В педагогике огромное значение придаётся ручному труду, ИЗО. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
- воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;
- ознакомление с правилами безопасности труда и санитарно-гигиеническими требованиями;
- воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;
- воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);
- ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;
- обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала.
В начальных классах учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором».
Я работаю на дому с двумя девочками. Это Тивикова Аделина (5б класс) обучается по программе для обучающихся с глубокой умственной отсталостью и Габбасова Риана (1б класс) по специальной индивидуальной программе развития. У Аделины есть уроки ручного труда, ИЗО, а у Рианы уроки изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация)».
Каждый урок ручного труда, ИЗО, изобразительной деятельности имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги.
На уроках используются:
- Наборы цветной бумаги.
- Набор цветного картона.
- Листы белой плотной чертежной бумаги.
- Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, крахмальный клейстер.
- Набор разноцветного пластилина — 12 цветов.
- Нитки.
- Природный материал: листья дуба, ивы, вяза, пушистая трава, горох, семена липы (крылатки), еловые шишки, перышки.
- Металлоконструктор и т.д.
Комплект инструментов для работы на учебный год:
- Ножницы.
- Стека для пластилина.
- Иголка большая (длина 8 см).
- Гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем).
- Ручка шариковая.
- Фломастеры разных цветов.
- Плоская кисточка для клея (щетина) № 10 с деревянной ручкой и заостренным концом.
- Доска подкладная для работы с пластилином.
- Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки.
- Коробочки для мусора.
- Баночки для клея.
Очень важно научить детей аккуратно и осторожно пользоваться с инструментами.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности не возможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке.