Просмотр содержимого документа
«Эффективные способы чтения текста и повышения уровня понимания у школьников начального образования»
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Х.Асланова - преподаватель кафедры методов дошкольного, начального и специального образования Бухарского регионального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного образования
Система непрерывного образования в нашей стране улучшается день за днем. В частности, эффективная организация дошкольного и начального образования и внедрение современных подходов к нему оказывают положительное влияние на качество и эффективность процесса усвоения учебных материалов у учащихся старших классов общеобразовательных школ. Современное образование, с другой стороны, предполагает полную реализацию знаний, переданных школьникам. Обеспечение учащихся теоретическими и практическими знаниями в области математики, родного языка, чтения, естествознания, техники и других предметов в начальных классах является гарантией их всестороннего развития. В частности, развитие навыков чтения, правописания и арифметической грамотности у учеников начальных классов, формирование у них навыков грамотности, повышение уровня понимания прочитанного, повышение интереса учащихся к чтению осуществляется с раннего возраста. Улучшение «грамотности чтения» у учащихся начальных классов означает развитие «грамотности», а не проверку скорости чтения. Международная ассоциация оценки образовательных достижений является международным партнером исследовательских институтов, исследовательских агентств, ученых и аналитиков, работающих над оценкой, пониманием и улучшением образования во всем мире. В этой сети некоммерческих и независимых организаций участвуют более 60 стран и более 100 учебных заведений. В этом отношении существуют различные методологические подходы, одним из которых является международная система оценирования PIRLS. Эта система представляет собой метод изучения качества мониторинга чтения в странах с разными системами образования, который позволяет сравнивать и показывать качество чтения и понимания текста учениками 4-х классов в разных странах, а также изменения в системе образования разных стран. Исследования PIRLS проводились в четырехлетней шкале с 2001 года в течение пяти лет. Это занимает высокое место среди международных исследований. Количество стран, участвующих в этой программе, растет с каждым годом. С 2001 года проводился 4 раза. Последнее исследование PIRLS было проведено в 2016 году. На сегодняшний день в этом исследовании приняли участие 35-50 стран. Исследование PIRLS исследует качество чтения и понимание текста, прочитанного выпускниками 4-х классов из стран с различными системами образования. Примечательно, что отбор учеников 4-го класса для этого исследования обусловлен тем, что на четвертом классе ученики имеют высокий уровень чтения, формируя способность приобретать знания в дальнейшем образовании и, таким образом, успешно адаптироваться к современности. В исследовании участвуют выпускники начальной школы. Именно в этот период навыки чтения и письма учащихся развиваются до такой степени, что закладывает основу для эффективного обучения в старших классах. Общеизвестно, что школьные программы в разных странах различаются. Например, в большинстве стран дети начинают ходить в школу в возрасте шести лет. Но в Великобритании и Новой Зеландии образование начинается в 5 лет. Поэтому в проекте участвуют 5, а не 4 классы.
Основной причиной этого является поощрение детей к чтению книг с раннего возраста и установление широкого пути чтения среди них. Чтение служит для развития у студентов способности понимать и наблюдать содержание произведений искусства, выражать свое отношение к героям и событиям. Уроки чтения также развивают навыки анализа различных текстов, понимания его содержания, языка, художественных аналогий и анимации в нем. При анализе работы используются следующие виды работ по тексту:
Выборочное чтение.
Выборочное чтение является наиболее эффективным способом работы над текстом. Выборочное чтение используется на всех этапах работы над текстом. Это помогает ученикам усваивать навыки чтения, а также их творческое воображение, речь и интеллект. Выборочное чтение используется при планировании текста, в описании главного героя (выбор материалов из текста, описывающего определенную особенность, действие главного героя), при определении идеи произведения (поиск и чтение места, где эта идея имеется в виду).
Ответы на вопросы и задания в тексте своими словами.
Этот тип упражнений позволяет учащимся развить способность думать о прочитанном рассказе, оценивать поведение персонажей, выявлять связь между жизненными сценами, описанными автором, и идеей произведения. Вопросы, задаваемые в этом типе, должны быть в определенной последовательности, поощряя учеников думать самостоятельно, основываясь на ходе истории. На уроках чтения в начальной школе вопросы и задания классифицируются в соответствии с их назначением:
1. Вопросы по овладению и пересказу содержания работы.
2. Вопросы по изучению и овладению языком произведения.
Также используются причинно-следственные вопросы о содержании текста. Если учитель намеревается помочь учащимся понять идею работы, вопрос будет в форме причины и следствия. Например, исходя из текста “Аромат хлеба” (материал из 4-класса) : «Что такое хлеб? Опишите его.«Почему хлеб должен цениться?», «Самый ароматный запах в мире какой?» Использование вопросов и заданий, таких как исходя из этого, содержание текста анализируется и повторяется еще раз. В конце концов, повторение является матерью знаний. Если повторение механическое, неполное, конечно, польза от него будет очень мала. Принимая во внимание рецептивные свойства мозга, повторение с определенным порядком и системой дает хорошие результаты.
В начальных классах большое внимание уделяется ответам на вопросы о работе. Работа учителя заключается в том, чтобы заранее определить, как работать над этими вопросами. Творческие вопросы побуждают учеников мыслить самостоятельно. Такие вопросы развивают у школьников навыки мышления, устную речь и помогают им полностью овладеть текстом. Создание вопросов в процессе составления и анализа вопросов о системе событий в работе также имеет большое значение для усвоения содержания рассказов.
Составление вопросы о тексте рассказа.
Обучение задавать вопросы дает хорошие результаты при работе над текстом. Ученики могут задавать вопросы о тексте, только если они могут осознанно овладеть текстом. Желательно начать учить школьников задавать вопросы со 2-го класса.
При обучении опросу упражнение выполняется в группе и носит образовательный характер с использованием метода «Цепочка» преобразования слов в тексте в вопросительные предложения. Например, можно использовать метод вопрос-ответ, основанный на сказке «Зумрад и Киммат». В этом случае первое предложение текста читается первым учеником в первой парты. Второй ученик превращает предложение в предложение вопроса.
Например: Первый ученик: «В древние времена были две девушки по имени Зумрад и Киммат». Второй ученик: «Кто жил в древние времена?», «Сколько девочек жили в древние времена?», Ученик третий: «Зумрад - вежливая, трудолюбивая девушка», Ученик четвертый: «Какая девушка Зумрад?» или «Кто вежливая, трудолюбивая девушка?», ученик пятый: «Киммат ленивая, капризная девушка», ученик шестой: «Какая девушка Киммат?», «Кто такая ленивая, капризная девушка?» и так далее.
В результате ученики анализируют текст от начала до конца. Школьники учатся полностью отвечать на вопросы через текст, превращать сложные предложения в вопросительные предложения, использовать вопросительные слова в предложении.
Описание текста.
Изображение текста играет важную роль в работе над текстом, которое развивает творческие способности учащихся и предоставляет студентам удобную возможность четко визуализировать жизненные сцены, описанные автором в рассказе. Некоторым ученикам сложно описать текст устно, потому что устная речь не очень хорошо развита у них. Если они рисуют на основе текста, им не трудно рассказать историю на основе сюжета, который они видят. Поэтому текст можно описать двумя способами:
1) словесное описание;
2) графическое изображение.
При устном описании текста формируется устная речь учеников. Их словарный запас увеличевается. В этом случае целесообразно использовать метод «Перефразы» со стороны учителя для привлечения учеников. Этот метод предпочтителен тем, что слова в предложении сначала заменяются их значением. Например:
«Когда-то жила хорошая девушка» - «В прошлом была умная девушка»;
«Эту девушку звали Зумрад» - «Её звали Зумрад»;
«Зумрад очень трудолюбивая и красивая» - «Зумрад работящая и обоятельная»;
«Ее сестра Киммат - ленивая, упрямая девушка» - «Ее сестренка Киммат ленивая и капризная» ...
Школьникам дают слова перед использованием этого метода. Им нужно найти однозначные слова. Например: воспитанный-образованный-примерный, друг-приятель-товарищ, добрый-приветливый-милосердный, храбрый-мужественный-смелый, красивый-хорошенький-прелестный, ребенок-малыш-дета...
Графическое представление текста демонстрирует умение учеников рисовать. При этом студенты графически описывают свое воображение, основываясь на идее сказки, истории или текста. В графическом представлении текста учащиеся получают конкретные задания в группах. Например, рисование картину на основе сказку «Эгри и Тугри», давать задание детям рисовать историю по частям. Члены первой группы должны описать «дружбу с Эгривой и Тугривой», членов группы 2 описывают как «Эгривой прячется в тандыре и слушает разговоры животных», а членов группы 3 описывают «Свадьбы Тугривой с принцессой». Каждый член небольшой группы начинает рисовать и изображает сказочные события, основанные на их собственном воображении. Гораздо проще разделить сказку на части, чем дать ученикам задачу нарисовать целую картину, основанную на рассказе «Эгривой и Тугривой».
Создание плана рассказа.
Составление плана по рассказу помогает ученикам осознанно и глубоко понимать содержание текста, различать основную идею, определять последовательность событий, понимать взаимосвязь частей текста. Работа над планом развивает речь и мышление учеников. Они учатся делить текст на части содержания и находить основную цель каждой части, находить для них краткое и четкое название, составлять его как часть плана. Когда рассказ или текст читается вслух, слова в нем заменяются. Школьники размещают эти предложения в правильной последовательности. Или предложения в тексте складываются вместе. Ученики должны выделить слова и фразы в прилагаемом тексте. Члены группы, которые выполняют задачу правильно, оцениваются. Упражнения для заголовка текста должны быть выполнены до создания рабочего плана. Если этот метод сделан с раздаточными материалами, несколько учеников будут оцениваться одновременно.
Чем больше у начальных школьников развиваются навыки свободного и творческого мышления, тем больше они смогут читать и лучше понимать текст.