Просмотр содержимого документа
«Эссе "Из опыта работы"»
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надо удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнам, которые его там ждут ? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку. не заставляя силой. С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Это всегда меня беспокоит. Убеждена, что принуждению не должно быть места в школе. Ведь это мир красок, звуков, света, фантазии, творчества, сказки, игры.
В школе работаю 20лет, стараюсь строить уроки так, чтобы детям было интересно, увлекательно, чтобы как можно полнее раскрыть способности каждого ученика, дать выход его фантазии, энергии, любознательности.
Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота, непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы не использовать это в учебном процессе? Но как разглядеть, талантлив ли ребенок? В поисках ответа на этот вопрос, я пришла к выводу, что единственного правильного, объективного толкования творческой деятельности, применимой для всех случаев, дать вообще нельзя, т. к. проявление творчества, одаренности настолько многообразны. И все же в работах великого педагога Л. С. Выгодского для себя я выделила основополагающие действия. Взяла их за алгоритм и использую в своей практике.
Руководствоваться определенным образом (пассивно- подражательная деятельность).
При проектировании и организации своих уроков не стоит забывать, что знание - фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющиеся у него информации, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике.
Например, при выполнении задания: «Собери пословицу из слов», и придумай свою.
ВЕЧЕРА, ДЕНЬ, НЕЧЕГО, ДО, ДЕЛАТЬ, КОЛИ, СКУЧЕН.
Ученик справится с этим заданием, когда у него будет необходимое количество знаний. Ребенок помнит и знает много пословиц.
Чтобы достичь хороших результатов в развитии творческих способностей, необходимо помнить о строгом отборе учебного материала. Раз в единицу времени ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, надо отобрать сведения, необходимые для решения данной задачи. Еще Конан Дойл словами Шерлока Хоммса сказал, что мозг это «чердак», и от нас зависит, чем мы его заполним - хламом, или нужными вещами.
Начиная с первого класса, стараюсь чтобы на уроках присутствовали примеры творчества: художественные произведения, поэзия – тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах, образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость встреч с окружающим миром. Чувствовать красоту и гармонию окружающего мира детям помогает и музыка. Любовь к музыке у каждого из них возникает по - своему: одни ее ощущают сразу, а в других это чувство нужно побуждать.
Чаще всего на уроках в начальных классах приходится сталкиваться с многократностью повторения изучаемого материала. Это и понятно, ведь осмысление получаемой информации у детей этого возраста наступает при 100 –200 кратном повторении (Н. Ф. Талызина). Но это очень нудно для детей этого возраста и может получиться, так что пропадет интерес к изучаемому предмету. Я считаю, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет и, не может быть полноценного творческого развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие расширению словарного запаса: «Доскажи словечко», «Назови одним словом», «Слово потерялось» и мн. др., способствующие развитию памяти, внимания, наблюдательности: «Какой предмет лишний», «поиграем в эхо», «Спринт», «Умники и умницы», «Клуб знатоков» и т. д.
В процессе игры дети вступают не в мнимые, а в реальные отношения. Игра снижает возможность корысти между партнерами, в игровой деятельности постепенно создаются ситуации, которые требуют от участников самостоятельного решения, инициативы, нестандартного мышления и смелого поступка.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, использую в своей работе загадки, т.к. они требуют от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, расширяют кругозор детей, развивают логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению).
После пассивно- подражательной деятельности предлагается постепенно переходить к активно- подражательной. Это значит ученики могут из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих действий один из них.
При выполнении любых заданий, решений, поставленных задач учитель должен оказывать поддержку, помощь, подмечать, одобрять, поощрять действия ученика.
И только учитывая выше сказанное можно рассчитывать на то, что ученик захочет и сможет придумать или создать качественно новое, т. е. будет заниматься творческой деятельностью. Результатом такой деятельности должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, стихотворение, сочинение, игрушка, сказка, рисунок и т. д.
Обращаю внимание на то, что без огромной подготовительной работы нельзя получить что-то необычное, т. к. это необычное не может возникнуть в одну секунду.
При написании сочинения «Осень - рыжая подружка»! мы с ребятами сначала сходили на экскурсию, нашли в литературных произведениях как можно больше эпитетов, сравнений, характеризующих природные явления осени, вспомнили пословицы, загадки, слушали музыкальные произведения, на уроках изобразительного искусства нарисовали многоликую осень, а на уроке труда изготовили осенние листочки. У всех ребят они получились разные. Нет ни одного похожего. И только потом мы пишем сочинение на этих листочках. Оформляем в нашем уголке корзину сочинений, которая заполнена листочками ребят.
Сочиняют у меня мои ученики и стихи. На первых порах с опорой на одну строчку: Выпал беленький снежок
И наш дом как теремок
И знакомый нам мороз
В окнах росписи нанес.
Или ………………………..
Льдом покрылся бережком
Думал я гулять пойду
Только шубку не нашел.
С опорными словами: ……… мастер
………. фломастер
………. горит
……… говорит
Или ………. друг
………. Круг
……… быстрей
……… веселей
Выходи скорее друг
Встанем мы с тобою в круг
Выходи скорей, быстрей
С тобою будет веселей.
У меня есть друг
Мы бросаем мячик в круг
И бросаем кто быстрей
Чтоб нам было веселей.
А чуть позже в 3-4 классах приносят свои стихи, или придуманную сказку, оформленную в книжке-малышке, которую изготовили своими руками.
Развитие творческих способностей младших школьников считаю одной из основных ориентировочных задач современной школы. Ведь развивая творческие способности детей на всех уроках, я помогаю своим ученикам не только красиво писать сочинения, но одновременно у них обогащается речь, развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему миру, расширяется словарный, речевой запас, смекалка, изобретательность, стремление добывать знания, трудолюбие. И это все, несомненно, пригодится им на протяжении всего жизненного пути.
А общество получит полноценных людей – воспитанных, активных, здоровых нравственно и физически, способных к творчеству.
Все начинается с детства. И от нас, учителей, зависит, чтобы к каждому ребенку пришел успех в учении, а его школьные годы стали ступеньками становления человека и гражданина. Успех в учебе - первостепенное условие становления личности. В. А. Сухомлинский сказал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(258) "Эссе "Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ)""
["seo_title"] => string(159) "essie-formy-i-mietody-raboty-po-podghotovkie-uchashchikhsia-k-novym-vidam-itoghovoi-attiestatsii-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie-v-9-i-11-klassakh-gia-i-iege"
["file_id"] => string(6) "342233"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1472984418"
}
}