kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем.Всё возрастающее значение (обучение, воспитание и развитие) подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работе в школе, в том числе и начальной, которая позволила бы воспитывать и обучать поколения людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений к окружающей среде. Важность экологического воспитания переоценить невозможно.            

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»»

























«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»































Калюшева Альфия Расимовна

Староатлашская СОШ-МОУ

Старокулаткинский район

с.Старый Атлаш

Ульяновская область

















2015 г.























«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

Учитель начальных классов

Староатлашской СОШ-МОУ

Калюшева А.Р.

В настоящее время, я считаю, у человечества нет более насущной проблемы, чем экологическая. Надо, чтобы каждый учитель проникся тревогой и ответственностью за состояние среды, в которой мы живем, осознал необходимость формирования у детей, будущих хозяев этого мира. Мне кажется, в создавшихся условиях учителя, классные руководители не испытывают дефицит фактического и методического материала для проведения занятий по воспитанию у учащихся экологической культуры.

Когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Всё возрастающее значение (обучение, воспитание и развитие) подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работе в школе, в том числе и начальной, которая позволила бы воспитывать и обучать поколения людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений к окружающей среде. Важность экологического воспитания переоценить невозможно.

В начальной школе закладывается основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать , улучшать, облагораживать природную среду. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его - формирование человека, который в школе ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Одно из значимых направлений деятельности школы – работа по экологическому образованию и воспитанию. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из её основ. Программа экологического воспитания должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей. Экологическое воспитание должно представлять собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь целью формирование у человека мировоззрения, основанного на представление о своем единстве с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение её в первозданном виде, а на её развитие, способное содействовать развитию общества.

Существуют два термина – «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе не определяют направленность деятельности человека. Экологическое воспитание важно и тем, что оно затрагивает нравственно- эстетические стороны. Мы, учителя из далекой глубины, часто совершаем путешествия с учениками в мир природы. Через восприятия и ощущения получаем всю гамму красок природы. Пение птиц, журчание родника, аромат цветов действуют на нас так вдохновенно, что лица учеников начинают светиться добротой, искренностью в благодарность матери природы. Сущность взаимосвязи образовательных задач, обучения развития в целом раскрыта Л.С. Выгодским: его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспеченье развитие высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности. Экологическое образование его содержанием выступает средством развития личности ребенка, следовательно, оно должно соответствовать содержанию развития, отражать его. Несмотря на различные подходы к разработке содержания в развивающих системах, можно выделить общие требования к содержанию. Содержание должно быть системой научных понятий (Л.С. Выгодский); системы теоретических, которые лежат в основе обобщенных действий и которые приводят к их осознанному усвоению (Л.В. Занков); генетически исходные понятия, которые раскрывают происхождение, становление в развитие какого- либо предмета и лежат в основе принципов действий (В.В. Давыдов).

Введение в учебный процесс экологических упражнений с содержанием практических и познавательных задач, с которыми ребенок не может «сходу» справиться, вызывает внутренний «познавательный» дискомфорт, как результат незнания. Вначале это носит разлитый характер, при котором ученик не может четко определить предмет своего незнания, но в результате анализа практически познавательной задачи предмет незнания четко определяется, что и способствует зарождению собственно учебной мотивации.

На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. В наше время возникла необходимость принципиально нового подхода - осознание природы и общества, как функционально равных частей единого целого.

Естественное следствие нового подхода - понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.

В становлении экологической культуры личности важная роль принадлежит годам детства. Детство - это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к природе и людям. Основная цель экологического образования и воспитания - формирование ответственного отношения человека к природе. Все мы дети Природы. И с малых лет человек должен познать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Экологическое образование в настоящее время является
приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы. В связи, с чем наиболее актуальной стала проблема разработки содержания экологического образования, форм и методов, способствующих внедрению современных технологий.

В решении задач экологического образования младших школьников немаловажное значение имеет проблема реализации элементов развивающего обучения. Дети по своей природе «умственные лентяи». Они с младенчества привыкли к тому, что за них думают, решают, а иногда и делают взрослые. В начальной школе требуется «разбудить» их мысль. Развивающее обучение направлено на то, чтобы научить детей думать, размышлять. Проблема развивающего обучения на столь актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался над ней. Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, а предлагает их слияние в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцельно, а условием развития школьников.

Экологическое образование, его содержание выступает средством развития личности ребенка, следовательно, оно должно соответствовать содержанию развития, отражать его. Особое внимание к проблеме экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и постоянным взаимодействием ребенка с природой.

Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширение сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его взаимодействия с природой. Именно поэтому так важен в экологическом образовании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Экологическое образование имеет специальные методы, включающие детей в коллективный поиск; это создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спроса, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог и другие. Задание по экологии направлены, в первую очередь на систематизацию, обобщению знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Технология разработки заданий по экологии доступна каждому учителю. Главная ее особенность - смотреть на мир глазами ребенка, чувствовать его интерес и понимать многочисленное «Почему?», а так же системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребенком как с партнером.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социо природной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

В современных условиях, когда последовательно и наступательно осуществляется перевод общества в иную социально-экономическую системы, по-новому должны функционировать все обслуживающие ее подсистемы, в том числе и общеобразовательная школа. Известно, что успех обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от культуры, интеллекта и профессионального уровня педагогов. Успешность экологического образования на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения. Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельской школы, так как для обучающихся в ней детей природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни.

В качестве одного из основных требований, предъявляемых к содержанию начального экологического образования, выступает необходимость развития научных знаний на основе достоверной информации о состоянии окружающей среды и взаимодействия с ней человека. Ученными всего мира признано, что сохранение жизни на планете зависит от изменения системы ценности и поведения каждого жителя Земли. Осознание окружающей среды как ценности особого рода, обладающей способностью жизни обеспечения, эстетическими, практическими и другими качествами, происходит на основе развертывания знаний об окружающей среде.

Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становления экологической культуры личности и формирования экологически оправданного поведения человека? Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой свой жизни, в состав которой включены окружающий населенный пункт природные экосистемы - лес, луг, озеро, река или болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает детей с раннего возраста. При этом младших школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды.

Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь ее эстетической привлекательностью. Для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения экосистем, которые образуют, естественное окружение жителей села. Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без предварительных объяснений со стороны учителя, зарегистрировать те не желательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Ученики понимают, что наиболее сильно на окружающую среду влияют три вида загрязнений, связанные с добычей и переработкой сырья, производством пищи и развитием транспорта. Накопление загрязнений, обусловленное промышленное, транспортной и сельскохозяйственной деятельностью человека, сопровождается разрастанием территорий мусорных свалок. Все названные причины приводят естественные компоненты среды к деградации и разрушению.

Жизнь в сельской среде способствует так же глубокому пониманию проблемы в развитии экологической ситуации, характерной как для той местности, где живут и учатся школьники, так для сложившейся в мире. Так, если для городского школьника проблема поддержания нормального температурного режима в квартире связанно с технологией подачи горячей воды в трубы и батареи, то для учащихся сельской местности эта проблема ассоциируется в первую очередь с использованием природных ресурсов (дров, угля, торфа, газа) и выбросами в окружающую среду значительных количеств углекислого газа и сажи, а также с динамикой состояния здоровья людей.

Наша деревня находится в одном из самых красивых уголков природы, окруженном со всех сторон лесами и бархатисто-зелёными лугами. В деревне протекает очень тихая река «Избалык» Один из способов привлечения внимания учащихся к экологическому состоянию села стало открытие экологической тропы. Её маршрут проходит по улицам села старый Атлаш. Остановки располагаются как у интересных и красивых природных объектов, так и у мест, где заметнее всего видны следы бездумного, грубого отношения к природе. Ребята разработали несколько экскурсий по тропе: «Деревья в селе», «Чистая капля», «История моего села».

Последние несколько лет одним из важнейших мероприятий стала акция «Старый Атлаш - чистое и зелёное село». Экологические десанты приводят в порядок не только свою школьную территорию, но и обочины дорог, сельское кладбище, стихийно возникшие свалки мусора, родники. Жители села и учащиеся были обеспечены саженцами, которые посадили в память своим дедам, прадедам в лесу Победы около 300 саженцев. Возле памятников посадили розы. Наиболее продуктивной формой экологической работы можно назвать организацию конкурсов плакатов, рисунков, проектных работ, фотографий, стихов, сказок и так далее. Во-первых, подобные акции позволяют охватить большой круг учащихся; во-вторых, они дают возможность проявиться в творческом плане; в-третьих, школьники получают возможность поразмышлять о своих чувствах, высказать собственное мнение. Всё это играет важную роль в становлении экологически грамотной личности. Конкурсы плакатов «Берегите окружающую среду», «Мой любимое село», «Чистый воздух» и т.п. призывают внимательно присмотреться к окружающему миру. Нами сделано много полезных дел, но на этом работа не завершается. Чем меньше мусора будет на планете: во дворе, на улице, в селе, тем зеленее станут деревья, тем чище станет воздух. Успешность развития экологической работы и формирование экологического сознания основаны на совместной деятельности детей и взрослых в неформальных условиях. Участники приобретают новый социальный опыт, преодолевая традиционное отчуждение обучаемых и обучающихся в условиях школьной среды. Развивается уверенность в необходимости и возможности личного участия в решении локальных и глобальных проблем, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекается внимание общества к проблемам окружающей среды.

В заключение следует заметить, что учителю, реализующему цели и идеи экологического образования в практике начального обучения сельских школьников, важно представлять, какие компоненты окружающей среды и каким образом можно использовать в качестве объектов учебно-познавательной деятельности. Осуществление же интенсивных усилий по сознанию и преодолению деградации окружающей человека среды способно обеспечить благополучное будущее для следующих поколений жителей сел, да и городов. Для меня, сельского учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда появилась какое-то безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации воспитания. Но это тема безгранична. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленькую речку, берега которой превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу - не будет и России.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

Автор: Калюшева Альфия Расимовна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Экологическое воспитание в ГПД"
    ["seo_title"] => string(35) "ekologhichieskoie_vospitaniie_v_gpd"
    ["file_id"] => string(6) "360799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479660726"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "«Экологическое воспитание учащихся среднего звена во внеурочной деятельности в соответствии с условиями ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(129) "ekologhichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-usloviiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "129231"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415647987"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства