Просмотр содержимого документа
««Единицы времени. Час. Минута»»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Картотека игр на развитие внимания,мышления,восприятия, памяти,воображения.
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Петровой Владиславы
Ейск, 2021 г.
Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Этот интерес обусловлен тем, что первые годы обучения в школе являются наиболее интенсивными и именно на данном этапе у детей закладывается фундамент психического, умственного, физического и нравственного развития. Будущее ребёнка будет зависеть от того, в каких условиях будет протекать это развитие.
Когда ребёнок поступает в школу, у него начинается процесс обучения и именно под влиянием данного процесса начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение качеств, которые свойственны взрослым людям. Данные преобразования происходят потому, что дети включаются в новые системы межличностных отношений и новые виды деятельности, которые требуют от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать устойчивость, продуктивность и произвольность.
Психические процессы — процессы, которые происходят в голове человека и отражаются в динамически изменяющихся психических явлениях. Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие, которые тесно между собой взаимосвязаны.
Познавательный процесс – процесс, способствующий познанию, расширению знаний.
В данная работа представляет собой картотеку игр, которые направленны на развитие таких психических процессов, как: внимание, мышление, восприятие, память и воображение.
Игры на развитие внимания
Игра «Хлопни в ладоши»
Цель. Развивать устойчивость и переключение внимания.
Ребенку предлагается хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например, животное. После этого взрослый произносит ряд разных слов. В другой раз приседать, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, т.е. ребенок приседает, когда слышит название растения, и хлопает к ладоши при произнесении слов, обозначающих животных. Желательно проводить игру с группой детей.
Игра «Пуговицы»
Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.
По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, вырезанные из картона. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.
Игра «Слушай хлопок!»
Цель. Развивать активное внимание.
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки – в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.
Игра «Лови – не лови»
Правила этой игры похожи как в игре «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ребенком, что если слово, относится к растениям, то он ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба – не рыба», «Мебель – не мебель», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и другие.
Игры на развитие мышления
Игра «Поиск аналогов»
Цель:Формирование умения выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Время проведения:15 мин.
Оборудование:Карточки с изображением различных предметов или явлений (транспорт, мебель, птицы и т д.),.
Описание игры: Нужно назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным сущестенным признакам, и систематизироать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают; вертолет, автобус, поезд — это транспортные средства).
Игра «Исключи картинку»
Цель: Развитие способности устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
Время проведения:10-15 мин.
Оборудование:Карточки с изображением различных предметов или явлений (домашние, дикие животные, овощи, транспорт и т.д.).
Описание игры:Берутся три картинки (например с изображением собаки, помидора, солнца). Надо оставить две картинки, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третью, не обладающий общими для первых двух предметов признаками. Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишней картинки, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить картинку собаки, так как и помидор, и солнце круглые) изаканчивая самыми неожиданными.
Игра «Сравни картинки»
Цель:Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
Время проведения:5-10 мин.
Оборудование: парные картинки.
Описание игры: Ребятам предлагается сравнить две картинки и назвать отличия. Более сложный вариант - сравнение предметов, которые ребенок в данный момент не видит: «Чем отличаются ель и береза?»
Игра «Формулирование определений»
Цель:Формирование четкости и стройности мышления, умения фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способности одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.
Время проведения:10-15мин.
Оборудование: Карточки с изображением различных предметов или явлений.
Описание игры: Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления, которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.Например: «Яблоко- большое, круглое, зеленое, сочное», «Сосна- высокая, зеленая, колючая» и т.д.
Игра «Цветочки»
Цель:Развитие мышление, умения обобщать и классифицировать предметы.
Время проведения:15-20мин.
Оборудование:заготовки «цветов».
Описание игры: Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д.)- Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Игры на развитие восприятия
Игра «Измеряем на глазок»
Цель: развитие зрительного восприятия
Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу.
Игра «Развиваем глазомер»
Цель: развитие зрительного восприятия
Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.
Игра «Угадай голоса»
Цель: развитие восприятия звуков
Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
Игра «Угадай мелодию»
Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха
Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 3—5 с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество очков.
Игра «Развиваем чувство времени»
Цель: развитие восприятия
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.
Игры на развитие памяти
Игра «Слова»
Цель игры: вспомнить как можно больше слов – названий предметов, относящихся к одной группе. Помогает развивать память.
Положение учащихся: участники игры сидят в кругу.
Условия игры: учитель называет тему, на которую учащимся предстоит подбирать существительные. Причём, первый называет слово, второй повторяет названное слово и приводит своё и т.д.
Например: тема фрукты. Первый называет «яблоко». Второй повторяет «яблоко» и называет «апельсин». Третий учащийся повторяет «яблоко», «апельсин» и называет «груша» и т.д.
Правила игры: тот из учащихся, кто забудет названные для него слова или не назовёт своё, выбывает из игры.
Планируемый результат: побеждает тот, что останется последним.
Игра «Города»
Цель игры: формирование развития памяти, а также мышления.
Положение участников: участники игры сидят в кругу.
Условия игры: учитель называет какой-либо город, например, Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву «А».
Например: учащийся называет Архангельск. Следующий должен вспомнить название города на «К» и т.д.
Правило: если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города, или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.
Планируемый результат: выигрывает тот, кто останется последним.
Игра «Антонимы и синонимы»
Цель игры: развивать память, мышление и внимание.
Положение участников: участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: учитель называет прилагательное – горячий. Первая команда называет синоним к данному слову, а вторая – антоним. Затем учитель называет другое слово, теперь первая команда называет антоним, а вторая – синоним. И т.д.
Правила игры: За каждое правильное названное слово команда получает 1 балл. Если какая-либо из команд не может подобрать антоним или синоним, то такая возможность предоставляется команде сопернице.
Планируемый результат: победит та команда, у которой больше баллов.
Игра «Чей предмет?»
Цель игры: развивать память у младшего школьного возраста.
Положение участников: участники делятся на две команды, и выбирают по водящему.
Условия игры: игра заключается в том, что на глазах у водящего его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил, и в какой последовательности были положены предметы.
Правило игры: оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.
Игра «Цвета»
Цель игры: развивать память у младшего школьного возраста.
Положение участников: участники игры располагаются в кругу.
Условия игры: учитель предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зелёного, синего, жёлтого, чёрного, серого и т.д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
Обработка результатов: победитель тот, кто останется последним.
Игры на развитие воображения
Игра «Фоторобот»
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, комбинаторных навыков, мелкой моторики, активизация мышления и речи.
Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), разрезанные на полосы — отдельно лоб, отдельно подбородок, отдельно глаза, отдельно нос и т.д. (по количеству детей).
Ход игры
Взрослый раскладывает стимульный материал и говорит: «Должно быть, вы видели, как в детективных фильмах криминалисты составляют фоторобот. Чтобы создать портрет человека, они подбирают и соединяют части лица. Сейчас и мы попробуем составить фотороботов различных людей. Подберите подходящие полосы, сложите их так, чтобы получился портрет человека. Придумайте ему имя, профессию, расскажите о его характере».
Игра «В природе этого нет»
Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.
Оборудование: доска, цветные мелки.
Ход игры беседы
Взрослый предлагает придумать всем вместе необычное существо:
а) зверя;
б) рыбу;
в) птицу;
г) насекомое;
д) инопланетянина.
Он задает детям наводящие вопросы и на основании полученных ответов создает изображение на доске при помощи цветных мелков.
— Чем покрыто тело (шерстью, чешуей, пухом и пр.)?
— Какого цвета все перечисленное?
Взрослый заканчивает рисунок и говорит:
Вот какое существо у нас получилось. Давайте составим о нем рассказ.
Дети отвечают на наводящие вопросы:
— Как его зовут?
— Где живет это существо?
— Чем питается?
— Что любит делать?
— Что не любит делать?
— Какой у него характер?
— Много ли у него друзей? Почему?
— Кто его враги? Почему? и т.д.
Примечание. На последующих занятиях можно предложить детям самим придумать и нарисовать необычное существо, а затем составить о нем рассказ-описание.
Игра «Взгляд в будущее»
Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый говорит детям: «Ребята, ни один человек не может знать наверняка, что будет завтра, через неделю, через месяц, через год, а тем более спустя десять, двадцать или более лет, то есть в будущем. Наверняка многое изменится, но как, никто не знает. Давайте пофантазируем, попробуем представить картины будущего и нарисовать их».
Варианты рисунков:
а) автомобиль будущего;
б) дом моей мечты (дом, в котором они хотели бы жить в будущем);
в) космический корабль;
г) фантастический пейзаж (Земля в далеком будущем или неизвестная планета, которую предстоит открыть).
По окончании рисования, взрослый предлагает детям продемонстрировать рисунки и рассказать о них.
Игра «Герб»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый рассказывает детям, что такое герб, и предлагает придумать и нарисовать герб:
а) детского сада;
б) школы (класса);
в) города (села, деревни);
г) своей семьи.
По окончании рисования, дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них.
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, нарисовал наиболее оригинальный и соответствующий заданной теме герб.
Примечание. При возникновении затруднений взрослый показывает детям образцы различных гербов и эмблем.
Игра «Перевертыши»
Цель: развитие воображения детей.
Ход игры: дети садятся по кругу. Педагог называет какой-нибудь предмет. Детям необходимо придумать способ использования этого предмета не по прямому назначению. Играющие по очереди называют способы применения этого предмета. При этом нельзя повторять уже названный кем-то вариант. Выигрывает тот, кто последний назовет способ применения предмета. (Примеры предметов, которые могут быть названы учителем: кубик, кирпич, зонтик, диск, ученическая тетрадь, ложка и др.)