Просмотр содержимого документа
«Доклад "Виды аппликаций" (для начальной школы)»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
Профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад по МОПВД
«Виды аппликаций»
Исполнитель:
Колотовкина Анастасия
Студентка 2 «А» группы
Руководитель:
Болотова Елена Юрьевна
г. Камышлов
2015г.
Содержание:
Что же такое аппликация
Виды аппликаций
Материалы, используемые в аппликации
Специфика детской аппликации
Приёмы аппликаций
Особенности обучения аппликации младшего школьника
Список литературы
Что же такое аппликация
Аппликация(от лат. Application – накладывание) – способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Детская аппликация – один из видов художественно - изобразительной деятельности, суть которой состоит в создании плоскостного или рельефного изображения при использовании различных материалов с помощью различных приёмов и техник с целью отображения предметов и явлении окружающей жизни.
Виды аппликации
По используемым материалам:
аппликация из бумаги и картона;
из природных материалов;
из бросового материала;
из ткани, сукна.
По содержанию:
реалистичная;
стилизованная;
абстрактная.
По характеру:
предметная;
сюжетная;
декоративная.
По форме:
плоскостная (аппликационный образ выполняется на плоскости, при этом его детали не выступают над ней);
полу-объёмная (рельефная) (аппликационный образ выполняется на плоскости, его детали выступают над поверхностью).
Материалы, используемые в аппликации
Бумага: белая или цветная (двусторонняя или односторонняя); писчая; чертёжно-рисовальная; калька; глянцевая; гофрированная; самоклеющаяся; тонированная; фольга; обёртки от конфет и шоколадок; газетная; обойная; книго-журнальная; салфетки; обложечно- упаковочная, обёрточная.
Картон: белый и цветной картон разной плотности; гофрированный картон; прессованный картон.
Природные материалы:
растительного происхождения (листья, цветки, плоды, ветки, корни, кора и т.д);
животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);
минерального происхождения (камни, песок, ракушки, глина и т.д.).
Оборудование и инструменты: ножницы небольшого размера с закруглёнными краями; клей, кисточки для клея, подставки под кисточку, губки, клеёнка, подносы или коробочки для обрезков, салфетки, вспомогательные материалы, глина, пластилин, воск).
Специфика детской аппликации
Аппликация – один из любимых школьниками видов изобразительной деятельности. Она позволяет им многократно экспериментировать с композицией будущей работы, переставлять её компоненты, подбирать детали.
Дети приобретают новые знания, умения, навыки, закрепляют представления, полученные в других видах деятельности, раскрывают свои творческие способности.
Специфика детской аппликации заключается в том, что благодаря её материалам, дети активнее овладевают основами цветоведения, узнают о форме, строении предметов, их величине, о правилах и законах композиции.
Знания и умения, приобретаемые в ходе занятий аппликацией, могут использоваться детьми и в других видах деятельности, поскольку они имеют определённую долю универсализма. Так, в процессе создания аппликационного образа дети приучаются планировать свою работу, а это умение важно, как в учебной деятельности, так и в трудовой, игровой. Выполнение аппликации способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Ребёнок учится владеть ножницами, руками, держать в поле своего зрения лист бумаги, вовремя его поворачивать, чтобы получить нужный срез или обрыв.
Приёмы аппликации
сгибание;
сминание;
сложение;
выгибание;
выщипывание;
обрывание;
накручивание;
скручивание;
надрезание
разрезание;
прорезание;
вырезывание;
наклеивание;
приклеивание;
заклеивание;
присоединение;
пришивание.
Особенности обучения аппликации младшего школьника:
Образовательные задачи:
продолжать учить работать с различными материалами, техниками и приёмами аппликации;
закреплять умение различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;
продолжать учить самостоятельно, гармонировать цвета при составление аппликационного образа;
учить передавать через цвет, форму, композицию характер аппликационного образа, своё настроение, впечатление, отношение;
продолжать учить различать, называть, группировать и составлять различные геометрические форы;
различать величины по разным признакам;
совершенствовать умение работать с готовыми формами;
продолжать учить самостоятельно, получать формы различной сложности, путём обрывания, вырезывания;
учить достигать выразительности аппликационного образа при работе с различными материалами;
самостоятельно подбирать необходимый материал для реализации своего замысла;
продолжать формировать умение продумывать композиции аппликации, соподчиняя её части, друг с другом, фоном применять для этого различные композиционные закономерности;
продолжать учить составлять декоративный узор на разных формах, отражая разные мотивы;
учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные аппликационные образы;
продолжать учить технике работы с ножницами.
Развивающие задачи:
продолжать формировать чувство цвета ( гармонии цветовых отношений),формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми предметами), величины (соподчинять величины);
умение выделять, части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию;
работать с материалами и инструментами, необходимыми для аппликации;
воспитывать аккуратность при работе с материалами и инструментами;
продолжать воспитывать умение действовать по словесным инструкциям педагога, прислушиваться к советам;
воспитывать умение работать над совместной работой, учитывая при этом мнения других;
личностные качества (умение сопереживать неудачам других, радоваться чужим достижениям, терпимости и терпеливости, усидчивости, настойчивости);
стимулировать активность детей при анализе работ, эскизов, репродукций.
Особенности обучения. В младшем возрасте в аппликации появляется ряд существенных качественных скачков. Во-первых, дети не только приобретают к этому времени разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетельствует о наличии сознательного подхода к выбору средств, материалов, композиции для реализации заданной темы. Для детей теперь не составляет сложности вырезать предмет любой формы.
У детей появляется больше возможности использовать не только плоскостную, но и полуобъёмную аппликацию.
Аппликация младших школьников представляет собой некий синтез различных материалов, техник, видов изобразительной деятельности.
Коллаж как одна из техник аппликации наиболее широко используемая в этом возрасте.
При всей динамике в творческом развитии детей младшего школьного возраста одними из основных методов обучения остаются показ и объяснение.
Среди новых направлений аппликации, с которыми дети знакомятся, можно указать работу с нитками иголкой.
Анализ промежуточных результатов в процессе выполнения аппликации способствует формированию умения планировать свою работу, что заставляет ребёнка соблюдать определённую последовательность в своих действиях для получения результата.
Список литературы
Учебник С.В. Погодина «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА». 4 –е издание.