Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование как потенциал для развития творческих способностей обучающихся»
Дополнительное образование как потенциал для развития творческих способностей обучающихся
В настоящее время, из 100% всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования, 60% составляет звено младших школьников. Это объясняется тем, что большая часть времени детей этого возраста посвящено обучению. Именно поэтому, современное общество ставит перед педагогом дополнительного образования задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.
Учреждения дополнительного образования – это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований [9]. Во всех внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию; социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; культура досуговой деятельности и др [6].
Предоставляя ребенку право приобретения дополнительных знаний, творческих навыков и умений, учреждения дополнительного образования детей способны решать вопросы, которые по своей значимости и масштабу выходят за рамки возможностей других воспитательных структур. Занимаясь в них, оригинально сочетающих коллективное и индивидуальное творчество, ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха и смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно-творческих умений и способности к самостоятельности, в программировании и организации будущего самообучения [27].
Школа и учреждение дополнительного образования детей - союзники в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.
Исследователи выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся:
– в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
– в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
– в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
– в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
– в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
– в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Как показывает практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное - создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.
На современном этапе развития учреждений дополнительного образования выделяют следующие функции и вот на что они направлены [6]:
Социальная функция направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),
в) детского спроса (удовлетворение потребности познавательного или личностного развития, общение, досуг и время препроовождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности);
г) экономического спроса (возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д. - для взрослых и допрофессиональная подготовка - для детей);
д) правоохранительного спроса (профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей).
условия для физического и психического развития детей: реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации);
б) компенсаторная (психологическая компенсация неудач в семье, в школе);
в) релаксационная (возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе);
г) консультационная (для педагогов, родителей и детей).
Образовательная функция:
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,
б) профессиональное самоопределение;
в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,
г) социализирующая (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе и возможность попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.
И так, привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования приводит к развитию у них самостоятельной творческой активности, художественного вкуса, творческого мышления, познавательных интересов, навыков самообразования, способствующих самореализации личности; формирует разностороннее развитие личности, способной реализовать творческий потенциал в современных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Дополнительное образование обладает максимальным потенциалом для проявления творческой активности, развития творческих способностей и креативности детей благодаря следующим особенностям.
Согласно современным нормативно-правовым документам, основное предназначение системы дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Таким образом, раз¬витие творческой активности ребенка заложено в самом предназначении образовательных организаций дополнительного образования.
Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей. Для значительной части детей в системе дополнительного образования происходит освоение куль¬турного наследия человечества: знакомство с музыкальными произве¬дениями великих композиторов (в «школах искусств»), приобщение к новейшим достижениям науки и техники (в кружках авиамоделирования), освоение наследия художников прошлого и настоящего и др., так как только в условиях свободного выбора возможно творить.
Многообразие типов образовательных объединений, возможность выбора и изменения направления деятельности позволяют осуществить творческие пробы и выбрать оптимальный для себя вид творческой деятельности.
Именно в системе дополнительного образования возможно обеспечить максимальную индивидуализацию образовательного процесса, развитие творческих способностей ребенка может стать целью проектирования индивидуальной образовательной программы (подробнее об этом - в главе 2 данного пособия).
Дополнительное образование благодаря своей демократичности и неформальности предоставляет вариативные возможности достижения успеха каждым ребенком, что проявляется не только в возможности выбора образовательного объединения, но и в выборе способов и форм деятельности, оптимально соответствующих особенностям каждого.
Дополнительное образование способствует максимальной са-мореализации личности ребенка. Система дошкольного и школьного образования ввиду большого объема, а иногда и перегруженности об-разовательных программ не способствует проявлению и раскрытию потенциала воспитанников. Часто ребенок, не демонстрирующий осо¬бой успешности в освоении основной образовательной программы детского сада или школы, реализует свой потенциал именно в дополнительном образовании, повышая тем самым свой социальный статус и самооценку.
Однако для того, чтобы сделать процесс развития творческих способностей максимально эффективным, необходимо осуществлять целенаправленную и педагогически целесообразную работу, первым этапом которой является диагностика творческих способностей и оп¬ределение уровня их развития и проявления.
Согласно исследованиям ученых, каждый человек обладает творческими способностями, однако при отсутствии определенных условий и целенаправленной работы творческие способности могут никогда не раскрыться. Творческий потенциал личности может посте¬пенно «угаснуть», так и не достигнув уровня проявления творческой активности [7].
Развитие творческих способностей, как и любого качества, осуществляется поэтапно, что необходимо учитывать педагогу до-полнительного образования. В этой связи особенно важно рас¬смотреть процесс развития творческих способностей, показать его динамику, чтобы выстраивать целенаправленную работу на каждом этапе.
Важнейшим условием успешной творческой самореализации ребенка является правильный выбор направленности и типа образовательного объединения, программы дополнительного образования. Поэтому на первом этапе развития творческих способностей необходимо осуществить адекватную диагностику. Помимо диагностических тестов, анализа результа-тов творчества детей, наблюдения в процессе выбора кружка или сек¬ции для занятий необходимо учитывать мнение родителей и пожелания самого ребенка.
Следующим этапом развития творческих способностей являет¬ся обеспечение необходимой мотивации у детей. По мнению извест¬ного психолога Карла Роджерса, «...главным побудительным мотивом творчества, как оказалось, служит стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности» [24]. Поэтому для создания мотивации творчества помимо вдохновляющих рассказов о жизни великих компо¬зиторов и спортсменов и посещения учреждений культуры необходимо показывать систему возможных перспектив творческой деятельности ребенка, рассказывая об участии творческого коллектива в различных конкурсах, концертах, объяснить возможность дальнейшего профессионального обучения в русле выбранного направления деятельности. Также на этом этапе нужно постараться обеспечить комплексную мотивацию со стороны всех участников образовательного процесса. Необходимо поддерживать мотивацию ребенка через создание ситуаций успеха, поощрение проявлений творческой активности и самостоя-тельности, поддержку творческой индивидуальности.
Однако даже при наличии творческих задатков и необходимой мотивации ребенок, начиная заниматься в образовательном объединении, осваивать программу дополнительного образования, не обладает системой знаний и представлений о выбранном направлении творче¬ской деятельности. Поэтому основной задачей следующего, когнитивного этапа развития творческих способностей ребенка является обогащение системы его представлений в следующих направлениях:
– знакомство с особенностями выбранного вида творческой дея-тельности;
– знакомство с историей возникновения и развития выбранного вида творчества;
– изучение результатов творчества известных художников, поэтов, композиторов, танцоров и т.д.;
– знакомство с программой и правилами деятельности образова¬тельного объединения;
– освоение основных приемов творческой деятельности (движений и позиций – в хореографии, мазков и цветопередачи – в живописи, пра¬вил выполнения подскоков и подкруток - в фигурном катании и др.);
– изучение основ композиционного построения освоенных прие¬мов для создания творческого продукта.
Отметим, что обогащение когнитивной сферы детей знаниями об основах творческой деятельности будет, с одной стороны, способст¬вовать необходимой мотивации, а с другой – содействовать эффектив¬ности следующего этапа развития творческих способностей.
На практическом этапе развития творческих способностей происходит отработка, а иногда и автоматизация освоенных на преды¬дущем этапе приемов творческой деятельности. Чаще всего для реали¬зации этой задачи используются упражнения, предполагающие много¬кратное повторение каких-либо действий: ребенок многократно играет гаммы, чертит линии, много раз повторяет прыжок и т.п. Для того, чтобы такая деятельность не оказалась утомительной и монотонной, педагогу необходимо использовать и другие формы и методы работы (выполнение творческих проектов, тренинги, разнообразные игры, элементы современных педагогических технологий). Также на этом этапе очень важно стимулировать собственную инициативу и творче¬скую активность детей, поощряя внесение предложений по организа¬ции деятельности, предлагая выбор возможных видов и способов осу¬ществления деятельности.
На демонстрационно-созидательном этапе дети презентуют результаты своей творческой деятельности. Результатами в данном случае можно считать не только качество выполнения элементов твор¬ческой деятельности («чистота» пения, правильность выполнения дви¬жений, похожесть изображения), но и развитие заинтересованности детей в выбранном виде творчества, и наличие самостоятельности в создании творческого продукта, и слаженность работы группы в кол¬лективных объединениях (сплоченность хоккейной команды, «сыгран¬ность» актеров в театральном объединении, взаимопомощь в кружке авиамоделирования и т.п.). Также важнейшим показателем эффектив¬ности данного этапа является развитие у ребенка стремления создавать новое, вносить собственные предложения по осуществлению деятель¬ности.
Важнейшим этапом развития творческих способностей является рефлексивный этап. Как известно, рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В про¬цессе становления творческой активности ребенок может включаться в различные виды рефлексии:
- рефлексия в группе (проводится в конце каждого занятия, а также по результатом знаковых для объединения событий - концертов, выставок, соревнований), групповая рефлексия является одной из форм коллективного общения и способствует повышению эффективности взаимодействия в группе;
- рефлексия с педагогом, в процессе которой происходит осозна¬ние результативности деятельности и личностного творческого роста ребенка, а также выявление причин успехов или неудач последнего;
- индивидуальная рефлексия способствует осознанию ребенком не только успешности собственной творческой деятельности, но также ощущению эмоциональной удовлетворенности ее итогами.
Именно в процессе рефлексии формируются такие важнейшие проявления творческой активности, как направленность на творчество, самостоятельность, ответственность за результаты собственной дея¬тельности. Различные виды рефлексии могут быть основой разработки индивидуальной образовательной программы ребенка, где в обязатель¬ном порядке отражается и развитие творческого потенциала личности.