Просмотр содержимого документа
«Формирование безопасной жизнедеятельности детей с ОВЗ в образовательном учреждении»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
городского округа Самара
«Формирование безопасной жизнедеятельности детей с ОВЗ в условиях школы - интерната»
Разработала: Викторова Е.А.
учитель начальных классов
Самара, 2021 г.
При создании условий для формирования основ безопасной жизнедеятельности детей с ВОЗ в условиях школы- интерната необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание родителей. К ним относятся:
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства). Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача педагога понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому педагогу необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требуется от специалиста как части субъектной среды:
Ориентация на гуманистические ценности.
Ориентация на улучшение качества жизни.
Акцент не на результат, а на процесс.
Понимание целей инклюзии.
Исследовательская позиция.
Командная работа.
Информационная среда: Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы, ресурс МЭШ и т.п). Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс). Индивидуальный учебный план.
Ресурсы педагога при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ. Педагог в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет: Ресурсы ребенка (его интересы, стремления, способности). Ресурсы семьи (статусы членов семьи, полномочия, психологический климат в доме). Ресурсы среды (местожительство, инфраструктура, транспорт). Образование (дополнительное, индивидуальное). Финансовое обеспечение семьи. На основе этих ресурсов педагог постоянно генерирует идеи.
Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого педагога. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, педагог помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека.
Под обеспечением безопасности жизни и здоровья детей понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.
Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей погибают ежегодно более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию и т.д.
В содержании общеобразовательных программ многих стран мира есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Процесс подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности не может сводиться к формированию у человека простой совокупности знаний и умений – необходимо развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия опасных ситуаций.
Большинство детей, поступающих в школу-интернат, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития детей, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент обучающихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Выработать у них мотивацию к здоровому образу жизни – длительный и непростой процесс, вести нездоровый образ жизни для основного контингента наших детей приятнее, привычнее, естественнее. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.
В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей - ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в школах-интернатах безопасным.
Контингент данных образовательных учреждений является наиболее уязвимым.
В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление педагогических условий, успешного формирования культуры здорового образа жизни в условиях школы-интерната.
Понятие “здоровый образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Мотивация к выбору здорового образа жизни неразрывно связана с формированием безопасной жизнедеятельности детей с ОВЗ. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. При этом важно отметить, что безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях.
В плане воспитательной работы классного руководителя отражены все направления. Личностное развитие, физическое развитие, эстетическое развитие, трудовое развитие, патриотическое развитие. Среди них одно направление отводится именно охране здоровья, формированию у школьников здорового образа жизни, а другое основам безопасности и жизнедеятельности детей. Необходимо стараться выстроить воспитательную работу в классе так, чтобы безопасный и здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью воспитанников.
Для этого можно использовать следующие формы:
- Словесно-логические формы
- Трудовые формы работы
- Игровые (досуговые) формы работы
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы, часы общения, воспитательные часы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания и др. Это «Как помочь сохранить себе здоровье», «Культура начинается со здоровья» «Лекарственные растения», «Здоровье в наших руках», «Закаливание организма», «Школьный травматизм», «Терроризм – угроза обществу», «Мы за ЗОЖ» и т.д.
Формирование безопасной жизнедеятельности должно строиться по следующим основным направлениям:
1. Безопасность на природе.
2. Безопасность на дорогах и улицах населённых пунктов.
3. Безопасность с незнакомыми людьми.
4. Безопасность в чрезвычайной ситуации (при пожаре).
5. Безопасность собственного здоровья.
Работая по перечисленным направлениям, необходимо использовать самые разные методы, формы и приёмы, не забывая всё же, что безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Инертность нервных процессов у детей с ОВЗ способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке. Коррекционное воспитание и обучение в данном случае педагог начинает с наблюдения и исправления действий детей в искусственно созданной развивающей среде, конструируя и реконструируя игровые ситуации безопасного поведения в различных сферах деятельности и общения. На всех этапах обучения и воспитания детей очень эффективной является беседа-обмен мнениями. При должном контакте с ребятами именно в такой беседе ненавязчиво, используя их негативный опыт, которым в такие минуты они охотно делятся, можно определить и коллективно проанализировать ситуацию, оценить правильность, а скорее, неправильность поведения и помочь разобраться, найти адекватный выход, которым они смогут воспользоваться в сходной ситуации.
Другие формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, которые можно использовать в работе:
конечно же, это презентации по самым разным темам. Такие как, например:
«Травматизм»,
«Здоровье-в пепел»,
«Питание»,
«Огонь ошибок не прощает».
Все эти презентации содержат много важной информации, убедительные факты, впечатляющие фотографии. В доступной форме они могут рассказать о проблеме и пути выхода из неё.
Трудовые формы работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, (от ежедневной уборки до ремонта мебели, разбивки и устройства клумбы). Также развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за цветами, работа на учебно-опытном участке и т.п. Здесь самое главное - соблюдать технику безопасности. Для этого необходимо вести журнал техники безопасности. В нем есть инструкции как работать с утюгом, ножницами, иголкой, как соблюдать правила поведения на дороге. Эти инструкции помогают воспитывать убеждение в том, что соблюдение правил ТБ при обращении с предметами домашнего и хозяйственного обихода снижает риск бытового травматизма; формирует умение прогнозировать развитие опасных ситуаций.
Игровые (досуговые) формы работы.
Игры на прогулке играют огромное значение в жизни детей.
Игры могут быть: спортивные, познавательные, конкурсные. Их основной целью является увеличение двигательной активности учащихся с целью оздоровления и укрепления организма. Они носят чаще игровой характер. В функции педагога обязательно входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из игр дети получили адекватную (без признаков утомления) двигательную нагрузку, иначе она не будет оказывать тренирующего воздействия на организм. Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Известно, что дозировать нагрузку в играх значительно труднее, чем в других видах детской деятельности. Игры, в основе которых лежит активный двигательный компонент, очень эмоциональны и особенно привлекательны для детей. Нужно учитывать, что, увлечённые двигательной деятельностью, дети в этом возрасте плохо контролируют свои силы и возможности, а поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные игры и упражнения с более спокойными и менее утомительными.
Кроме того, проводятся экскурсии на природу, соревнования, где также важно соблюдение правил ТБ. Педагоги отвечают за безопасность детей не только в школе, но и за пределами её.
Так же в школе-интернате можно проводитсь«День здоровья». Такие мероприятия обеспечивают крепкое здоровье, двигательную культуру, физическое совершенство, являются живым источником для умственной работоспособности. Наша задача – сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье.
В группе необходимо проводить различные мероприятия, по соблюдению правил дорожного движения. Беседы «Осторожно красный свет», «Безопасное поведение на дорогах», «Беседа о необходимости соблюдения правил безопасного поведения на каникулах» и т.д. Конкурсы рисунков «Мы пешеходы», «Безопасный транспорт будущего», «Зима. Дорога. Опасность!»
Воспитатели должны поддерживать тесную связь с учителем физкультуры, классным руководителем и с медицинским работником школы в течение всего года. Следим за здоровьем детей. Учитывая медицинский аспект, на занятиях использовать элементы здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от
стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Пристального внимания учителей и воспитателяей в ходе этой работы требуют дети риска по здоровью. Например, при нарушениях зрения характер и степень их двигательной нагрузки должны быть особо тщательно дозированы.. Для них на самоподготовку можно подобрать корригирующие упражнения для глаз.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):
Моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»:
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии
25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
По осанке. Комплекс упражнений.
1. И. п. — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п. 2. И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах. 3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить. 4. И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.
Также на занятиях очень важно оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, для этого можно провести физминутку.
Проведение физминуток помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади.
Для получения эффективного результата по формированию безопасного и здорового образа жизни очень важно создать в группе, школе соответствующие педагогические условия:
создание положительной психологической атмосферы,
непрерывность и вариативность форм и методов обучения,
организация работы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания.
Имеются аспекты травмоопасного поведения детей и подростков. Здесь большую роль играют импульсивность, стремление произвести то или иное действие и увлечение игрой, которое нередко заставляет ребенка забывать о грозящей ему опасности.
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.
Психологические причины травм у воспитанников можно разделить на 4 основные группы:
а) низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия;
б) отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий;
в) пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;
г) травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности.
Дети должны знать следующее:
• свой режим, значение режима дня для здоровья; • средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, физкультура; • правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками; • как вести себя в минуту опасности; • механизмы и способы поддержания здоровья; • состояние своего здоровья, уметь следить за ним; • стремиться к физическому совершенству; • иметь представление о необходимости заботиться о здоровье; о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья; • уметь использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов; • различать хорошие и плохие привычки; • относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности; • не иметь вредных привычек; • учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений; • отвечать за свои поступки; • уметь постоять за себя; • жить в гармонии с окружающим миром; • уметь отличать полезные привычки от вредных; Стараться вести здоровый образ жизни.
Эффективность организации педагогической деятельности по формированию культуры безопасной жизнедеятельности у детей зависит от следующих условий: четкости понимания целей, задач, принципов реализации данного процесса, диагностики уровня сформированности культуры безопасного поведения у воспитанников интернатных учреждений, профессиональной подготовленности педагогов, грамотной организации педагогического процесса.
Следует обратить внимание, что достижение цели обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната представляет собой целостную системную работу, при которой исключение любого из приведенных выше аспектов делает невозможным ее полноценное достижение.
Формирование умений безопасного поведения можно рассмотреть как условие социальной адаптации, так как при их формировании учитываются психологические и социально-психологические механизмы социализации:
импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействия на него жизненно важных объектов;
подражание – следование какому-либо примеру, образцу (это один из путей произвольного или непроизвольного усвоения человеком социального опыта);
экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами;
идентификация (отождествление) – неосознаваемое отождествление человеком себя с другим человеком, группой, образцом;
рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.
Письмо Министерства образования и науки РФ
от 4 июня 2008 г. N 03-1423 доводит до общеобразовательных организаций «Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации.
Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 05.07.2007 N 8, а также соответствующих предложений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Целью настоящих Методических рекомендаций является определение методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации, способствующих переходу к более результативным моделям регионального и муниципального управления в части безопасности.
Для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений и организаций, рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, организовать подготовку и повышение квалификации всех категорий педагогических работников образовательных учреждений.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает следующим требованиям:
- наличие периметрального ограждения и освещения территории;
- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
- наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала; ( продемонстрировать папки с паспортами и иной документацией)
- приказы ( определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.)
Рекомендуется ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году согласно формам, направленным письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12.03.2008 N АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 07.06.2008 N 03-1309. Считать антитеррористическую защищенность образовательного объекта одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, рекомендуется при проведении мероприятий по надзору и контролю в отношении образовательных учреждений осуществлять анализ деятельности образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, в том числе наличие локальных актов образовательного учреждения, регламентирующих действия персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций.
При проведении соответствующих мер по антитеррористической защищенности субъекту РФ рекомендуется осуществить разграничение образовательных, научных учреждений и организаций по категориям с учетом степени их террористической уязвимости. Определить субъекты, обеспечивающие их безопасность, установить для каждой категории соответствующий уровень защиты, определяемый спецификой организационных, охранных, режимных и иных мер.
Школа – территория безопасности и здоровья.
Целью работы школы в области безопасности является обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности, путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической, экологической, радиационной, дорожного движения, антитеррористической и технической безопасности зданий и сооружений.
Безопасность в школе обеспечивается по следующим направлениям:
- Выпуск приказов и других распорядительных и инструктивных документов по школе, круглосуточная охрана школы сотрудниками (днем – вахтер, в ночное время – сторож), ежедневное дежурство ответственными сотрудниками администрации школы, а по этажам – учителями и учениками дежурных классов.
- Взаимодействие с Государственными органами (ОГПН, МЧС и др.), разработка и использование «Паспорта антитеррористической защищенности ОУ», «Декларации пожарной безопасности ОУ».
- Изучение и отработка с учащимися вопросов безопасности на занятиях по СБО , классных часах, уроках физической культуры и в неурочное время.
- Выполнение различных технических мероприятий.
- Изменение условий окружающей среды в сторону большего удобства и безопасности в школе-интернате (ремонт помещений, дорожек и т.д.)
Для реализации этих пунктов в школе проводится следующая работа:
Мероприятия по ГО и ЧС
Задачи: обучение учащихся способам защиты от опасностей, возникших при введении военных действий, а так же при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внутренняя и антитеррористическая безопасность
Задачи: обеспечение безопасности функционирования ОУ и укрепление защищенности учащихся в условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов.
- Реализация плана по антитеррористической деятельности школы.
- Подготовка учащихся и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма в образовательном учреждении.
- Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизации ее последствий.
- Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Противопожарная безопасность
Задачи: Проведение массово - разъяснительной работы среди учащихся, служащих и педагогического коллектива по вопросам соблюдения требований противопожарных норм и правил.
- Смонтирована система автоматической пожарной сигнализации (АПС).
- Раз в полгода проводится учебная эвакуация из здания школы, охватывающая 100% учащихся и персонала
- На каждом этаже школы, а так же на стендах в кабинетах располагаются планы эвакуации людей и материальных ценностей.
- В каждом кабинете на стенде есть «Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре».
- Все кабинеты обеспечены первичными средствами пожаротушения.
- Наличие и исправность источников наружного противопожарного водоснабжения.
Своевременно проводятся общешкольные линейки по вопросам соблюдения ПДД, конкурсы среди детей, выступления перед родителями.. Задачи: выявление факторов , обуславливающих школьный травматизм; разработка проектов по снижению воздействия этих факторов; проведение работы по снижению уровня школьного травматизма в образовательном учреждении.
- Пропаганда знаний правил дорожного движения и исключение случаев дорожно-транспортного травматизма среди учащихся школы.
- Проведение практических занятий, классных часов, мероприятий с учащимися 1-9 классов , классными руководителями и учителями о правилах поведения в быту, на дороге, на улице, во время прогулок.
- Проведение инструктажей по изменению условий окружающей среды, с отъездом на каникулы и другим причинам с записью в журнале по ТБ класса и за подписью каждого ученика.
- Просветительская работа с обучающимися, родителями и педагогами по правилам безопасного поведения.
- Привитие навыков оказания первой доврачебной помощи в урочной и внеурочной деятельности.
- Контроль за работой детей в кабинетах повышенной опасности.
-Оформление уголков по ПДД.
- Оформление и обновление стендов по противопожарной безопасности;
- дорожно-транспортной безопасности;
- правилам охраны труда и ТБ для учащихся.
- Соблюдение мер безопасности в классе во время общественно полезного труда.
- Соблюдение мер предосторожности во время массовых мероприятий (новогодняя елка и т.д.), вести учёт и анализ фактов нарушения здоровья детей, даже кратковременного.
В школе имеется медицинский кабинеты, оборудованные всем необходимым для оказания первой медицинской помощи и профилактических обследований.
Все эти мероприятия и направления деятельности позволяют обеспечивать ученикам, сотрудникам, зданию и территории школы необходимую безопасность.
Опасность для человека представляют явления, процессы, объекты, свойства, способные при определенных условиях наносить ущерб здоровью или жизни человека или системам, которые обеспечивают жизнедеятельность людей.
Каждый человек ощущает опасность интуитивно и понимает значение ее по-своему. Согласно выводам экспертов ООН, большинство людей в мире связывают ощущение опасности с будничными проблемами и повседневными хлопотами, а не основывают его на опасении глобальных катастроф или международных конфликтов. -
Поэтому, защита жилья, рабочего места, благосостояния, здоровья, окружающей среды — основные проблемы безопасного самочувствия человека. Ощущение опасности имеет также глубоко индивидуальный оттенок, который главным образом зависит от:
а) уровня социального и духовного развития личности;
б)ситуации и общественного устройства, которые положительно или отрицательно воздействуют на мировосприятие гражданина.
Существуют разные системы классификации — по источникам происхождения, локализации, последствиям, ущербу, сферам проявления и т.п.
Наиболее удачной считается классификация опасностей жизнедеятельности человечества по источникам происхождения, согласно которой все опасности подразделяются на четыре группы: природные, техногенные, социально-политические и комбинированные.
Четвертая группа подразделяется на три подгруппы: природно-техногенные, природно-социальные и социально-техногенные опасности, источниками которых является комбинация разных элементов жизненной среды.
Природные опасности — это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья человека (землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололедицы, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучения, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, инфекционные болезни животных и растений).
Техногенные опасности — это, прежде всего опасности, связанные с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического),,транспортных средств, горючих, легковоспламеняющихся, взрывоопасных веществ и материалов, процессов, происходящих при повышенных температурах и давлении, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования.
Источниками техногенных опасностей являются все опасности, связанные с влиянием на человека объектов материально-культурной среды. Например, выведенная людьми порода собак бультерьер опасна не только для чужих людей, а и для своего хозяина, выведенные в военных лабораториях бактерии, а также организмы, созданные методами генной инженерии.
К социальным опасностям отнесены опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем людей. Это такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность, курение табака, сквернословие и т.п.
Побудителями этих опасностей являются также плохое материальное положение; плохие условия проживания, революции, конфликтные ситуации на межнациональном, этническом, расовой или религиозной почве.
К политическим опасностям относятся конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеологические, межпартийные, межконфессионные и вооруженные конфликты, войны.
Но большинство источников опасностей имеют комбинированный характер:
- природно-техногенные опасности— парниковый эффект, нарушение озонового экрана, смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия грунтов, возникновение пустынь и другие явления, вызванные человеческой деятельностью;
- природно-социальные опасности — химерические (дегенерированные) этносы, наркомания, эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания (заболевания передающиеся половым путем), СПИД (ВИЧ) и др.;
- социально-техногенные опасности— профессиональная заболеваемость, травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на сознание и подсознание человека средств массовой информации и специальных технических средств, токсикомания.
Тем не менее, наличие источника опасности еще не означает того, что человеку или группе людей обязательно должен быть нанесен ущерб или повреждение. К этому может привести конкретный поражающий фактор.
Поражающийфактор– это фактор жизненной среды, который при определенных условиях наносит ущерб, как людям, так и системам жизнеобеспечения, наносит материальный ущерб.
По происхождению поражающие факторы делятся на:
- физические, в том числе энергетические (ударная воздушная или водная волна, электромагнитное, акустическое, ионизирующее излучение, объекты, которые двигаются с большой скоростью или имеют высокую температуру и т.п.);
- химические(химические элементы, вещества и соединения, которые негативно воздействуют на организм людей, фауну и флору, вызывают коррозию, приводят к разрушению объектов жизненной среды);
В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов на организм человека они подразделяются на вредные и опасные.
Вредные –этофакторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижению трудоспособности, заболеванию и даже к смерти как следствию заболевания.
Опасные –факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже к внезапной смерти.
Такое деление поражающих факторов эффективно используется в охране труда для организации расследования, учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обустройства работ, направленных на разработку мероприятий и средств защиты работников и т.п.
По характеру и природевлияния все опасные и вредные факторы делятся на: физические, химические, биологические ипсихо- физиологические.
Деление на источник опасности, опасную ситуацию и опасный фактор проводится в зависимости от задач и прежде всего от уровня системы «человек - жизненнаясреда», которая рассматривается. Например, если для одного конкретного лица или группы людей поражающим фактором являются осколки от взрыва бомбы; падение бомб (бомбежка) является опасной ситуацией, а самолет, из которого осуществляется бомбежка, источником опасности. Для уровня страны или региона, в котором ведутся боевые действия, опасным фактором являются бомбы; появление самолетов, которые несут бомбы – это опасная ситуация, а источником опасности является война.
Один источник опасности может приводить к разного рода опасным ситуациям, а последние порождают разные поражающие факторы (газовая плита - угроза отравления, пожара и взрыва).
Современная жизненная среда, даже бытовая, содержит много источников опасностей – это и электрическая сеть и электроаппаратура, система водоснабжения, медикаменты, отравляющие и пожароопасные вещества, балконы, которые находятся на высоте, охотничье или другое оружие и т. п. Для реализации потенциальной угрозы необходима триада «источник опасности — причина (условие) —опасная ситуация».
Опасность, как правило, проявляется в определенной пространственной области, которая получила название опасная зона.
Пусть не все мы специалисты в этой области, но, как педагоги, ежедневно стоим перед нашими детьми, и наше небезразличие к вопросам безопасности жизнедеятельности обязательно отзовётся в формирующейся личности подростков, ЗУН и внимание к окружающему миру определят правильные стереотипы поведения и их деятельности.
Наиболее существенные проблемы в процессе организации ОБЖ:
-Материально-технические( соответствие условий проживания, обучения безопасному стандарту)
-Обеспечение учебно-воспитательного процесса наглядностью, ТСО, пособиями
- Методика преподавания, методика организации и проведения занятия
( мероприятия)
- Базовый уровень физического и психического состояния ученика с ОВЗ
- Недостаточность общих предметных знаний ученика с ОВЗ
Правила, которые должны знать и выполнять дети при соблюдении ОБЖ:
-Правила дорожного движения на улицах
- Правила пожарной безопасности
-Правила поведения на уроках
- Правила поведения на переменах
- Безопасность при работе с электроприборами, станками, инструментом
-Безопасность обращения с бытовой химией
- Безопасность выхода на природу ( прогулки, сбор ягод и грибов, водоёмы)
Какие поведенческие особенности учеников приводят к нарушениям физического здоровья (ушибы, раны и пр.):
- Низкий самоконтроль детей
- Несформированность личной дисциплины
- Взаимоотношения с младшими( старшими) учениками
-Правонарушения воспитанников школы-интерната
Сегодня мы попробуем себя в роли пострадавших( их руководителей и учителей, организаторов работы по формированию основ безопасности), необходимо каждой сформированной сейчас группе рассмотреть предложенные ситуации( их всего-5) и ответить на поставленные вопросы по существу. Правила дискуссии таковы: первыми отвечают специалисты групп, потом любой из оппонентов, далее – эксперты.
Ситуация №1
Двойка по ОБЖ
Самое печальное во всех репортажах и сюжетах о падении Челябинского метеорита — пострадали дети. Дети пострадали исключительно по безалаберности взрослых, которые забыли физику — скорость звука намного меньше скорости света. Свет — это электромагнитная волна, а звук — механическая. Этому учили раньше в средней школе, и каждый знал, что гром приходит с некоторой задержкой после молнии.
Правила поведения при ударной волне изучали все педагоги в обязательном порядке. В трансляции по «Вести 24″ был показан класс в Челябинске, в котором во время видеозаписи урока вышибло стёкла. Возможно, педагоги не видели вспышки, которую видно было даже в Златоусте.
Ни один из знакомых студентов ЮУрГУ, очевидцев катастрофы, не рассказал, что им преподаватель велел отойти от окна после вспышки, присесть и прикрыть голову руками. Я даже адекватную ссылку не могу найти по этому запросу.
В итоге — одни кинулись к окнам посмотреть, что происходит, и попали под шквал разбитого стекла, другие, как ни в чём не бывало, продолжили свои уроки. Не было оповещения Гражданской обороны, говорят теперь. Те минуты, которые прошли между вспышкой и взрывом — это и было оповещение. После яркой молнии все ждут раскатов грома. Почему же после столь яркой вспышки на небе у педагогов не сработал хотя бы этот условный инстинкт?!
Какие действия педагогов в данной ситуации будут правильными ?
Назовите возможные способы защиты от ударной волны .
Перечислите опасности, которые приведут к подобному поражающему фактору.
Ситуация №2
Выстрелы в школе.
13 марта 2009 года в школу № 1 г. Шилка Забайкальского края ворвался 20-летний Игорь Простакишин в состоянии опьянения, вооруженный карабином и охотничьим ружьем 12 калибра, к которым имел большое количество боеприпасов.
В фойе школы он открыл огонь, после чего вошел в шестой класс на втором этаже, в котором находилось 18 учеников. Заложников он заставил забаррикадировать двери партами, встать на подоконники и парты.
При попытке задержания открыл огонь на поражение, ранив в грудь сотрудника полиции. Задержан, заложники не пострадали.
Осужден 24 ноября 2009 года к 12 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
3 февраля 2014 года произошел трагический случай в Москве. Учащийся 10-го класса школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Что послужило причиной происшедшего выясняет следствие. Одним из основных мотивов "школьных" расстрелов становятся преследования и издевательства со стороны соучеников.
Ряд экспертов подозревают, что агрессия, выражающаяся в "школьных" расстрелах, является побочным действием некоторых препаратов – антидепрессантов группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, которые принимались частью преступников.
Кроме того, подозревают и негативное влияние компьютерных игр с элементами жестокости, однако в реальности их влияние не доказано – ведь убийства в школах начались задолго до изобретения компьютера.
Какие предупредительные меры следует предпринять правоохранительным органам, администрации учреждения, сотрудникам для обеспечения безопасности учеников в школе?
Действия педагогов в подобной ситуации?
Ситуация №3
Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 219 предусмотрена ответственность:
За нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В мае учащиеся вышли на традиционный субботник по очистке прилегающей к школе территории. Граблями и руками собрали в кучу прошлогоднюю листву, сучки и ветки, обрывки брошенных нерадивыми детьми тетрадей. Классный руководитель отошла с сообщением об успешном завершении работы к руководителю .
В этот момент один из мальчиков- курильщиков поджёг собранный мусор своими спичками. Огонь заискрил по сухой траве и распространился на ближайшие молоденькие сосёнки. Загорелась хвоя… Мальчик попытался затоптать огонь, но на нём загорелась верхняя одежда…Порывистый ветер грозил перекинуть пламя на могучие взрослые деревья.
Какие действия должны предпринять учащиеся и их классный руководитель?
Какую первую помощь при ожоге следует оказать ребёнку?
Ситуация № 4
Детские и спортивные площадки.
Прокуратура г.Омска выявила грубые нарушения в деятельности образовательных учреждений по обеспечению условий безопасности жизни и здоровья детей во время обучения
Основанием для проведения проверки послужили участившиеся факты несчастных случаев, происходящие с несовершеннолетними на детских и спортивных площадках.
В соответствии с действующим законодательством, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а также нести ответственность за создание необходимых условий для их учебы, труда и отдыха.
В ходе проверки было установлено, что стадионы, детские площадки, а также спортивные залы и игровые комнаты, используемые общеобразовательными учреждениями, детскими садами и спортивными школами, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Так, на футбольных полях ряда школ г. Омска располагались незакрепленные, либо имеющие ненадежное крепление ворота, в спортивных залах некоторых образовательных учреждений были установлены «шведские стенки», пролеты или рейки-перекладины которых частично отсутствовали или имели ненадежное закрепление, гимнастические скамейки неустойчивы. Детские домики, горки, песочницы и другие сооружения ряда дошкольных образовательных учреждений не вкопаны в землю.
Что делается в нашем учреждении для устранения нарушений и обеспечения условий безопасности учебно-воспитательного процесса?
Какие проблемы безопасности ещё не устранены в школе-интернате?
Какие обязанности у педагогов по функционалу при проведении уроков и мероприятий в помещениях и на площадках школы?
Ситуация №5
Взрывное устройство.
В помещении школы обнаружен подозрительный предмет, похожий на взрывное устройство. В целях недопущения возможного взрыва
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- прикасаться к подозрительному предмету;
- заливать его жидкостями, засыпать порошками и грунтом, волочить и накрывать материалами;
- пользоваться мобильниками и другими приборами вблизи данного предмета;
- оказывать любое воздействие на него;
- искать другие взрывоопасные предметы до прибытия специалистов.
Какой алгоритм действий необходим в сложившейся ситуации ?
Когда можно возобновить занятия в школе?
Тесты для выявления уровня знаний учащихся 4 классов
по ОБЖ
1. Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:
А) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;
Б) начну тушить пожар в квартире;
В) сообщу о пожаре, спрячусь в дальнем углу, буду ждать пожарных.
2. Что будешь делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?
А) залью огонь водой;
Б) вынесу сковороду из кухни;
В) выключу газ, накрою сковороду крышкой.
3. Как выходить из зоны лесного пожара:
А) на ветреную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, берегам рек, ручьёв;
Б) в противоположную от пожара сторону;
В) параллельно кромке пожара.
Мероприятия, направленные на созданиепедагогических условий для формирования основ безопасной жизнедеятельности детей с ОВЗ в условиях школы- интерната.
Ознакомиться с планами по ГО ЧС, с материалами Паспорта антитеррористической защищённости учреждения.
Продолжить обучение воспитанников основам безопасности жизнедеятельности, используя различные формы, добиться выполнения задач , обеспечивающих высокий уровень их знаний и умения действовать в условиях ЧС.
Провести практические занятия по эвакуации постоянного состава школы-интерната в ночное и дневное время. Разнообразить содержательную часть уроков, занятий, воспитательных мероприятий материалом по формированию основ безопасности жизнедеятельности, обеспечить УВП необходимыми учебными и наглядными пособиями, раздаточным материалом и цифровыми средствами.
Обобщить опыт работы педагогов по теме педсовета. Создать необходимые условия для проведения занятий факультатива по ОБЖ.
Провести мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности на пришкольной территории
Ответственные - кл. руководители, учителя, воспитатели. Срок : постоянно.