Программа элективного курса:"Начинающему агроному"
Программа элективного курса:"Начинающему агроному"
Как сделать учеников успешными в учебной деятельности, а их обучение интересным, увлекательным, продуктивным?
На мой взгляд важно учесть индивидуальные особенности учащихся на основе диагностики их интересов и склонности к тому или иному виду и направлению учебной деятельности.
Считаю, очень важно сегодня создать единую довузовскую систему образования, позволяющую не только привить интерес к химии, но и подготовить школьников к правильному выбору профессии, что особенно важно для прогресса воспитания и образования в сегодняшних условиях.
Наша Персиановская МБОУ СОШ №61 и Донской государственный аграрный университет в рамках существования Донской аграрной Научно-образовательной Ассоциации проводят различные совместные мероприятия. Особое место занимает научно-исследовательская работа. Хотя развивающийся потенциал исследовательской деятельности учащихся реализуется не сразу, но организация экспериментальной работы дает учащимся почувствовать себя в роли ученых, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное.
В Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общего образования, обозначены цели перехода к профильному обучению. Для реализации этой цели помимо профильных общеобразовательных курсов введены элективные курсы. Они обладают большим потенциалом в реализации нового содержания образования: они мобильны, позволяют работать творчески как учителю, так и ученику, создают ситуацию профильной пробы для учащихся и учителей, стимулируют их на принятие решений, анализ результатов.
Считаю, что результативность элективного курса будет достигнута только в том случае, если у учащихся появиться возможность осознанного выбора . Для этого нужны определенные условия: во-первых, учащиеся должны ясно осознавать свои интересы, планы, во-вторых, они должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенного элективного курса. Для этого необходимо проведение учителем презентации элективного курса, чтобы учащиеся имели представление о его содержании.
Опыт научно-исследовательской деятельности учащихся в нашей школе является ведущей составляющей содержания профильной пробы элективного курса: «Начинающему агроному».
Образовательный уровень элективного курса предусматривает личностно-ориентированное обучение, а также имеет социальную и практическую направленность. В учебно-научно-исследовательскую работу с элементами научного поиска включается выполнение научных рефератов, докладов учащихся на научных конференциях, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, исследовательская работа по самостоятельной – выбранной тематике.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся на основе их интересов и склонностей к выбору профессий, связанных с сельским хозяйством, а также местными условиями и возможностями.
Эта программа рассчитана на 1 час в неделю, тесно связана с курсом химии. Она знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии, методами анализа почв, растений и удобрений.
Изучение этого курса и участие учащихся в сельскохозяйственном производстве содействуют формированию склонности к труду, связанному с сельским хозяйством. Составленная программа тесно связана с курсом химии. Знания, полученные на уроках химии, закрепляются, дополняются и углубляются на занятиях элективного курса.
Программа учитывает специфику и потребность в изучении химии в сельском хозяйстве. Поэтому изучение отдельных тем данного курса увязано с местным сельскохозяйственным окружением – учебным хозяйством «Донское» и Донским государственным агроуниверситетом.
Значительный объем в программе данного курса занимают сведения о разных видах удобрений, характеристику которых желательно давать по плану: состав, физические свойства удобрений, химические реакции для их распознавания, взаимодействие с почвой и другими удобрениями, способы применения удобрений и эффективность их действия на урожайность сельскохозяйственных культур.
Другую часть программы курса составляют сведения о почвах Ростовской области, о химии почвы, на основе которых учащиеся намечают способы улучшения её состава и плодородия.
Ядохимикаты и физиологически активные вещества целесообразно характеризовать по плану: состав, название, физическое состояние, рабочая форма применения (раствор, эмульсия, порошок, аэрозоль), возможность составления смесей с другими веществами, нормы и сроки применения.
Практические занятия элективного курса предусматривают проведение учебных опытов и опытов с элементами исследования.
Тесная взаимосвязь нашей школы с учебным хозяйством «Донское», с кафедрой химии Донского Государственного аграрного университета позволяет учащимся правильно сориентироваться в выборе профессии; не случайно среди выпускников Персиановской средней школы № 61 много агрономов, агрохимиков, зооинженеров, ветеринарных врачей и технологов по переработке сельскохозяйственной продукции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса:"Начинающему агроному" »
Программа элективного курса
для 9 классов общеобразовательной школы.
«Начинающему агроному»
«Бывает, что очень крупное растение
начинает расти из маленького зерна»
Восточная мудрость
Если Вы решили стать агрономом –
наследником и продолжателем
крестьянских традиций,
то Вам желательно иметьвысшее образование
Как сделать учеников успешными в учебной деятельности, а их обучение интересным, увлекательным, продуктивным?
На мой взгляд важно учесть индивидуальные особенности учащихся на основе диагностики их интересов и склонности к тому или иному виду и направлению учебной деятельности.
Считаю, очень важно сегодня создать единую довузовскую систему образования, позволяющую не только привить интерес к химии, но и подготовить школьников к правильному выбору профессии, что особенно важно для прогресса воспитания и образования в сегодняшних условиях.
Наша Персиановская МБОУ СОШ №61 и Донской государственный аграрный университет в рамках существования Донской аграрной Научно-образовательной Ассоциации проводят различные совместные мероприятия. Особое место занимает научно-исследовательская работа. Хотя развивающийся потенциал исследовательской деятельности учащихся реализуется не сразу, но организация экспериментальной работы дает учащимся почувствовать себя в роли ученых, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное.
В Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общего образования, обозначены цели перехода к профильному обучению. Для реализации этой цели помимо профильных общеобразовательных курсов введены элективные курсы. Они обладают большим потенциалом в реализации нового содержания образования: они мобильны, позволяют работать творчески как учителю, так и ученику, создают ситуацию профильной пробы для учащихся и учителей, стимулируют их на принятие решений, анализ результатов.
Считаю, что результативность элективного курса будет достигнута только в том случае, если у учащихся появиться возможность осознанного выбора . Для этого нужны определенные условия: во-первых, учащиеся должны ясно осознавать свои интересы, планы, во-вторых, они должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенного элективного курса. Для этого необходимо проведение учителем презентации элективного курса, чтобы учащиеся имели представление о его содержании.
Опыт научно-исследовательской деятельности учащихся в нашей школе является ведущей составляющей содержания профильной пробы элективного курса: «Начинающему агроному».
Образовательный уровень элективного курса предусматривает личностно-ориентированное обучение, а также имеет социальную и практическую направленность. В учебно-научно-исследовательскую работу с элементами научного поиска включается выполнение научных рефератов, докладов учащихся на научных конференциях, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, исследовательская работа по самостоятельной – выбранной тематике.
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся на основе их интересов и склонностей к выбору профессий, связанных с сельским хозяйством, а также местными условиями и возможностями. Эта программа рассчитана на 1 час в неделю, тесно связана с курсом химии. Она знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии, методами анализа почв, растений и удобрений.
Изучение этого курса и участие учащихся в сельскохозяйственном производстве содействуют формированию склонности к труду, связанному с сельским хозяйством. Составленная программа тесно связана с курсом химии. Знания, полученные на уроках химии, закрепляются, дополняются и углубляются на занятиях элективного курса.
Программа учитывает специфику и потребность в изучении химии в сельском хозяйстве. Поэтому изучение отдельных тем данного курса увязано с местным сельскохозяйственным окружением – учебным хозяйством «Донское» и Донским государственным агроуниверситетом.
Значительный объем в программе данного курса занимают сведения о разных видах удобрений, характеристику которых желательно давать по плану: состав, физические свойства удобрений, химические реакции для их распознавания, взаимодействие с почвой и другими удобрениями, способы применения удобрений и эффективность их действия на урожайность сельскохозяйственных культур.
Другую часть программы курса составляют сведения о почвах Ростовской области, о химии почвы, на основе которых учащиеся намечают способы улучшения её состава и плодородия.
Ядохимикаты и физиологически активные вещества целесообразно характеризовать по плану: состав, название, физическое состояние, рабочая форма применения (раствор, эмульсия, порошок, аэрозоль), возможность составления смесей с другими веществами, нормы и сроки применения.
Практические занятия элективного курса предусматривают проведение учебных опытов и опытов с элементами исследования.
Тесная взаимосвязь нашей школы с учебным хозяйством «Донское», с кафедрой химии Донского Государственного аграрного университета позволяет учащимся правильно сориентироваться в выборе профессии; не случайно среди выпускников Персиановской средней школы № 61 много агрономов, агрохимиков, зооинженеров, ветеринарных врачей и технологов по переработке сельскохозяйственной продукции.
Цели программы:
- возможность личного выбора образовательной траектории;
- взаимосвязь и единство в организации познавательной деятельности учащихся на уроках химии и на занятиях элективного курса;
- знание теории, истории науки, умение решать химические задачи с сельскохозяйственным содержанием, владеть навыками химического эксперимента;
- повышать качество учебно-воспитательного процесса;
- подготовка учащихся к выбору профессии.
Задачи курса:
Расширение и углубление знаний учащихся по химии.
Развивать у учащихся интерес, творческий подход и навыки экспериментирования.
Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных заданий в рамках профильной пробы и на этой основе развивать их профессиональные устремления, склонности и способности.
Всемерно использовать межпредметные связи, учить комплексному использованию знаний по разным предметам.
Направления и виды деятельности
Теоретическое: Подготовка докладов, рефератов, учебных проектов. Решение задач с сельскохозяйственным содержанием и задач повышенной трудности
Экспериментальное: Практические и лабораторные опыты. Экспериментальная исследовательская работа учащихся
Содержательная часть программы
Введение.Агрохимическое обслуживание сельского хозяйства. (1час).
Тема 1. Значение основных элементов в питании растений (4 часа).
Понятие о питании растений. Условия необходимые для роста и развития растений.
Процесс фотосинтеза, биоактивные элементы (углерод, водород, кислород, йод, фосфор, кальций, магний, железо, калий)
Вынос питательного элемента из почвы. Опыт с водными культурами.
Практическая работа №1 (Определение воды, крахмала, сухого вещества)
Тема 2. Состав и свойства почв (4 часа).
Почвы Ростовской области. Характеристика и свойства почв.
Кислотность почвы и её влияние на растения.
Известкование кислых почв.
Практическая работа № 2. Качественное и количественное определение кислотности почвы.
Тема 3. Классификация удобрений (2 часа).
Основные виды и формы удобрений. Решение задач.
Местные удобрения, их приготовление, хранение и использование.
Тема 4. Микроудобрения (3 часа).
Борные и медные удобрения.
Марганцевые и молибденовые удобрения.
Цинковые и другие удобрения, перспективные для культур южного сельскохозяйственного региона.
Тема 5. Минеральные удобрения (3 часа).
Азотные, фосфорные и калийные удобрения.
Сложные и смешанные удобрения. Определение питательности удобрения.
Практическая работа № 3. Распознавание минеральных удобрений.
Тема 6. Бактериальные удобрения (2 часа).
Виды и значения бактериальных удобрений (нитрагин, фосфоробактерин, культуры силикатных бактерий).
Практическая работа № 4. Условия действия удобрений на почву и растения.
Тема 7.Зелёные удобрения (3 часа).
Сидераты и сидерация.
Бобовые культуры и их значение. Изучение сидератов по гербарию.
Практическая работа № 5. Решение расчетно-практических задач.
Тема 8. Химическая защита растений (2 часа).
Вредители и болезни сельскохозяйственных культур (на примере учебного хозяйства «Донское»)
Инсектициды, фунгициды. Правила хранения пестицидов.
Тема 9.Протравливание семян (2 часа).
Фунгициды и бактерициды, их влияние на урожайность культур и получение устойчивого посевного материала.
Практическая работа № 6. Знакомство с гербицидами в учебном хозяйстве «Донское».
Тема 10.Химическая борьба с сорняками (1 час).
Виды сорняков и борьба с ними на полях учебного хозяйства “Донское”.
Тема 11. Стимуляция и торможение роста и развития растений (1 час).
Общее понятие о физиологическиактивных веществах; дефолиация и десикация; стимуляция и торможение жизнедеятельности растений.
Тема 12. Пригодность воды для сельскохозяйственных культур. (3 часа).
Определение пригодности воды для орошения.
Определение жесткости воды.
Использование результатов анализа для оценки пригодности воды.
Тема 13. Экологические проблемы и хозяйственная деятельность человека.(1 час)
Тема 14. Технология переработки сельскохозяйственной продукции (1час).
Научно-практическая конференция на тему: «Начинающий агроном».
Примерное тематическое планирование учебного материала элективного курса:
Тема, изучаемые вопросы
Кол- во
часов
Демонстрации, лабораторные опыты
Форма
занятия
Образова-
тельный
продукт
Введение. Агрохимическое обслуживание сельского хозяйства.
1
Видеофильм: «Про-фессия - агроном»
Встреча с учеными ДГАУ. Презента-ция про-
фильной
пробы. Ан-
кетирова-
ние.
Сообщения
учащихся:
“Мой выбор”
Тема 1. Значение основных элементов в питании растений
4
Понятие о питании растений Условия необходимые для роста и питания растений.
1
Лабораторный опыт, демонстри-рующий зависи-мость роста рас-тений от условий.
Беседа,
дискуссия
Работа с
таблицами
Процесс фотосинтеза, био-активные элементы (углерод, водород, кислород, азот, фосфор, кальций, магний, железо, калий)
1
Конференция
Доклады учащихся
Вынос питательного элемента из почвы. Опыты с водными культурами
1
Лабораторный опыт
Дискуссия
Отчет по
лабораторному опыту
Практическая работа № 1. Определение воды, крахмала, сухого вещества.
1
Практичес-кая работа с элемента-ми иссле-дования
Составле-
ние плана
итоговой
работы(по
выбору –
реферат, исследова-
ние и т.д.)
Тема №2.Состав и свойства почв.
4
Почвы Ростовской области. Ха-
рактеристика и свойства почв.
1
Демонстрации.
Коллекции почв
Экскурсия в ДГАУ.
Семинар.
Отчет-анализ
данных о
почвах Ростовской области
Кислотность почвы и её влияние на растения
1
Лабораторный
опыт
Учебный
проект.
Выступле-
ния уча-
щихся. Мини-ис-
следования.
Известкование кислых почв
1
Урок-экс-
курсия.
Опорный
конспект.
Отчет по
экскурсии.
Практическая работа №2
Качественное и количественное определение кислотности почв
1
Практичес-кая работа №2
Отчет о практичес-кой работе
Тема № 3
2
Основные виды и формы удобрений
1
Коллекции удобрений
Лекция с элементами беседы
Опорный конспект
Местные удобрения
1
Образцы удобрений
Семинар
Сообщения учащихся
Тема № 4. Микроудобрения
3
Борные и медные удобрения
1
Демонстрация образцов
Устный журнал
Выступле-ния учащихся
Марганцевые и молибденовые удобрения
1
Видеофильм
Лекция- беседа
Конспект
Удобрения, перспективные для культур южного с/х региона
1
Встреча с
учеными.
Экскурсия в Ботани-ческий сад
Тема№5 Минеральные удобрения
3
Азотные, фосфорные и калийные удобрения
1
Демонстрация образцов
удобрений
Лекция- беседа
Опорный
конспект
Сложные и смешанные удобрения. Определение пита-
тельности удобрений.
1
Коллекция удобрений
Урок-прак-
тикум. Ре-
шение задач. Де-
монстрация
опытов.
Составле-
ние таблиц.
Анализ пи-
тательнос-ти удобре-
ний
Практическая работа № 3. Рас-
познавание минеральных удоб-
рений
1
Практичес-кая работа
Отчет о
практичес-кой работе
Тема № 6. Бактериальные
удобрения
2
Виды и значение бактериальных удобрений
1
Видеослайды
Презента-
ция
Таблица,
работа с
дополни-тельной литерату-рой
Практическая работа № 4. Условия действия удобрений на почву и растения
1
Мини-исследование
Практи-ческая работа
Отчет о
практичес-кой работе
Тема № 7. Зелёные удобрения
3
Сидераты и сидерация
1
Семинар
Опорный
конспект
Бобовые культуры и их значение
1
Гербарий
Дискуссия
Сообщения учащихся
Практическая работа № 5 .Реше-
ние расчетно- практических
задач
1
Решение расчетных задач(прак-
тическая работа)
Решение задач с с/х
содержа-
нием
Тема № 8. Химическая защита растений
2
Вредители и болезни с/х культур
1
Демонстрация коллекций
Лекция
Опорный
конспект
Тема № 9. Протравливание семян
2
Фунгициды и бактерициды,
их влияние на урожайность с/х культур
1
Лабораторный опыт
Беседа
Анализ данных об урожайнос-ти зерно-вых культур в
учебном хозяйстве
“Донское”
Практическая работа № 6, Гербициды
1
Образцы гербицидов
Практическая работа
Отчет о практичес-кой работе
Тема № 10. Химическая борьба с сорняками.
1
Виды сорняков и борьба с ними
на полях учебного хозяйства
“Донское”
1
Видеослайды.
Образцы сорняков.
Учебный
проект
Выступ-ления учащихся
Тема № 11. Стимуляция и торможение роста и развития растений
1
Общее понятие о физиологически активных веществах; деформация и десикация; стимуляция и торможение жизнедеятельности растений
1
Лекция
Опорный
конспект,
доклады,
рефераты
(по выбору)
Тема № 12. Пригодность воды для с/х культур
3
Определение пригодности воды
для орошения .
1
Лабораторные опы-ты (река, скважина,
колодец)
Практичес-кая работа
с элемента-
ми иссле-
дования
Анализ ре-
зультатов
исследова-ния
Определение жесткости воды
1
Лабораторные опы-ты
Учебный
поект
Отчет об
исследова-
тельской
работе
Использование результатов анализа для оценки пригодности
воды
1
Работа с компью-
терами и справоч-
ными таблицами
Урок-пре-
зентация
Тесты.
Творческие
работы
учащихся
Тема№13.Экологические проблемы и хозяйственная деятельность человека