kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительное образование: опыт развития метапредметных компетенций учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учимся». Сегодня эти слова  приобретают особую актуальность.

Мы знаем, что многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.

       Однако результаты  международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, связанных с использованием наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование: опыт развития метапредметных компетенций учащихся начальных классов. »

Дополнительное образование: опыт развития метапредметных компетенций учащихся начальных классов.


Древнеримский философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность.


Мы знаем, что многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.


Однако результаты международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, связанных с использованием наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов.


Многие учителя в своей практической деятельности сталкиваются с рядом препятствий, трудностей, что в свою очередь ведёт к низким показателям обученности выпускников начальной школы. Например, все согласятся с тем, что необходимо научить ребёнка грамотно и красиво писать. Да, на уроках русского языка ребёнок применяет данные навыки, но, придя на урок музыки или истории, про данные умения он просто забывает или не считает нужным применять их. Или, научившись сравнивать, анализировать и решать математические задачи, обучающийся не может применить это умение в повседневной жизни. Короче говоря, разложенные по полочкам знания не становятся основой компетентности школьников, они не применяются за пределами тех ситуаций, в которых были усвоены. То есть, "наши школьники знают материал, но не умеют с ним работать".

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.


В свою очередь новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных задач.


Поэтому, появилась необходимость, сохраняя лучшие традиции российского образования, переориентировать его на новые образовательные результаты, отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях).

В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение самостоятельно ориентироваться во всевозрастающем потоке информации, обладать стремлением к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, умению согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т. д,.

В этих условиях сегодня для учителя любого образовательного учреждения, конечно, важно ответить на вопрос: «Чему учить?», но еще более значительно звучит вопрос: «Как учить?»



Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный подход не отрицает ЗУНовского подхода. На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция — деятельность —компетентность.

Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии.



Поэтому возникает необходимость так организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника



В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.



Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных результатов удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше.


Внеурочная деятельность – это не механическое дополнение к начальному общему образованию, призванное компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, а возможность осуществления взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.



Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное (Танцевально-спортивная пауза), общеинтеллектуальное (Кружок «Я и мир (английский для малышей)»), социальное (социально-проектная деятельность), художественно-эстетическое (Кружок изобразительного искусства), научно-техническое. В рамках каждого направления реализуются различные программы.



Внеурочная деятельность осуществляется через:

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); - Танцевально-спортивная пауза, Кружок «Я и мир (английский для малышей)», социально-проектная деятельность,

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей - Кружок изобразительного искусства, преподаватель Лёсина Елена Викторовна (ДХШ) и

В своём выступлении я бы хотела остановиться на социально-проектной деятельности, реализуемой в рамках внеурочной деятельности.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.


Так, например, работая над проектом «Моя первая книжка», ученики подробно узнают о том, как на самом деле происходит долгий и непростой процесс работы над книгой, какой путь она проделывает от мысли в голове писателя до рук читателей, сколько людей разных профессий работают над ней.

И, наконец, закрепляют новые знания на практике: каждый ребенок попробует себя одновременно в роли издателя, писателя, художника-иллюстратора, редактора и дизайнера, и сделает своими руками книжку по всем правилам издательского дела. Поняв сложный процесс появления книги на свет, дети будут более бережно и уважительно относиться к учебникам и другим изданиям.

Экологический проект «Покормите птиц зимой!»,

В ходе работы над проектом учащиеся расширяли представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка; изучали образ жизни и поведения птиц зимой.

Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения о зимующих птицах, провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц, сделать вывод : Как помочь птицам пережить холодный период года, а также самому оценить собственный результат.

Работая в группе и составляя памятку “Как подкармливать птиц”, первоклассники учились взаимодействовать в социуме, приобретали умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения сверстников. В практической части проекта учащиеся совместно с родителями сделали и развесили кормушки для птиц. Следили, чтобы в кормушках постоянно был корм, наблюдали за поведением птиц.

Дети настолько увлеклись проектом, что на конкурс творческих работ «Зимняя сказка» слепили зимующих птиц из солёного теста, раскрасили их на кружке «Изобразительное искусство» и «усадили» на кормушку. В результате получилась коллективная работа учащихся «В птичьей столовой», занявшей 3 место в муниципальном конкурсе.

Таким образом, применение проектной работы во внеурочной деятельности формирует метапредметные компетенции, включающие в себя регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Внеурочная деятельность позволяет учителю формировать компетенции - знания, соединенные с опытом практического их применения, это реальная возможность повысить качество образования и дать возможность каждому ребёнку найти своё место, своё дело и научиться ориентироваться и уметь выживать в нашем сложном, многообразном и прекрасном мире.

А в какую деятельность были включены мои малыши, с целью развития метапредметных компетенций, и какие результаты она принесла хотела бы продемонстрировать на следующих слайдах.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голюкова Алёна Яковлевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "227330"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440688196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства