Эстетическое воспитание на уроках и во внеклассной работе младших школьников.
Эстетическое воспитание на уроках и во внеклассной работе младших школьников.
Процесс эстетического воспитания благотворно влияет на на развитие учащихся, способствует развитию мышления,эмоционально-грамотной речи,экологической культуры и творческих способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание на уроках и во внеклассной работе младших школьников.»
«Эстетическое воспитание младших школьников в современных условиях»
Герасимова Ирина Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №18 г.о. Красногорска, Московской области
Кем бы ты ни был, жизнь твоя должна быть духовно богатой,
Ты должен видеть прекрасное, и уметь любоваться им.
Герман Титов
В условиях современного общества возрастает значение эстетического воспитания, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями. Важно сформировать у ребенка самостоятельность в нравственно-эстетической оценке действительности путем формирования интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прошлому своего народа, к духовным ценностям отечественной культуры, к красоте природы.
1.Одна из главных задач учителя-дать жизнь слову, помочь приобщить ребенка к художественной литературе как искусству слова. А это значит, что нужно постигать каждое произведение как искусство, открывать «тайны» неизведанного. Стараюсь пробуждать интерес школьника к содержанию произведения. Очень важно подготовиться к художественному исполнению произведения, чтобы знакомство с ним стало для детей чем-то близким, личным. Чтение произведения, прежде всего направленно на пробуждение у учеников чувства, развитие у них образного мышления. Это связано с пониманием художественного произведения как единство формы и содержания. Художественное исполнение, которое предстоит выполнить на уроке, требует особой эмоциональной подготовки. А именно: как расставить логические ударения, наметить, в каком месте надо выдержать паузу, где повысить, а где понизить голос. Очень важно увидеть слова, которые помогут понять ученикам художественное слово. Текст читает учитель, а дети слушают. И очень важно, как они слушают. Каждый ученик слушает произведение. Но может ли он услышать его? Тридцать три ученика слушают одного учителя, к которому привыкли, видят его мимику, следят за жестами, ловят движение губ, глаз. Но дети слышат порой разное. В этой среде восприятий будет столько, сколько будет воспринимающих учеников. Тридцать три учащихся-это тридцать три восприятий одного и того же. Важно сохранить эмоциональный настрой, в который смог окунуться каждый ребенок. Восприятие произведения-это внутренний процесс, и не каждый ребенок сразу может выразить свои собственные мысли и чувства. Но каждый из них осмысливает услышанное, прочитанное, опираясь на свой личный опыт, воспринимает услышанное как лично, как часть самого себя. Ученик раскрепощен, он непосредствен в выражении своего отношения к героям, поступкам, действиям. Его захватывает содержание. Ребенок начинает «погружаться» в произведение, ему это нравиться. Он находит выход фантазии. Происходит всплеск чувств при соприкосновении с прекрасным. Я вступаю в беседу, задавая тон: начинаю оценивать, рассуждать, для того чтобы потом только поощрять удачно найденные слова-образы. Я чувствую, как оживает их мысль, обостряется чувство, необходимое для самостоятельного рассматривания, анализа.
2.Убеждена, что, чем раньше ребенок научиться удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и уникальнее как личность будет он сам. Учитель должен уметь чувствовать прекрасное, радоваться и удивляться, понимать язык природы, окружающего мира, искусства. Именно искусство как своеобразная форма отражения и познания мира формирует в детях эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, с помощью которого они ощущают истинную ценность явлений окружающего мира. Эстетическое воспитание пробуждает в душе ребенка тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, которые не позволяют ему творить зло. Искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияния насилия и жестокости.
Основная задача уроков литературного чтения-оказать произведением искусства эмоциональное воздействие, вызвать в душах учеников отклик, определенные чувства, без которых осложняется глубокое восприятие жизни и ее понимание. Стараюсь возбудить чувства и мысли ребят, которые способствуют обогащению его духовного мира и вызывают живую беседу в связи с прочитанным. Одна из проблем, которую приходиться решать, как вызвать у детей более глубокие эмоциональные переживания, а содержание художественного произведения сделать более прочувствованными, «своим». Считаю, что если на уроке литературного чтения дополнительно к работе над текстом прослушать соответствующую музыку, рассмотреть картину художника, то это вызовет у ребят больше чувств и эмоций.
Музыка и изобразительное искусство-хорошие помощники на уроках литературного чтения. А если музыка, литературное произведение и картина созвучны, имеют одно и то же содержание, то понять, прочувствовать, пережить прочитанное литературное произведение можно так глубоко, как, может быть, никаким другим путем. Искусство помогает «открыть уста детей», желание поделиться своими чувствами и мыслями, пробуждает фантазию, помогает осознать свое место в этом мире.
В чем же заключается суть интеграции на моих уроках? Объединение элементов-учебных предметов: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство. Серия интегрированных уроков дает мне большие возможности для развития у детей эмоциональной сферы, желания высказаться, помогает ученикам получить глубокие музыкальные впечатления и адекватно перенять их. При этом развивается фантазия, обогащается понятийный багаж, растет языковая культура.
1.Большие возможности для эстетического воспитания и развития дают уроки, на которых учащиеся выполняют тематические композиции, связанные с изображением пейзажа в различные времена года. С этой целью я провела уроки по темам: «Осенний лес», «Праздник первого снега». Дети выполняли задания в необычной для них технике-монотипии. Они с удовольствием работали с кусочками поролона, создавая красочный осенний лес, рыхлую поверхность первого снега, с трафаретами, оставшимся от предыдущего урока, на котором и познакомились с термином силуэт. В начале урока настраиваю учеников на лирический лад, использую для этого показ репродукции картин художников, прослушивание отрывков из произведений писателей и поэтов, композиторов. Эмоциональное переживание-важное условие развития творческого воображения, успеха в изобразительной деятельности. Такие уроки стараюсь проводить как можно чаще, так как они способствуют развитию восприятия, воображения, фантазии, художественного вкуса, помогают вводить детей в мир прекрасного.
2.Важным средством эстетического воспитания является окружающая среда. Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А. Сухомлинский. Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил К.Д. Ушинский: «… я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Красоту природы дети способны воспринимать с раннего детства, так как она проста и доступна.
Наиболее доступна для восприятия декоративная красота природы. Это яркие крупные цветки, а иногда и листья растений, их необычные формы, пестрая окраска птиц, насекомых, пение птиц и т.д. Это могут быть цветущие в цветниках до поздней осени декоративные растения. Они обычно смотрятся как яркое пятно на фоне серых осенних дней. Очень красивы растения в пору золотой осени, деревья, покрытые изморосью, или с причудливыми хлопьями снега на ветках. Особенно красивы ель с белыми хлопьями снега на живой зелени хвои, рябина и калина с гроздьями ярких красных ягод: красные ягоды невольно останавливают внимание на себе, заставляют любоваться собой. Восторг ранней весной вызывают первые цветущие растения на голой еще земле.
Но наличие природной среды еще не формирует эстетического вкуса. Фундаментом его являются наблюдательность и фантазия. Поэтому я учу детей наблюдать за природой, не просто смотреть на предметы, а всматриваться в них, вслушиваться в них. Смотреть легко-видеть трудно. Чтобы развить у ребенка умение видеть предметы, использую несложные приемы. Предлагаю предмет с малым количеством деталей: Раковину, лист растения, красивый камень, отдельный цветок и т.д. Постепенно подбираю большие сложные для восприятия предметы с разнообразной формой, цветовой гаммой и т.д. Ребята внимательно рассматривают предмет потом закрывают глаза и представляют его в деталях. Прошу рассказать о предмете наблюдения. Если ученик что-то упустил, предлагаю еще раз посмотреть и рассказать, что он упустил. Это кропотливая работа. При первых признаках утомления переключаю детей на другую деятельность.
Другое важное условие эстетического развития детей-это создание условий для проявления ребенком радости, гордости, восторга от увиденного. Предлагаю детям ответить на такие вопросы, чтобы оценить красоту природы: «Чем тебе нравится это растение (листок, цветок, животное и т.п.)?», «Почему ты считаешь, что оно красивое?». В процессе наблюдения красоты предлагаю детям увидеть что-то необычное. Например, в облаке можно увидеть гору в снежной шапке, зверя, человека, причудливое дерево и т.п. Такие наблюдения развивают не только эмоции, но и воображение, что важно в эстетическом воспитании. Весной слушаем разноголосое пение птиц, пытаемся узнавать в их хоре голоса кукушки, воробья, скворца, синцы, жаворонка. Спрашиваю какое настроение вызвало пение этой птицы, как она поет: задорно, весело, песня приятная, неприятная, грустная, озорная, ласковая. Не упускаю возможности красоты и изящества в движениях объектов природы: полеты птиц, бабочек, движениям рыбок в аквариумах. Побуждаю детей к словесным описаниям увиденного, выражением чувств. Говорю детям: «Как бы сейчас порадовались родители, если бы услышали вас? Давайте создадим что-то такое, чтобы дома можно было подарить папе и маме. Пусть и они испытают такие же чувства, что и вы сейчас». Дети выбирают свой способ выражения чувств. Такой подход способствует более высокому уровню проявлению индивидуального творчества и фантазии. Художественные произведения о природе так же способствуют эмоциональному развитию детей. Важным условием является сочетание непосредственных наблюдений и художественное произведение. Трудно пройти мимо ярких осенних красок деревьев, трудно не выразить чувства восторга, восхищения от увиденного. Дети по-своему описывают красоту. Но на первых парах выражения этих чувств довольно простое: понравилось, не понравилось, красиво, не красиво и т.п. И тут художественные произведения о природе, например, стих И. Бунина «Лес, точно терем расписной», С. Есенина «Белая береза под моим окном» оказываются кстати. Школьники слушают стихи с особым настроем: ведь они выражают их чувства и переживания. Поэтический строй языка художественного произведения отдельные слова, выражения активно входят в речь ребенка. Образовательная природная среда несет в себе высокий потенциал эстетического воспитания детей.
3.Воспитанию любви к прекрасному способствует и родительские собрания с участием детей. Например, я провела собрание на тему: «Эстетическое воспитание ребенка в семье-школа высококультурного человека». Обсуждали с родителями проблему формирования эстетической культуры ребенка, демонстрировали им достигнутые успехи в развитии эстетической культуры во внеклассной и учебной деятельности. Для этого подготовили выставку рисунков учащихся на тему: «Мои любимые цветы», разучили песни, стихи, танцы.
Процесс эстетического воспитания благотворно влияет на развитие учащихся, способствует развитию мышления, эмоционально-грамотной речи, экологической культуры и творческих способностей.