kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе»



Формирование экологических представлений у младших школьников

во внеклассной работе


Пойманова Светлана Викторовна, учитель ВКК МБОУ «Лицей №11»

г.Россоши Россошанского района Воронежской обл.


Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

В своей работе по проблеме экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста поставила следующую цель: формирование ответственного отношения младших школьников к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе. Для реализации данной цели формирую у обучающихся реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Для достижения поставленных целей и задач из разнообразия методов и приёмов обучения и воспитания выбрала форму внеклассной работы.

Краеведческий принцип здесь является ведущим. Исследования школьниками реальной жизни в процессе внеклассной роботы, экологическое краеведение даёт материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе. При этом обучающийся может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотоплёнке, в рисунках, схемах и других документах. Всё это делает исследования природной среды и её охраны привлекательными и интересными.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности: праздники, утренники, игры на экологические темы. Разнообразная деятельность даёт возможность обучающимся овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Кроме того, внеклассная форма работы способствует привлечению родителей к организации и проведению экологических мероприятий. Совместная деятельность учителя, детей и родителей создаёт благодатную почву для повышения уровня знаний и воспитанности каждого ребёнка. Родители имеют возможность наблюдать, какие методы и приёмы использует педагог в работе с детьми, чтобы добиться прогнозируемых результатов.

Таким образом, внеклассная работа является важным связующим звеном между формируемыми УУД и компетенциями, так как позволяет закрепить полученные знания.

Формы внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.

  1. Экологическая тропа – это форма ознакомления с территорией, расширения у учащихся знаний о природных объектах, процессах и явлениях. Цель создания экологической тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

  2. Экскурсии – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно и искусственно созданных условиях. Экскурсия имеет большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся.

  3. Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Привлекать школьников к проектной деятельности начинаю постепенно: в начале, это могут быть творческие задания, а уже в 3-4 классах перехожу к более сложным и длительным проектам.

Проектная деятельность имеет высокую познавательную ценность, активизирует умственные способности, развивает речь и коммуникативные качества. Исследовательская работа способствует проявлению у школьников живого познавательного интереса, использование имеющегося опыта и знаний, полученных на уроках окружающего мира и в рамках работы над курсом внеурочной деятельности «Краеведение» (Авторы - составители Л.А. Обухова, Н.С. Махина). Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний. Важно и то, что в проектную работу активно включаются родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

  1. Природоохранная деятельность

В своей работе использую такие виды работы, как защита природной среды (борьба с мусором; подкормка животных; изготовление кормушек для птиц), предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними (рейды в природу, подготовка и проведение бесед и праздников для учащихся начальных классов), пропаганда и разъяснение идей охраны природы (изготовление плакатов, выпуск стенгазет, работа с родителями), сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала).

  1. Экологические игры, задачи и задания

Дети очень любят различные конкурсы, соревнования, викторины. При их проведении активно использую экологические игры, задачи и задания.

  1. Внеурочная деятельность

Особое место занимает курс «Краеведение», который позволяют глубже изучить отдельные вопросы и проблемы экологии, а также выйти на практическое применение экологических знаний. Повышенный интерес вызывают занятия с использованием компьютера, так как при демонстрации материала учащиеся оказываются направленными на существенные характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов.

  1. Экологическая неделя

Цель данного мероприятия – углубление экологических знаний и формированное культуры поведения в природе, формируются такие положительные качества личности, как любознательность, наблюдательность, взаимопомощь.

  1. Летний лагерь с дневным пребыванием – это наиболее удачная форма, когда на базе школы организуется разнообразная экологическая деятельность. В план работы своего отряда включаю мероприятия экологической направленности

  2. Работа с родителями

Советую родителям чаще бывать с детьми у реки, на море, в лесу, поле с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала для поделок. Рекомендую совместно читать книги о природе и смотреть фильмы с обязательным обсуждением.

На родительские собрания выношу такие вопросы «Живая природа – это удивительный и многообразный мир», «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе».

Анкетирование «Природа благодарит», проведённое в конце 4 класса, позволило выявить уровень экологических знаний и культуры школьников, компетенции, позволяющие обучающимся участвовать в практической деятельности по охране природы.

Совпадение экологических знаний и соответствующего им, поведения в природе, выпускников моего класса, рассматриваю, как высокий уровень реализации поставленных пред собой целей и задач.

Список литературы

  1. Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся.- Калуга,1996, 240с.

  2. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков.- Москва, 2001, 64с.

  3. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- Москва, 2003, 56 с.

  4. Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира.- Москва,1998,48 с.

  5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы.- Ярославль,1997,189 с.

  6. Большая детская энциклопедия «Живая природа»- Москва, Росммэн-Издат.,2000, 227 с.







3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе

Автор: Пойманова Светлана Викторовна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация проекта «Деятельность детской организации «Лесовички», как форма экологического воспитания младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-proiekta-dieiatiel-nost-dietskoi-orghanizatsii-liesovichki-kak-forma-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "106421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403009178"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект внеклассного мероприятия по экологии" Лес-источник радости и здоровья. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-ekologhii-lies-istochnik-radosti-i-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "208223"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430754283"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства