Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается воспитание гражданственности и патриотизма. Краеведческая деятельность во всех ее формах способствует развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно — нравственного и физического развития, изучению малой родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается воспитание гражданственности и патриотизма. Краеведческая деятельность во всех ее формах способствует развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно — нравственного и физического развития, изучению малой родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Курс элективных занятий «Наш край» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир». В ходе его изучения учащиеся продолжат на более глубоком уровне знакомиться с историей города Мичуринска, жизнью местного населения , его культурой, бытом. Он позволит расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся 2 класса начальной школы. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Составлена с учетом регионального компонента.
Актуальность программы возрастает в связи с ростом нравственного воспитания, когда огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение малой родины.
Цель курса «Наш край» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Задачи курса:
- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края,
- познакомить учащихся с историей города,
- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города,
- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество,
- развивать творческие способности учащихся.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы , методы и приёмы:
творческие задания
практические работы,
самостоятельный поиск,
- экскурсии
чтение стихов, рассказов русских писателей и поэтов; чтение легенд,;
знакомство с картой Мичуринского района, энтомологическими коллекциями, репродукциями картин мичуринских художников;
беседа, объяснение;
групповая работа;
исследования, опыты, мониторинги;
метод проектов;
игровые упражнения;
викторины;
прослушивание природных шумов, песен о мичуринском крае, голосов птиц;
составление гербария, икебаны, Красной книги мичуринского леса, написание сочинений – миниатюр, придумывание сказок, историй;
рисование.
Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические задания, участвуют в проведении дидактических игр. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов. Особое место отводится самостоятельной работе при выполнении заданий творческого характера. Особенность данного курса в том, что занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее.
Материал программы может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, математика. Он неразрывно связан с уроками ИЗО, трудового обучения, музыке, что способствует развитию младшего школьника. Рекомендуется проводить интегрированные занятия, привлекая учителей музыки и ИЗО, работников музеев, а также экскурсии, заочные путешествия и путешествие по экологической тропе.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
принцип последовательности;
принцип культуросообразности;
принцип деятельностного подхода.
Речевая деятельность и работа с информацией
Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.
Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
Беседы с людьми старшего поколения.
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков,
-создание целостного образа города,
-повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,
-осуществление патриотического, эстетического и экологического воспитания.
Учащиеся должны знать :
географическое положение города
государственную символику
историческое прошлое
природу родного края
местные полезные ископаемые
Учащиеся должны уметь :
Находить свой город на карте Тамбовской области
Работать с дополнительной литературой
Различать изученные группы растений и животных
Выполнять правила поведения в природе
Изготавливать экологические памятки
Результативность:
воспитание информационной культуры учащихся;
наличие положительных результатов;
участие в исследовательской работе;
развитие рефлексивной культуры;
развитие творчества.
Организация и проведение итоговых работ:
Защита проектов
Создание презентаций
Создание буклетов
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы:
физическая карта Тамбовской области;
глобус;
Красная книга РФ
Книга Памяти Тамбовской области
сборники пословиц, поговорок, загадок;
сборники стихов и рассказов русских писателей и поэтов, поэтов и писателей зямляков;
легенды и мифы древних народов;
репродукции картин художников;
аудиозаписи для прослушивания, магнитофон;
гербарий;
Содержание программы.
Введение в курс.
Наукоград, что в имени твоём? Я –мичуринец. Особенности природы нашего края. Природа нашего края в произведениях художников, писателей, поэтов.Культурная жизнь города.
Водоёмы нашего края.
Богатство и красота мира воды. Легенда о владыке всех морей и океанов из греческой и римской мифологии.
Водоёмы Тамбовской области. Виды водоемов Мичуринского района: реки- Цна, Ворона, Воронеж, Матыра, Битюг, Савала, Карачан
Наиболее крупные озера - Рамза в Кирсановском районе, Красное в Моршанском районе, Чистоозерное, Святовское, Чистое и Княжное в Тамбовском районе.
Живой мир реки Лесной Воронеж.
Охрана воды.
Растительность.
Живые объекты природы. Лес словно терем расписной.
Легенды о цветах, кустарниках, травах, обитающих в лесах Тамбовской области и Мичуринского района.
Знакомство с представителями лесного сообщества: деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Грибы- самостоятельное царство. Учёные о грибах. Зачем грибы лесу?
Виды лесов по названию деревьев, в них произрастающих: липняк, бор, ельник, рябинник, осинник, орешник, роща, дубняк.
Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления.
Практическая часть: рассматривание образцов растений в гербариях, оформление фотоальбома “Цветы моего города”, рисование, сочинение-миниатюра на тему “Мой любимый цветок”, составление и красочное оформление «Красной книги Мичуринского леса».
Животный мир.
Виды животных, обитающих в Тамбовской области и Мичуринском районе.Основные животные Тамбовской области: бурый медведь, выхухоль, рысь, байбак. Красная книга Тамбовской области. Памятники природы.
Пернатые нашего города и области.
Практическая часть: Составление загадок. Оформление буклетов. Викторина о животных Тамбовского края. Рисование картин с изображением животных.
История моего города
Козлов-Мичуринск- наукоград. И город возник на холме. Герб города. Старинные храмы города. Его имя носит наш город-И.В.Мичурин. Главная площадь города. Любимые уголки нашего города. Знаменитые учёные нашего города. Подвиг наших земляков в годы ВОВ. Жизнь и творчество известных художников нашего города. Творческое наследие писателей и поэтов.
Учебно-тематическое планирование.
(34 часа)
№
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности
Введение в курс.
1
Географическое положение города Мичуринска.
1
Рассказ учителя
2
Природа нашего края.
1
Рассказ учителя
3-4
Природа нашего края в произведениях художников, писателей.
2
Заочная экскурсия.
5
Литературная гостиная.
1
Экскурсия в музей им. Голицына.
Водоёмы нашего края.
6-7
Водоемы.
2
Занятие-беседа
8
Обитатели водоёмов
1
Занятие -беседа
9
Охрана водоёмов.
1
Практическое занятие.
Растительность.
10
Наши леса, поля, болота.
1
Занятие -беседа
11
Лекарственные травы.
1
Занятие -викторина
12
Грибы ( ядовитые и съедобные).
1
Занятие - викторина
13
Игра «Бабушкина кладовая».
1
Практическое занятие
Животный мир.
12-13
Звери леса
2
Занятие -диспут
Занятие -игра
14-15
Птицы нашего края
2
Занятие -игра
Занятие -викторина
16
Охрана природы
1
Занятие -зачёт
17
Сочинение загадок о животных
1
Занятие творчества
18
Конкурс «Зеркальце природы»
1
Занятие -конкурс
19
Викторина «Наш край»
1
Занятие - викторина
История моего города.
20
Герб города.
1
Занятие -творчества
21-22
Из глубины веков.
2
Заочное путешествие
23-24
Монастыри , соборы, церкви.
2
Занятие экскурсия.
25-26
Известные люди Мичуринска.
2
Рассказ учителя Занятие -встреча.
27
Их именами названы улицы города.
1
Занятие -тест
28
«Книга Памяти».
1
Занятие-беседа
29
Встреча с ветераном
1
Занятие-встреча
30
Подготовка проектов «Мой город»
1
Творческое занятие
31
Защита проектов «Мой город»
1
Занятие защита проекта
32
Повторение.
1
Занятие-аукцион.
33
Викторина «Мой город»
1
Урок-викторина
34
Экскурсия в краеведческий музей.
1
экскурсия
Литература:
Тамбовская энциклопедия/ гл. науч. ред. Л.Г. Протасов.- Тамбов: Администрация Тамб. области; ООО «Изд-во «Юлис», 2004.- 704 с.: ил., карты.
С четырех сторон Россия…/ сост. Г. Сельцер, В. Дорожкина, И. Овсянников.- Тамбов: ОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2003.- 312 с.
Земля тамбовская/ под общ. ред. Г.И. Сельцера.- М.: Изд-во «Планета», 1982.- 213 с.
Страницы истории Тамбовского края/ науч. ред. Л.Г. Протасов.- Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986.- 223 с.
Сохранский А.В. Легенды и предания тамбовского края. – Тамбов. Юлис. 2004. 108 с.
Елегечев И. В русском лесу: Рассказы. – М.: Современник, 1981. 415 с
Баранов В. Люди и память. Повесть, рассказы, очерк. – Тамбов. Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 2001. 751 с.