Формирование экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе
Формирование экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе
Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
В своей работе по проблеме экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста поставила следующую цель: формирование ответственного отношения младших школьников к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе. Для реализации данной цели формирую у обучающихся реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Для достижения поставленных целей и задач из разнообразия методов и приёмов обучения и воспитания выбрала форму внеклассной работы.
Краеведческий принцип здесь является ведущим. Исследования школьниками реальной жизни в процессе внеклассной роботы, экологическое краеведение даёт материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе. При этом обучающийся может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотоплёнке, в рисунках, схемах и других документах. Всё это делает исследования природной среды и её охраны привлекательными и интересными.
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности: праздники, утренники, игры на экологические темы. Разнообразная деятельность даёт возможность обучающимся овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Кроме того, внеклассная форма работы способствует привлечению родителей к организации и проведению экологических мероприятий. Совместная деятельность учителя, детей и родителей создаёт благодатную почву для повышения уровня знаний и воспитанности каждого ребёнка. Родители имеют возможность наблюдать, какие методы и приёмы использует педагог в работе с детьми, чтобы добиться прогнозируемых результатов.
Таким образом, внеклассная работа является важным связующим звеном между формируемыми УУД и компетенциями, так как позволяет закрепить полученные знания.
Формы внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.
Экологическая тропа – это форма ознакомления с территорией, расширения у учащихся знаний о природных объектах, процессах и явлениях. Цель создания экологической тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Экскурсии – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно и искусственно созданных условиях. Экскурсия имеет большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся.
Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Привлекать школьников к проектной деятельности начинаю постепенно: в начале, это могут быть творческие задания, а уже в 3-4 классах перехожу к более сложным и длительным проектам.
Проектная деятельность имеет высокую познавательную ценность, активизирует умственные способности, развивает речь и коммуникативные качества. Исследовательская работа способствует проявлению у школьников живого познавательного интереса, использование имеющегося опыта и знаний, полученных на уроках окружающего мира и в рамках работы над курсом внеурочной деятельности «Краеведение» (Авторы - составителиЛ.А. Обухова, Н.С. Махина).Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний. Важно и то, что в проектную работу активно включаются родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.
Природоохранная деятельность
В своей работе использую такие виды работы, как защита природной среды (борьба с мусором; подкормка животных; изготовление кормушек для птиц), предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними (рейды в природу, подготовка и проведение бесед и праздников для учащихся начальных классов), пропаганда и разъяснение идей охраны природы (изготовление плакатов, выпуск стенгазет, работа с родителями), сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала).
Экологические игры, задачи и задания
Дети очень любят различные конкурсы, соревнования, викторины. При их проведении активно использую экологические игры, задачи и задания.
Внеурочная деятельность
Особое место занимает курс «Краеведение», который позволяют глубже изучить отдельные вопросы и проблемы экологии, а также выйти на практическое применение экологических знаний. Повышенный интерес вызывают занятия с использованием компьютера, так как при демонстрации материала учащиеся оказываются направленными на существенные характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов.
Экологическая неделя
Цель данного мероприятия – углубление экологических знаний и формированное культуры поведения в природе, формируются такие положительные качества личности, как любознательность, наблюдательность, взаимопомощь.
Летний лагерь с дневным пребыванием – это наиболее удачная форма, когда на базе школы организуется разнообразная экологическая деятельность. В план работы своего отряда включаю мероприятия экологической направленности
Работа с родителями
Советую родителям чаще бывать с детьми у реки, на море, в лесу, поле с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала для поделок. Рекомендую совместно читать книги о природе и смотреть фильмы с обязательным обсуждением.
На родительские собрания выношу такие вопросы «Живая природа – это удивительный и многообразный мир», «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе».
Анкетирование «Природа благодарит», проведённое в конце 4 класса, позволило выявить уровень экологических знаний и культуры школьников, компетенции, позволяющие обучающимся участвовать в практической деятельности по охране природы.
Совпадение экологических знаний и соответствующего им, поведения в природе, выпускников моего класса, рассматриваю, как высокий уровень реализации поставленных пред собой целей и задач.
Список литературы
Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся.- Калуга,1996, 240с.
Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков.- Москва, 2001, 64с.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- Москва, 2003, 56 с.
Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира.- Москва,1998,48 с.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы.- Ярославль,1997,189 с.
Большая детская энциклопедия «Живая природа»- Москва, Росммэн-Издат.,2000, 227 с.