kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему «Заочная экскурсия на остров Робинзона»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • научить учащихся характеризовать главного героя произведения; формировать умение систематизировать учебный материал и анализировать прочитанное;
  • развивать творческое воображение учащихся, навыки выразительного чтения, устной и письменной речи; логическое мышление, художественное чтение;
  • воспитывать интерес к литературе, познанию необычного, загадочного проникновения в таинственный мир художественного произведения.

Оборудование: мультимедийный экран, фрагменты из фильма «Приключения Робинзона Крузо», аудиозаписи («Шум морского прибоя», стихотворение В. Симоненко «Ты знаешь, что ты ­– человек?»), портреты Д. Дефо,  А. Селькирка, иллюстрации к роману, учебник, титульный лист первого (на английском языке) и других изданий

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

(аудиозапись «Шум морского прибоя»)

Воздух чистый. Волны. Море.

Замечательный остров в океане.

Здесь Робинзон нашел дом,

Об этом Дефо писал в романе.

Нечто фантастическое, необычайное

Нас манит с вами в даль.

Об этом узнаем на уроке,

Поэтому в путешествие скорее.

Слово учителя

Надеюсь, у каждого из вас возникло желание хотя бы на день совершить путешествие на остров, который привлекает своей таинственностью, первозданностью природы.

ІІ. Объявление темы и цели урока

ІІІ. Работа над темой урока

1. Слово учителя

Сегодня мы продолжаем говорить о всемирно известном романе английского писателя Д. Дефо, которого не было бы, если бы не шотландский матрос...

2. Интерактивный метод «Портрет»

• Мужчина, который за непокорность капитану был высажен на необитаемый остров…

• Мужчина, проживший на острове четыре года, питаясь мясом коз и черепах, фруктами и рыбой…

• Мужчина, благодаря которому появился образ Робинзона Крузо…

Как называется литературоведческий термин, который использовал автор, создавая свой роман о Робинзоне Крузо? (Прототип)

3. Беседа

- Что произошло с А. Селькирком?

- Почему? (Прилагал усилия, чтобы только остаться живым).

4. А сейчас тайно поедем на необитаемый остров за Робинзоном Крузо

(фрагмент из кинофильма).

5. Оказавшись на острове, Робинзон Крузо сначала растерялся...

А потом...

Мы будем говорить о жизненном примере героя произведения, неутомимом Робинзоне, который поможет вам в будущей взрослой жизни достойно преодолевать любые испытания.

Д. Дефо поставил перед своим героем задачу не только выжить, но и остаться человеком. Это главное отличие романа от реальной истории.

6. «Микрофон»

Какие черты характера помогли Робинзону оставаться человеком в течение почти 28 лет? (трудолюбие, ум, находчивость, настойчивость...)

7. «Мозговой штурм»

– Какая деятельность Робинзона Крузо на необитаемом острове, по вашему мнению, помогла ему не потерять человеческий облик? (жилье, дневник, календарь, чтение Библии, общения с попугаем, скотоводство, земледелие, создание орудий труда, лодки, изготовление посуды, выпечка хлеба, приготовление молочных продуктов, пошив одежды и т.п.)

– А был ли Робинзон Крузо умелым ремесленником до того, как попал на остров? («До этого я никогда не брал в руки никакого инструмента»,

«... плотник из меня был плохой, а портной – еще хуже». Со временем «усовершенствовался во всех ремеслах». «...Время и нужда скоро сделали из меня мастера на все руки. Так было бы с каждым на моем месте», – утверждал Робинзон Крузо).

– Но почему так не случилось с Селькирком?

Предлагаю помочь ему: напишите советы от учеников 6-А класса, и затем отправим их адресату.

8. Робинзон Крузо одним из важнейших своих достижений считал овладение профессией хлебороба.

Давайте и мы вместе с героем убедимся, что сообразительности и настойчивости, терпения и ума ему в этом нелегком деле было достаточно.

9. Художественное чтение «Мой хлеб»:

1) «В ноябре и декабре я ждал урожая ячменя и риса. В конце декабря пришло время второго за год сбора урожая, мои ячмень и рис поспели, и я собрал хороший урожай».

2) «Я не знал, как приступить к жатве, не имея ни косы, ни серпа. Единственное, что я мог сделать, это воспользоваться для этой работы широким кортиком или тесаком, взятым с корабля вместе с другим оружием.

Я срезал только колосья, носил корзиной, а затем перетирал их руками.

3) А теперь передо мной встала другая задача: я не знал, как смолоть зерно и сделать из него тесто, а особенно, как испечь его. Пока мой хлеб рос и созревал, я увидел, что мне не хватало еще многих вещей, чтобы огородить ниву, сохранить ее, скосить или сжать урожай, высушить и перевезти его домой, смолоть, перевеять и спрятать зерно. После этого мне были еще нужны: мельница, чтобы смолоть зерно, сито, чтобы просеять муку, соль и дрожжи, чтобы замесить тесто, печь – чтобы испечь хлеб. Все это требовало от меня тяжелой и упорной работы, но другого выхода не было...

4) Далее мне нужно было сделать каменную ступку, чтобы молоть или, вернее, толочь в ней зерно. Я решил взять для ступки большое бревно из твердого дерева, которое мне удалось найти... Закончив делать ступку, я вытесал и огромный тяжелый пестик из так называемого железного дерева.

5) Мне надо было сделать сито или решето, чтобы просеивать муку от отрубей и шелухи, ибо без этого нельзя было печь хлеб. Задача была трудная, и я не знал, как с ней справиться. У меня для этого не было никакого материала... Наконец я вспомнил, что среди матросских вещей, которые я взял с корабля, было несколько шейных платков. Из них я и сделал себе три сита.

6) Теперь надо было подумать, как печь хлеб из приготовленной муки... Построить печь было тяжело. Однако я преодолел и это, изваяв из глины несколько огромных сосудов, очень широких, но мелких... Эту посуду я хорошо выпалил на огне...

Когда надо было печь хлеб, я разжег свой костер, обложил хорошо выжженными четырехугольными изразцами, которые тоже сделал сам.

7) Когда дрова перегорели на жар, я разгреб его по всему очагу и дал полежать некоторое время, пока он не раскалился. Тогда я сгреб весь жар на сторону, положил хлеб, накрыл его глиняными тарелками, перевернутыми вверх дном, и завалил горячими углями. Мой хлеб пекся, как в лучшей печи. Я научился печь лепешки из риса, пудинги. Я стал хорошим пекарем.

8) Теперь обо мне можно было с полным правом сказать, что я сам зарабатываю свой хлеб. Немного странно, что так мало думают о том, сколько различных мелких работ надо выполнить, добывая зерно, орошая, сохраняя и всячески обрабатывая его, чтобы иметь только одну эту частичку нашего питания.

10. На 25 году проживания на острове Робинзон, рискуя жизнью, становится на защиту несчастного юноши.

- Это произошло на следующий день после четверга... Что именно?

- Кем стал Пятница для Робинзона? (слуга, товарищ, помощник)

- А Робинзон для Пятницы? (спаситель, друг, учитель, благодетель)

IV. Рефлексия

Иллюстративная викторина по роману Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (презентация).

V. Итог урока

«Робинзон Крузо» – это первая книга, которую стоит прочитать каждому человеку, как только он научится читать по букварю (Руссо, французский просветитель). Почему?

Робинзон Крузо не только сумел победить себя, свой ??страх, отчаяние, он переродился: сумел переосмыслить и переоценить свою жизнь. Необитаемый остров стал местом его духовного возрождения, осознания себя Человеком с большой буквы, неповторимым и бесценным. Именно так говорит о человеке и известный украинский поэт Василий Симоненко в стихотворении «Ты знаешь, что ты человек...» (аудиозапись).

VІ. Оценивание учебных достижений учащихся

VІІ. Домашнее задание

Представьте, что вы привезли на остров Робинзона туристов.

Расскажите им о природе острова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Заочная экскурсия на остров Робинзона» »

Урок литературы в 6 классе

по теме: «Заочная экскурсия на остров Робинзона»


Цель:

  • научить учащихся характеризовать главного героя произведения; формировать умение систематизировать учебный материал и анализировать прочитанное;

  • развивать творческое воображение учащихся, навыки выразительного чтения, устной и письменной речи; логическое мышление, художественное чтение;

  • воспитывать интерес к литературе, познанию необычного, загадочного проникновения в таинственный мир художественного произведения.

Оборудование: мультимедийный экран, фрагменты из фильма

«Приключения Робинзона Крузо», аудиозаписи («Шум

морского прибоя», стихотворение В. Симоненко «Ты

знаешь, что ты ­– человек?»), портреты Д. Дефо,

А. Селькирка, иллюстрации к роману, учебник,

титульный лист первого (на английском языке) и других

изданий

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

(аудиозапись «Шум морского прибоя»)

Воздух чистый. Волны. Море.

Замечательный остров в океане.

Здесь Робинзон нашел дом,

Об этом Дефо писал в романе.

Нечто фантастическое, необычайное

Нас манит с вами в даль.

Об этом узнаем на уроке,

Поэтому в путешествие скорее.

Слово учителя

Надеюсь, у каждого из вас возникло желание хотя бы на день совершить путешествие на остров, который привлекает своей таинственностью, первозданностью природы.

ІІ. Объявление темы и цели урока

ІІІ. Работа над темой урока

1. Слово учителя

Сегодня мы продолжаем говорить о всемирно известном романе английского писателя Д. Дефо, которого не было бы, если бы не шотландский матрос...

2. Интерактивный метод «Портрет»

• Мужчина, который за непокорность капитану был высажен на необитаемый

остров…

• Мужчина, проживший на острове четыре года, питаясь мясом коз и черепах,

фруктами и рыбой…

• Мужчина, благодаря которому появился образ Робинзона Крузо…

Как называется литературоведческий термин, который использовал автор, создавая свой роман о Робинзоне Крузо? (Прототип)

3. Беседа

- Что произошло с А. Селькирком?

- Почему? (Прилагал усилия, чтобы только остаться живым).

4. А сейчас тайно поедем на необитаемый остров за Робинзоном Крузо

(фрагмент из кинофильма).

5. Оказавшись на острове, Робинзон Крузо сначала растерялся...

А потом...

Мы будем говорить о жизненном примере героя произведения, неутомимом Робинзоне, который поможет вам в будущей взрослой жизни достойно преодолевать любые испытания.

Д. Дефо поставил перед своим героем задачу не только выжить, но и остаться человеком. Это главное отличие романа от реальной истории.

6. «Микрофон»

Какие черты характера помогли Робинзону оставаться человеком в течение почти 28 лет? (трудолюбие, ум, находчивость, настойчивость...)

7. «Мозговой штурм»

– Какая деятельность Робинзона Крузо на необитаемом острове, по вашему мнению, помогла ему не потерять человеческий облик? (жилье, дневник, календарь, чтение Библии, общения с попугаем, скотоводство, земледелие, создание орудий труда, лодки, изготовление посуды, выпечка хлеба, приготовление молочных продуктов, пошив одежды и т.п.)

– А был ли Робинзон Крузо умелым ремесленником до того, как попал на остров? («До этого я никогда не брал в руки никакого инструмента»,

«... плотник из меня был плохой, а портной – еще хуже». Со временем «усовершенствовался во всех ремеслах». «...Время и нужда скоро сделали из меня мастера на все руки. Так было бы с каждым на моем месте», – утверждал Робинзон Крузо).

– Но почему так не случилось с Селькирком?

Предлагаю помочь ему: напишите советы от учеников 6-А класса, и затем отправим их адресату.

8. Робинзон Крузо одним из важнейших своих достижений считал овладение профессией хлебороба.

Давайте и мы вместе с героем убедимся, что сообразительности и настойчивости, терпения и ума ему в этом нелегком деле было достаточно.

9. Художественное чтение «Мой хлеб»:

1) «В ноябре и декабре я ждал урожая ячменя и риса. В конце декабря пришло время второго за год сбора урожая, мои ячмень и рис поспели, и я собрал хороший урожай».

2) «Я не знал, как приступить к жатве, не имея ни косы, ни серпа. Единственное, что я мог сделать, это воспользоваться для этой работы широким кортиком или тесаком, взятым с корабля вместе с другим оружием.

Я срезал только колосья, носил корзиной, а затем перетирал их руками.


3) А теперь передо мной встала другая задача: я не знал, как смолоть зерно и сделать из него тесто, а особенно, как испечь его. Пока мой хлеб рос и созревал, я увидел, что мне не хватало еще многих вещей, чтобы огородить ниву, сохранить ее, скосить или сжать урожай, высушить и перевезти его домой, смолоть, перевеять и спрятать зерно. После этого мне были еще нужны: мельница, чтобы смолоть зерно, сито, чтобы просеять муку, соль и дрожжи, чтобы замесить тесто, печь – чтобы испечь хлеб. Все это требовало от меня тяжелой и упорной работы, но другого выхода не было...


4) Далее мне нужно было сделать каменную ступку, чтобы молоть или, вернее, толочь в ней зерно. Я решил взять для ступки большое бревно из твердого дерева, которое мне удалось найти... Закончив делать ступку, я вытесал и огромный тяжелый пестик из так называемого железного дерева.


5) Мне надо было сделать сито или решето, чтобы просеивать муку от отрубей и шелухи, ибо без этого нельзя было печь хлеб. Задача была трудная, и я не знал, как с ней справиться. У меня для этого не было никакого материала... Наконец я вспомнил, что среди матросских вещей, которые я взял с корабля, было несколько шейных платков. Из них я и сделал себе три сита.


6) Теперь надо было подумать, как печь хлеб из приготовленной муки... Построить печь было тяжело. Однако я преодолел и это, изваяв из глины несколько огромных сосудов, очень широких, но мелких... Эту посуду я хорошо выпалил на огне...

Когда надо было печь хлеб, я разжег свой ​​костер, обложил хорошо выжженными четырехугольными изразцами, которые тоже сделал сам.


7) Когда дрова перегорели на жар, я разгреб его по всему очагу и дал полежать некоторое время, пока он не раскалился. Тогда я сгреб весь жар на сторону, положил хлеб, накрыл его глиняными тарелками, перевернутыми вверх дном, и завалил горячими углями. Мой хлеб пекся, как в лучшей печи. Я научился печь лепешки из риса, пудинги. Я стал хорошим пекарем.


8) Теперь обо мне можно было с полным правом сказать, что я сам зарабатываю свой ​​хлеб. Немного странно, что так мало думают о том, сколько различных мелких работ надо выполнить, добывая зерно, орошая, сохраняя и всячески обрабатывая его, чтобы иметь только одну эту частичку нашего питания.

10. На 25 году проживания на острове Робинзон, рискуя жизнью, становится на защиту несчастного юноши.

- Это произошло на следующий день после четверга... Что именно?

- Кем стал Пятница для Робинзона? (слуга, товарищ, помощник)

- А Робинзон для Пятницы? (спаситель, друг, учитель, благодетель)

IV. Рефлексия

Иллюстративная викторина по роману Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (презентация).

V. Итог урока

«Робинзон Крузо» – это первая книга, которую стоит прочитать каждому человеку, как только он научится читать по букварю (Руссо, французский просветитель). Почему?

Робинзон Крузо не только сумел победить себя, свой ​​страх, отчаяние, он переродился: сумел переосмыслить и переоценить свою жизнь. Необитаемый остров стал местом его духовного возрождения, осознания себя Человеком с большой буквы, неповторимым и бесценным. Именно так говорит о человеке и известный украинский поэт Василий Симоненко в стихотворении «Ты знаешь, что ты человек...» (аудиозапись).

VІ. Оценивание учебных достижений учащихся

VІІ. Домашнее задание

Представьте, что вы привезли на остров Робинзона туристов.

Расскажите им о природе острова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему «Заочная экскурсия на остров Робинзона»

Автор: Негода Ольга Юрьевна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства