Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Функциональная грамотность на уроках русского языка»
Средняя школа №22
Доклад
Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка»
Учитель нач.кл: Оспанова Салтанат Турмысовна
Актобе - 2016 год
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка.
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.
Но что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?
На уроках русского языка я ставлю следующие задачи:
формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;
формирование умений грамотного письма, грамотной речи;
учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;
отработка основных орфографических правил;
в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографические правила на практике;
развитие устной и письменной речи;
развитие вербальных и невербальных функций, участвующих тексте в процессе письма;
развитие различных видов памяти;
обогащение словарного запаса учащихся.
Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика.Обучение русскому языку должно держаться на 3 китах: главное внимание моё, как учителя, должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как считаю, что уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования.
Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.
Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.
Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.
Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.
Приходится строить практические работы так, чтобы они могли «удивить» детей. Ребёнок должен удивиться тому:
что он видит орфограмму;
он может написать правильно;
всё это даёт хорошие результаты;
ему нравится работать,
на уроках русского языка интересно.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности:
Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания, всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально. При этой форме работы формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам.
Графические выделения орфограмм.(подчёркивание)
Цель: выработка орфографической зоркости.
Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания, у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
Письмо по памяти.
Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки.
Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:
Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
определить место, где возникла орфографическая задача;
к какой группе правил относится данная орфограмма;
в какой части слова находится орфограмма;
установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
определить в слове ударение;
определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;
написать слово в соответствии с правилом.
Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.
Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то нового, интересного. На уроках провожу игровые моменты.
«Кто быстрее?» (вставь попущенную букву )
Прим * рение кр*сота
К*тание л*сник
Гол*довка с*сна
З*рно тр*ва
«Угадай слово».
К-р-нд-ш, л-ст-п-д, -д-жд-, д-ж-рн-й.
«Пиши –не спеши» -диктую слова, а дети их изменяют, чтобы было сочетание жи – ши\.
«Одна буква». Замени одну согласную в словах: лёд, слог, сок, сыр, рама, лупа, салки, село. Можно дать вариант буквы, а можно доверить детям.
«Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
«Помоги Деду –Буквоеду вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды. Докажи, почему вставили такие буквы.
«Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Применяю в работе выборочное списывание.
На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того, как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.
Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.
Ценность этого подхода: ребёнок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам
Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.
Например,:
Имена, фамилии, Начинает буква
Клички, города - Важные слова:
Все с заглавной буквы Иванова Анна,
Пишутся всегда. Иннокентьевка, Москва.
Семьи из слов живут на Земле.
По корню узнаешь о близком родстве.
Не надо их сходства, дружок, нарушать.
И корни-близняшки с ошибкой писать!
Сочетания жи –ши только с буквой «и» пиши!
Сочетание чу – щу с буквой «у» пишу.
Убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка.
В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания, т. есть словарные слова. На каждом уроке провожу словарную работу. У каждого ребёнка заведены тетрадки – словарики. В них ребята записывают новое слово, выделяют орфограмму, проводят фонетический разбор, выделяем сильные и слабые позиции, определяем орфограммы, составляем предложения.
Вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги для лучшего закрепления. Такие виды заданий можно провести при изучении словарных слов.
1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
2. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).
3. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
4. Выписать слова, в которых два слога (три слога).
5. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и тек далее.
6. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
7. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д.
8. Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко)
Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.
9. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:
* Москва – так как это слово пишется с большой буквы;
* суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;
* тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;
* сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);
* чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;
* карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.
Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький.
Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у.
Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Работа над ошибками даёт свои положительные результаты.
Такая система работы даёт хороший результат. Главным достижением, которой является то, что в 5 класс дети идут грамотными. Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике.
Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2008.– С.214.
Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12
Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 38 с. .
Тунгускова, С.Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе // http://www.myshared.ru/slide/536583/ - 2013. – 7с. с. .
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}