творческого развития личности.
Иногда родитель считает, что дополнительное образование для развития ребенка не обязательно. В этом случае возрастает вероятность прихода ребенка в школу с несформированными навыками ручного труда. Это ведет к тому, что ребенок не может и не желает выполнять работу на уроках и как правило часто не готов к урокам. Творческая деятельность необходима, чтобы человек смог подняться до уровня понимания достижений мировой культуры. Такой подход к характеристике творческой деятельности имеет принципиальное значение. Это связано с тем, что многое из того, что создается детьми во время внеурочной деятельности, является объективно новым, оригинальным. Важно то, что ребенок достигает реальных результатов, т.е. проявляет себя. А проявление «самости» - это, во-первых, залог устойчивого творческого отношения к окружающему миру и, во-вторых, важный фактор развития целостной творческой личности, т.е. осознание себя, познание своих физических, духовных возможностей, своего места среди других людей.
Для формирования функциональной грамотности у младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности я использую систему пяти факторов, которые способствуют созданию эмоционально-творческой среды (Рита и Кеннет Дан).
Фактор окружающей среды: звук, свет, цвет, температура, обстановка.
Социальные факторы: индивидуальная работа, в группах, направленная взрослым.
Психологический фактор стиль мышления, внутренний или внешний контроль.
Физический: предпочтительный тип восприятия информации, наличие или отсутствие потребностей.
Эмоционально-творческая среда способствует учебной мотивации школьников в развитии функциональной грамотности
Также важную роль играет участие родителей в процессе формирования функциональная грамотность. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей в сложных рабочих процессах и осознавать важность предмета. На начальном этапе мною проводится следующая работа с родителями:
объяснение значимости детского труда, творчества.
привлечение родителей к школьным мастер-классам, организации детских выставок в школе, в районных мероприятиях.
Роль внеурочной деятельности в развитии функциональной грамотностина моих занятияхзаключается в следующем:
Удовлетворение познавательной активности. Ученик анализирует свою деятельность, сравнивает, выделяет и обобщает.
Развитие технического мышления. Активно развивается пространственное и математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.
Закрепление знаний эталонов формы и цвета. У обучающихся формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах окружающей жизни.
Знакомство с основными геометрическими понятиями. Младшие школьники учатся ориентироваться на листе бумаги, тренируются в развитии чертежных навыков.
Развитие мелкой моторики. Согласованность в работе глаза и руки совершенствуется, координация движений улучшается.
Формирование навыков общения в коллективе. В ходе работы ученик учится внимательно слушать устные инструкции, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук.
Список литературы
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2004.
2. Киселева А. Искусство складывания из бумаги. - М.: Просвещение, 2000.
3. Мейстер А. Г. Бумажная пластика АСТ «Астрель»2004г.
4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: «Академия развития», 2011. 5. Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АСТ - ПРЕСС, 2000.