Эссе
Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).
Интерес к учению есть
только там, где есть
вдохновение, рождающееся
от успеха.
В.А. Сухомлинский.
Выпускные экзамены – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Жизнь доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением их применять. Этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к новой. Анализ экзаменационных работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. У каждого учителя сформировался свой стиль подготовки обучающихся к экзаменам. Педагог продумывает каждый урок.
Девизом моей работы является высказывание В.А. Сухомлинского: «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Так как я считаю, что качество сдачи экзамена зависит от мотивации и целеустремленности учащихся: какого результата они хотят добиться? Конечно, не все учащиеся осознают значимость знаний в их дальнейшей жизни, но здесь большая роль отводится нам, учителям и родителям, готовым всегда прийти на помощь ученикам.
Я с гордостью могу сказать, мои ученики никогда не имели репетиторов, своих учеников я готовлю к сдаче экзамена сама. А деревенские дети требуют к себе особенного подхода, так как эти дети часто со слабыми знаниями; в семьях, к сожалению, низкая образовательная среда, не способствующая развитию ребенка. Если ребенка с детства не приучили слушать и слышать, если родители не контролируют успеваемость, то успех ученика полностью зависит от учителя. Поэтому сельскому педагогу некогда расслабляться, он должен везде и всюду быть примером для учащихся и много-много трудиться. Моя задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.
Моя работа как учителя-предметника включает в себя:
- изучение нормативных документов по итоговой аттестации;
- изучение демонстрационных вариантов КИМ и изменений в них;
- составление рабочих программ;
- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы;
- работа со слабоуспевающими учениками;
- работа с одаренными детьми;
- ведение диагностических карт;
- мониторинг уровня усвоения учебного материала и западающих тем;
- проведение дополнительных и индивидуальных занятий;
- проведение репетиционных экзаменов;
- анализ результатов, выявление недочетов.
Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ осуществляется по следующим направлениям: информационная работа, содержательная подготовка, психологическая подготовка. Использую технологии проблемного обучения, групповой деятельности, информационно-коммуникационные технологии. Составляю тематические карточки для подготовки к экзаменам из сборников предыдущих лет, из Открытого банка заданий ФИПИ. Получается колоссальный объем и разнообразие тренировочных вариантов. Важно подбирать трудные варианты из КИМов разных лет и редакций, разбирать их, записывать верные ответы, давать затем на проверочных и диагностических работах. Необходимо осуществлять одинаковую нагрузку как по содержанию, так и по времени, для всех школьников( сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, то есть слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый.
Наиболее эффективно выстраивать подготовку по тематическому принципу, формировать устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов, алгоритмы действий. Необходимо обучить оценке объективной и субъективной трудности заданий, умению распределять время на то или иное задание.
Ну и, конечно, работу по подготовке к экзаменам начинаю с 5 класса. Провожу контроль остаточных знаний на начальном этапе. Заводим общие тетради для записи правил, исключений. В них же проводится работа по комплексному анализу текста, предложения.
Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными в среднем звене?
Взаимопроверка усвоения правила.
Диалог у доски.
Работа «Хочу спросить».
Карточка для соседа.
Тестовая работа с последующей взаимопроверкой, он-лайн тестирования, работа с тренажером.
Проводя комплексную работу с текстом, мы проводим и лексический разбор текста, повторяя при этом некоторые виды разбора.
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. Учащиеся указывают средства художественной изобразительности, определяют, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств.
В 5-7 классах осуществляю интенсивную работу по орфографии, по подбору стилистических синонимов, осложненное списывание текста с заданием.
Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах.
В период обучения русскому языку с 5 по 7 класс можно осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка.
В 8-9 классах работаю над синтаксическими нормами, отрабатываю навыки работы со словосочетанием, по нахождению грамматической основы, по пунктуации.
В старших классах необходим мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки по каждому заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ и пробных экзаменов. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, спланировать работу по их устранению. Индивидуальная программа ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, составленная на каждого ученика, позволяет проводить дополнительные занятия целенаправленно и дифференцированно.
Ученики нуждаются в повторении изученного материала и в овладении более совершенными навыками. Почти на каждом уроке для повторения необходимо использовать лингвистические разминки, содержащие задания ЕГЭ. Они помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ. Для повторения можно использовать ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.
Таким образом, на протяжении всего учебного процесса идет ориентировка на личность обучающегося, на его внутренний мир, где таятся его еще не развитые способности и возможности, на его проблемы в освоении программы, отработке основных умений и навыков. Для каждого учащегося созданы условия для активизации познавательной деятельности. Все это позволяет подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов, быть незакомплексованными, свободно мыслящими, самостоятельными, компетентными и коммуникабельными. Свое эссе хочу закончить словами: «Дорогу осилит идущий!»