kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Единственное, что бесценно – это человеческое общение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в мире, где все взаимосвязано между собой. Человек живет в обществе и не может существовать вне общества, а значит, связан тысячами невидимых ниточек человеческого общения, которые тянутся от человека к человеку. Без общения мы не сможем жить в обществе. Это закон, созданный самой природой.

Кого мы можем назвать воспитанным ребенком? Сколько в школе ребят, с которыми бы хотелось дружить, общаться,  брать с них пример, которым хотелось бы подражать в хорошем смысле слова.

Родители и учителя хотят видеть в нас идеальных детей, умных, образованных, воспитанных, коммуникативных.  Мы тоже этого хотим, но как-то не всегда  у нас это получается.

 Решили выяснить, почему ребята знают, как надо правильно вести себя в школе и дома, в общественных местах, а поступают наоборот. Хотелось бы разобраться в этом вопросе.

Просмотр содержимого документа
««Единственное, что бесценно – это человеческое общение»»

Введение


Проблема:

Мы живем в мире, где все взаимосвязано между собой. Человек живет в обществе и не может существовать вне общества, а значит, связан тысячами невидимых ниточек человеческого общения, которые тянутся от человека к человеку. Без общения мы не сможем жить в обществе. Это закон, созданный самой природой.

Кого мы можем назвать воспитанным ребенком? Сколько в школе ребят, с которыми бы хотелось дружить, общаться, брать с них пример, которым хотелось бы подражать в хорошем смысле слова.

Родители и учителя хотят видеть в нас идеальных детей, умных, образованных, воспитанных, коммуникативных. Мы тоже этого хотим, но как-то не всегда у нас это получается.

Решили выяснить, почему ребята знают, как надо правильно вести себя в школе и дома, в общественных местах, а поступают наоборот. Хотелось бы разобраться в этом вопросе.

Тема исследовательской работы:

«Единственное, что бесценно – это человеческое общение»

Антуан – де – Сент – Экзюпери.

Цель работы: изучение влияния воспитания на культуру общения и поведения школьников между собой.

Задачи:

- изучить каким образом приобретаются умения и навыки, необходимые для успешного общения со сверстниками и взрослыми.

- выяснить, что предполагает активное участие самого человека в освоении культуры общения.

- провести исследование среди учащихся, учителей, родителей с целью выявления детей, пользующихся уважением и имеющие навыки культурного общения.

Гипотезы:

- предположим, что родители выявленных детей обладают специальным педагогическим образованием.

- возможно, дети растут в самой обычной рабочей семье.

- может быть, ребята занимаются самовоспитанием

- а что, если это дается человеку от природы


Объект исследования: культура общения


Предмет исследования: поведение и общение одноклассников


Организация работы:

- подумать над проблемой самостоятельно.

- осуществить поиск информации по данной теме: посетить библиотеку, побеседовать с учениками, обратиться к ресурсам сети Интернет

- провести анкетирование одноклассников и родителей

- побеседовать с педагогами на тему «Воспитание и общение одноклассников»

-



Глава 1.1. «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо»

В. Гёте

В основе воспитания идеала российских школьников важнейшей задачей является - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Дети являются гордостью своих родителей. Они любят их и все в них им дорого и мило. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры.

Стать личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Первые жизненные уроки мы получаем в семье. Первые наши учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает нам представление о добре и зле, о нормах нравственности, первых трудовых навыках.

Конечно, в формировании личности принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь наш уклад жизни. Но влияние семьи на воспитание человека огромно, потому что начинается с первых шагов малыша. А поэтому важно, чтобы уровень нравственной культуры родителей, их взгляды на жизнь, жизненные планы и цели, семейные традиции и нормы поведения, т.е. вся атмосфера семьи, имела решающее значение в воспитании ребенка.

Так что же такое «культура поведения»? Это, скорее всего повседневное поведение в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения – это нравственные требования общества, это выработанные обществом поступки и действия людей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.

Культура поведения – это культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

Культура деятельности: Она проявляется в поведении ученика на уроках, во время перемен, в выполнении трудовых поручений дома и в школе. В привычке доводить до конца начатое дело, в отношении к школьному имуществу, к личным вещам, в умении дорожить временем, в умении регулировать свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к людям к результату их труда.

Формирование культуры общения: Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Культура общения предполагает не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций.

Формирование культуры речи: Это достаточное количество запаса слов, умение говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон.

Культура чтения: В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в чистоте, в отсутствии слов-паразитов, в образности, в выразительности. Большое значение имеет темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску и смысл сказанного.

Ученик должен следовать правилам личной гигиены, следить за чистотой одежды, вещей, школьных принадлежностей.

Решение всех задач по формированию культуры поведения позволит ученику хорошо общаться с окружающими, обеспечит благополучное и комфортное самочувствие.

Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека. Внутренняя культура определяет внешнее поведение ученика, но и внешняя культура влияет на внутреннюю культуру, заставляя ученика быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой.

Успешное формирование этих правил начинается в семье, и только личным примером родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка в семье, подкреплялось конкретными примерами, чтобы ребенок видел, что у папы с мамой слова не расходятся с делом.

Если папа и мама каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила - все воспитание пройдет зря.

О важности личного примера родителей известно давно. Л.Н. Толстой говорил: «Если я раздражаюсь и оскорбляю людей, если я заставляю делать людей то, что могу сделать сам, если я избегаю труда, и говорю про других злое, и говорю за глаза не то, что говорю в глаза, какой же пример я подаю ребенку». Если родители учат ребенка честности и при этом ведут себя не всегда честно, то очень скоро ребенок заметит несоответствие между словами и делом. Требовать от детей честности могут лишь те родители, которые сами честны.

Замечено, что личный пример действует гораздо сильнее многочисленных моралей.








2. 1 «Относись к школьнику в школе, как к лучшему гостю в доме»

Индийская пословица

( спутник классного руководителя №5 10 стр.123)

Семья – колыбель духовного рождения человека. Семья – начало всех начал. Первый настоящий коллектив в жизни маленького человека.

Вторым домом для ребенка на долгие годы становится школа. Калейдоскоп отношений между детьми в школе – это многообразие различных форм проявлений, это благоприятная среда для эмоционального и нравственного формирования личности.

В процессе становления личности школе отводится главная роль. Именно в школе формируются основные черты характера ученика, его привычки.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, творческую, высоконравственную и социально – зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели, учителя и родители действовали как одно целое, отдавая детям свою доброту, опыт, душу.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, разобраться с трудностями, возникающими на том или ином этапе становления личности ребенка, но никогда не может конкурировать с семьей. Школа способствует появлению у личности своего «я». Школа – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Школа является одновременно и средой обитания и средой воспитания. Влияние школы, особенно в начальной стадии жизни ученика, благополучно формирует личность вместе с семьей. Чем выше отношения школы и семьи, тем выше будет результат физического, нравственного, трудового воспитания.

Родители – первые воспитатели имеют самое сильное влияние на детей. Жан Жак Руссо утверждал: « Каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий.» (стр 124. Спутник Кл.Рук.) Но, все таки, воспитание в школе – это кусочек «большой жизни».

В зависимости от того, какой коллектив имеет школа, от внутришкольных отношений между одноклассниками, а также с учителями, с окружающими его людьми, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои взаимоотношения с окружающими. По какому пути пойдет человек, как будет строить свою жизнь, какой личностью ученик станет в обществе – во многом зависит от взаимоотношений в семье и в школе, и только в таком случае, школа сможет воспитать достойного гражданина своей страны.

Школа является для каждого из нас «азбукой нравственности», где ученик постигает все самые важные и главные азы общения. В школе нас учат уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать им посильную помощь. В общении со сверстниками в совместном учебном и бытовом труде у нас формируются чувство долга, взаимопомощи.

Ученики являются своеобразным индикатором: очень часто могут определить недоверие, обман, неискренность как со стороны друзей, приятелей, а также со стороны взрослых. Именно в этот период важно оказывать внимание и заботу учителей и родителей. Чтобы весь мир вокруг становился ближе, понятнее, разнообразнее, приобретая новые краски.

В воспитании чувства общения с детьми важно учить понимать и прививать манеру правильно и красиво одеваться. Часто некрасиво и неряшливо одетый человек отталкивает от себя, нарушая тем самым правила общения. Успех воспитания красиво одеваться может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка в семье.

Задача школы состоит не только в том, чтобы ребенок получил образование, но именно школа должна создать благоприятные условия для роста, развития и умения ребенка жить и общаться в школьном сообществе.

Личный пример педагогов, родителей – важнейшее средство влияния на воспитание детей, так как детскому возрасту присуще склонность к подражанию. У школьника еще недостаточно знаний и опыта, поэтому они копирует взрослых, подражает их действиям.

Характер взаимоотношений между детьми в школе, внимание друг к другу, чуткость, уважение, умение найти различные решения проблем, так и характер – все это воспринимается как должное. И становится образцом для его собственного поведения.




2.1. «Наслаждаться общением - главный признак дружбы»

Аристотель (интернет)

Заканчивается четвертый год обучения в нашей школе. Четыре года школьной жизни. Мы получили первые образовательные навыки. Кроме этого, мы научились общаться друг с другом, дружить, обзавелись новыми друзьями, подружками, приятелями. Образовались дружеские коллективы по три-четыре человека.

Однако в каждом классе есть такие ребята, с которыми всем приятно общаться, играть, дружить. Их все уважают, ценят, любят, с ними хочется делиться своими секретами. Эти ребята бывают даже как то незаметны в классе, их даже лидерами назвать трудно. Но с ними комфортно и легко. Так в чем же здесь дело? Почему так происходит? Они что, особенные? А просто эти дети отличаются культурой общения, культурой речи, культурой поведения: она проявляется на уроках, во время перемен, в уважительном отношении к старшим. Эти ребята всегда доброжелательны, культурно ведут себя в общественных местах, умеют держать данное слово. Для этих ребят «честное слово» - не пустой звук. Они никогда не позволят себе оскорбить товарища, сказать что-то нелестное за глаза.

Внутренняя культура этих учеников определяет внешнее поведение. Они собраны, сдержаны, умеют владеть собой в различных ситуациях – это вызывает особое уважение. Им хочется подражать, с ними хочется общаться и дружить.

Мы провели анкетирование среди школьников четвертых и третьих классов на предмет выявления таких ребят. Главным вопросом здесь было:

«С кем из одноклассников вам комфортно находится рядом, дружить и общаться»

И вот мнение ребят:


п/п

класс

Фамилия, имя

Выбрали

1.

Завьялов Елизавета

одноклассники

2.

Гилева Алена

одноклассники

3.

Максим Дмитрий

одноклассники



п/п

класс

Фамилия, имя

Выбрали

1.

Кылосова Дарья

одноклассники

2.

Панина Екатерина

одноклассники


п/п

класс

Фамилия, имя

Выбрали

1.

Сунцова Анна

одноклассники

2.

Коняев Михаил

одноклассники

3.

Черноусова Анастасия

одноклассники


п/п

класс

Фамилия, имя

Выбрали

1

Гуляева Валерия

Одноклассники

2


Сажина Анна

Одноклассники

3


Клюев Матвей

Одноклассники

4


Рябчевских Кристина

Одноклассники


п/п

класс

Фамилия, имя

Выбрали

1.

Кратирова Евгения

одноклассники

2.

Цыбин Даниил

одноклассники

3.

Черных Егор

одноклассники


п/п

класс

Фамилия, имя

Выбрали

1.

3в.

Новоселова Милена

одноклассники

2.

3в.

Сажин Георгий

одноклассники

3.

Москокова Анастасия

одноклассники

4.

Шитиков Михаил

одноклассники


п/п

класс

Фамилия, имя

Выбрали

1

Усатых Мария

Одноклассники

2

Потемкин Вадим

Одноклассники

3




4




Глава 3.1. «Чаще заглядывай в самого себя»

(Цицерон)


Результат проведенных исследований немного нас удивил, Мы ожидали большего количество детей, имеющих культурные навыки общения, но оказалось, что их так не много. 25 человек из 150 – это 16 % учащихся. А что же остальные? Что они думают по этому поводу?

В своем исследовании мы пошли дальше. Решили провести социологический опрос среди детей всех возрастов. На переменах брали интервью у ребят и задавали им вот такие вопросы:

Умеешь ли ты культурно общаться со своими сверстниками?

Знаешь ли ты правила общения с приятелями и друзьями?

Соблюдаешь ли ты эти правила?».

В опросе приняли участие 30 детей-респондентов. Ребята уверенно отвечали, что знают правила поведения в школе и в общественных местах, а также правила общения друг с другом, но честно признавались, что часто ведут себя не так как хотелось бы учителям, родителям, и даже им самим.

Напрашивается вывод: все знают правила и нормы поведения, но не соблюдают их так, как хотелось бы окружающим.

В результате наблюдения в школьной столовой, в коридоре и в классе выяснилось, что ученики часто говорят друг другу неприятные вещи, употребляя некрасивые слова, обзывают и обижают друг друга. И делают это с такой легкостью, не задумываясь над тем, что они оскорбляют человеческое достоинство. При этом не испытывают чувство стыда и неловкости. Однако так плохо чувствуют себя, когда надо извиниться перед товарищем, которого обидел или оскорбил. Они долго молчат, краснеют, испытывают чувство неловкости от того, что на него смотрят и что от него ждут извинения. А он не может извиниться.

В каждом классе мы сталкиваемся с такой ситуацией и многие из нас, наверное, были в таком положении. Но почему нам стыдно попросить прощение, мы ведь обидели человека? Не хватает элементарного – «воспитанности».

Воспитание и культура общения неразрывно связаны между собой и одно от другого неотделимы.
























В результате выяснилось:


Дети отметили, что эти ребята старательны, трудолюбивы, доброжелательно относятся к людям, выполняют все правила внутреннего распорядка в школе, вежливы в общении, а главное – скромные и стеснительные, не любят быть в центре внимания, однако уважаемы и л

Затем продолжили исследование:

А согласны ли родители этих учеников с мнением ребят? Бывает и такое, в школе ученик ведет себя хорошо, а дома как будто другой человек - не слушается, грубит, не помогает по дому.

Родителям предложили ответить на несколько вопросов, где главным вопросом был такой вопрос:

-Вашего сына (дочь) ребята назвали, как самого воспитанного, приятного в общении человека, как хорошего товарища и друга. Согласны ли вы с мнением ребят? ( Анкету сюда)

Вывод: В данном случае мнение одноклассников и родителей совпали. Дома и в школе ребята ведут себя достойно. Этому подтверждение анкеты родителей.

Эта проблема так увлекла нас в своем исследовании, что решили узнать, а что думают преподаватели нашей школы о представленных здесь учениках. Кого бы они хотели добавить в этот список?

Следующий этап нашей работы: Узнать мнение всех сотрудников нашей школы.


Анкета: (Таблица педагоги о детях) Краснова, Захарова, Попонина, Шмаргун

п/п

класс

Фамилия, имя


1.

Носков Егор


2

Нестеров Антон


3


Котельников Тимофй


4


Котельникова Альбина


5

Рябчевских Лев


6

Усатых Ульяна


7


Кузьминых Илья


8


Усачев Илья


9

Пескишева Ангелина



10

3в.

Пешкова Валерия






12

Шулепов Павел


13

Щедрова Нина



14

Бородина Мария


15

Красноборова Василина


16

Власов Саша


17

Попонин Никита


18

Денисова Наташа


19

Захарова Алена


20

Пепеляева Катя


Вот результаты следующих исследований:

Да, педагоги нашей школы согласны с ребятами, но они, так же как и классные руководители, внесли свои кандидатуры. Они считают, что эти ребята так же достойны, чтобы их отметили. (фамилии ребят) Они доброжелательные, коммуникативные, воспитанные и занимают активную жизненную позицию.


















Заключение

Изучив теоретическую и практическую часть вопроса о воспитании и общении, пришли к выводу, что воспитание детей – дело серьезное и ответственное. А в сегодняшнем, быстро меняющемся мире оно становится все сложнее и сложнее. В наши дни привычные роли старшего поколения и детей меняются, и даже родительский опыт и опыт учителей устаревает. Кажется даже, что современные дети как будто говорят на своем, особом языке и живут по своим собственным законам.

А что же дети, победители нашей исследовательской работы, которых ребята назвали самыми приятными в общении, которых любят, ценят и уважают? Может быть, они живут, в каких то особенных семьях. А может быть, все родители имеют педагогическое образование? Оказалось, нет! Педагогическое образование имеют всего четыре человека. Что же получается?

Пришли к выводу: Воспитание не зависит от того имеют ли родители специальное образование или нет. Все зависит от семьи, в которой растет человек. Родители, получившие навыки хорошего воспитания в своих семьях, воспитывают своих детей в соответствии со своими семейными традициями.

Работая по данной теме и изучая разные научные статьи на тему о воспитании и общении, вопросов, как, оказалось, стало не меньше, а больше.

А что же сам ученик? Может ли ребенок сам заниматься своим воспитанием, научиться культурно вести себя в обществе, прививать себе навыки культурного общения? Уверены сможет! Человек живет в обществе людей и все зависит от него самого.

Хочу рассказать вам ребята притчу.

Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее меж сомкнутых ладоней и отправился так к философу.

- Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, - решил он, - живая или мертвая? Если скажет, что мёртвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее…

И все действительно поняли.

- Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? – спросил завистник, добравшись до философа.

- Все в твоих руках, - ответил ему филосов.















Список литературы:

Л.И.Петрова « Как завоевать сердце ребенка»


Е.П. Арнаутова « Педагог и семья»


И.К. Силенок «Волшебные истины»

Научно – практический журнал №,05 06, 09. Спутник классного руководителя с. 121-125




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Единственное, что бесценно – это человеческое общение»

Автор: Фалина Галина Михайловна

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "разработка родительского собрания "Быть родителем - это ответственно" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-roditiel-skogho-sobraniia-byt-roditieliem-eto-otvietstvienno"
    ["file_id"] => string(6) "126255"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415129304"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект внеклассного мероприятия "Учимся общаться!" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-uchimsia-obshchat-sia"
    ["file_id"] => string(6) "109421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404498186"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему «Заочная экскурсия на остров Робинзона» "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zaochnaia-ekskursiia-na-ostrov-robinzona"
    ["file_id"] => string(6) "119424"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413402868"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства