Урок: литературное чтение
Название занятия: Фольклор. Малые жанры: песни, потешки, прибаутки, заклички, считалки. Развитие речи.
Общая цель: Познакомить с понятием устное народное творчество.
Ожидаемый результат:
- знают понятие «устное народное творчество»
- знают названия различных жанров, имеют о них общее представление
- умеют назвать особенности таких жанров устного народного творчества как потешка, пестушка, прибаутка
- умеют составлять потешки, пестушки, прибаутки
Тип урока:
Работа по ознакомлению учащихся с новым материалом
Задания: Работа в мини-группах
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Выставка книг «устного народного творчества», иллюстрации учебника, слайдовая презентация, компьютер
Ход урока:
Психологический настрой:
Какое время года наступило?
Что происходит в природе осенью?
Вспомните осенние дожди. Опишите их.
Как думаете, дожди приносит вред или пользу?
Обоснуйте свой ответ.
- Давайте произнесем стишок про дождь.
Дождик, лей, лей, лей,
Ты водицы не жалей,
Землю нашу поливай,
Будет славным урожай!
Не боимся хрипоты,
Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!..
- Знаете что сейчас произнесли? Голосянку.
В голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.
Сегодня будем знакомиться с новым жанром литературы, к которой и относятся эти голосянки
Презентация
(15 мин)
І. Работа над формированием навыка сознательного чтения
1. Чтение скороговорки (прием чтения «задом - наперед»), сначала медленно, затем быстрее.
Ардыв в ордев то ырдыв алунрын.
Ардыв в ердев с йодов алуноту.
(Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.)
(5 мин)
2. Чтение мигающего текста (чтение пословиц)
Десять, двадцать, тридцать, сорок
Всем сорокам сорок корок!
Сорок, сорок, сороков -
Выходи, и будь таков!
- Как думаете, что прочитали? Почему можно сказать, что это считалка?
- А вы знаете какие – нибудь считалки? Расскажите.
- Откуда вы знаете эти считалки? Кто вас им научил? А эти люди откуда их узнали? А кто автор считалок?
- Такие произведения, у которых нет автора, называются народными, или фольклор. Именно с такими произведениями и будем знакомиться на последующих уроках
(10 мин)
Основная часть
(20 мин)
Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Знакомство с материалом учебника об устном народном творчестве
Чтение текста на странице 21
(5мин)
2. Знакомство с малыми жанрами: песямии, потешками, прибаутками, закличками, считалками.
Работа ведется в мини-группах: каждая группа выбирает один из жанров и готовит материал по выбранному жанру и выразительное чтение одного из произведений.
После подготовки, группа презентует работ.
Взаимооценивание: формативное оценивание «Устные комментарии».
(15 мин)
Подведение итогов
(5 мин)
І. Рефлексия
Формативное оценивание «Обобщение в одном слове»
ІІ. Д/з провести опрос среди знакомых о фольклоре, подобрать материал по одному из жанров