kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Методические рекомендации по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данных рекомендациях рассказано правильном подходе к понятию "Читательская грамотность".Это умения применять в жизни знания и умения, полученные в школею. Эти рекомендации будут полезны для учителей начальных классом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методические рекомендации по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

Коршунова М.А учитель французского языка МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №22 с углублённым изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»

Методические рекомендации по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе


Требования ФГОС таковы, что наряду с традиционным понятием

«грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Основные признаки функционально грамотной личности: это умение изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA

«читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией (читать прежде всего): находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: русского языка и литературного чтения, математики и окружающего мира, и так далее.

Так на уроках французского языка мы анализируем информацию, располагающуюся в содержании учебника: находим нужный раздел или произведение в данном разделе, или страницу, на которой будет текст конкретного автора. Эти умения ребёнок сможет применить в реальной жизни.

Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении:

ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой учебной задачи.

Основная работа по формированию читательской грамотности на уроках французского языка при чтении текстов. Так при ознакомлении с новым произведением я часто использую технологию продуктивного чтения: такую форму работы как прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации (приём антиципация). Он способствует выработки мотивации к прочтению текста, повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением, предопределение учащимися его содержания по названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения.

Также использую прогнозирование и во время «Чтения с остановками» в основной части урока. Сделав паузу в чтении, спрашиваю у ребят: «Как вы думаете, что теперь будет делать герой? Как дальше будут развиваться события?» Таким образом, легко переходим к обсуждению прочитанного. А при следующем прочтении «проверяем» версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций. Эта деятельность направлена на развитие с одной стороны воображения, логического мышления, умения строить гипотезы; с другой стороны на умение вести учебный диалог, принимать мнение товарищей, соотносить и координировать свои действия с действиями других людей.

Знакомясь с произведением, можно использовать приём

«комментированное чтение». В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Прервав ученика, спрашиваю о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.

Для формирования умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами использую прием «Чтение с пометками». Даю ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

1. Знакомая информация.

2. Новая информация.

3. Я думал (думала) иначе.

4. Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Всё это составляющие читательской грамотности: умение самостоятельно понимать текст, истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области. Так на уроках русского языка использую технологию проблемного обучения, стараюсь, чтобы ребята сами делали мини открытия, путём

наблюдения за языковым материалом и приходили к выводу, который потом проверяем по учебнику, прочитав правило.

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста использую приём «Письмо с пробелами». Он хорошо подходит в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала не только на уроках русского языка, но и на уроках окружающего мира, учит детей концентрировать внимание на самом важном.

Составление рассказа о существительном по опорным словам.

  1. Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

  1. Имена существительные имеют постоянные признаки:

Род … , … или ….

Бывают … или …

Существительные изменяются по … и … .

  1. В предложении имя существительное может быть одним из главных членов, а именно ….

На основе проанализированной информации ребята учатся создавать собственные тексты. Для этого использую приём «Написание творческих работ» Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку или стихотворение.

Для развития коммуникативных навыков, умения сотрудничать (одной из составляющей функциональной грамотности) стараюсь чаще применять работу в парах или микро группах.

Здесь ребята должны уже не только применить знания, провести эксперимент, проанализировать, но и уметь представить аргументы, отстоять свою точку зрения при этом вести корректный диалог, уметь выслушать товарища, быть готовым к сотрудничеству.

Таким образом, развитию читательской грамотности необходимо уделять самое пристальное внимание. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Французский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коршунова Марина Анатольевна

Дата: 29.02.2024

Номер свидетельства: 646539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства