«Формирование функциональной грамотности как педагогическая задача»
«Формирование функциональной грамотности как педагогическая задача»
В современном мире очень важно уметь находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, не останавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, но непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Функциональная грамотность занимает значимое место в жизни современного человека.
Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение.
Приведу примеры:
Мы имеем представление о геометрическом пространстве, но не знаем, как правильно разместить мебель в доме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихся материалов. Мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где он произведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе, да и вообще являются ли указанные растения медоносами). Мы знакомы с алгебраической и геометрической прогрессиями, изучаем основы экономики, но при этом нам сложно грамотно распорядиться своими ресурсами – так, чтобы они с минимальными рисками приносили прибыль. Как мы видим, в современном мире очень важно уметь находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, не останавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, но непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.
Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить всех учащихся к жизни, обучив мобильного, функционально грамотного человека, который способен синтезировать все предметные знания для решения конкретной задачи. Так способность учащегося применять знания в жизненных ситуациях определяет его приспособленность в условиях современного мира. Для того, чтобы быть успешным, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Задача формирования функциональной грамотности обучающихся определена педагогическим сообществом как одна из важнейших.
Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников.
Традиционно, функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Требования по формированию функциональной грамотности нашли своё отражение в нормативных документах, регламентирующих образовательное пространство школы и зафиксированных в Федеральных государственных образовательных стандартах. ФГОС начального общего образования содержит целый ряд требований к образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов функциональной грамотности. К таким требованиям напрямую относятся, в частности, следующие предметные результаты по математике:
– использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
– приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
К функциональной грамотности имеет непосредственное отношение и следующее требование к предметным образовательным результатам по окружающему миру:
- осознание норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В требованиях к предмету «Технология» присутствует следующая позиция:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества. Многие вопросы, предлагаемые к изучению в области функциональной грамотности, позволяют конкретизировать изучаемые аспекты, связанные с трудом, сделать их максимально актуальными для школьников (к примеру, в рамках вопросов о формировании семейного бюджета, планирования собственной будущей деятельности, знакомства с основами предпринимательства).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит перечень личностных характеристик выпускника «портрет выпускника начальной школы» (п. 8 ФГОС НОО), среди которых зафиксированы следующие характеристики:
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Таким образом, формирование указанных качеств выпускника начальной школы ориентировано на решение задач формирования основ функциональной грамотности учащегося, без которой нельзя говорить о его полноценной социализации в обществе и о потенциальной безопасности его жизнедеятельности в нём.