kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему Приёмы и задания для формирования УУД в первом классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описываются приёмы и задания для формирования УУД в первом классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему Приёмы и задания для формирования УУД в первом классе.»

Тема моего доклада Приёмы и задания, используемые для формирования УУД учащихся 1 класса.

Личностные УУД:

Начну я с самого первого этапа урока Мотивация к учебной деятельности. Мы чаще всего начинаем урок, как нам кажется, с самого важного, значимого. Проверка д/з, актуализации знаний. А ведь для каждого человека, и даже для такого маленького как ученик начальной школы, самым значимым является он сам. И ребёнку важно знать, как к нему относится учитель, его одноклассники. Я стараюсь показать своё расположение к детям и вначале урока произношу такую фразу:

1.-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Можно спросить у детей: « С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )

2. Или можно попросить учащихся улыбнуться друг другу, учителю. Мне приятно, когда дети мне улыбаются. Это единение, чувство команды, которое дети испытывают в этот момент, позволяет им быть более активными, более внимательными на уроке.

3. Ещё у нас есть рюкзачки знаний, которые мы регулярно пополняем. И перед уроком я желаю им, чтобы их рюкзачки стали тяжелее, пополнились новыми знаниями.

4. Можно произнести короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!


Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Единственное правило: всё, что мы желаем детям должно звучать искренне. Дети чувствуют фальш в голосе и положительного эффекта не произойдёт.


5. Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе 
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак. У меня были всевозможные наклейки.


6. На уроках чтения для выражения своего отношения к прочитанному произведению прошу учащихся закончить фразу:

Япочувствовал(а)… 
Яулыбнулся(ась) … 
Явспомнил(а) … 
Мнесталогрустно … 
Ябыпродолжил(а)написанноетак … 
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … 
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … 
Недавно мы читали русскую народную сказку «Враль», где мужики в очередной раз поверив парню, который их не раз уже обманывал, остались и без хлеба и без рыбы. На вопрос Как бы вы поступили, оказавшись на месте мужиков? я получила много неожиданных ответов. «Надо сначала одно дело доделать, а потом уж за другое браться» «Надо было одного послать разведать-на самом ли деле есть рыба на гати» «Действовать по ситуации: если погода хорошая и обмолот может подождать- сбегать на гать за рыбой»

На уроках учу детей не бояться высказывать своё мнение, хвалю их за любую высказанную мысль. Стараюсь в доброжелательной форме объяснить, в чём они оказались не правы.


Регулятивные УУД.


1. При объявлении темы урока, задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке цели урока, задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы: что они будут изучать и для чего им надо это изучать. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке обучения грамоте при изучении новой буквы, дети называют предмет, изображенный на картинке и слышат новый звук. А можем ли мы написать это слово? Приходим к выводу, что из-за того, что мы пока ещё не знаем, как обозначается данный звук, мы не можем двигаться дальше. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о новом звуке, о букве, которой он обозначается на письме.») Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы читать и писать слова с новой буквой »). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.


2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Порой одобрение, поддержка одноклассников для ученика бывает мощным стимулом к учёбе.

3. При самооценке работ учащихся применяю метод «лесенка знаний». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить лесенку и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. По мнению психологов у учащихся младшего школьного возраста самооценка завышенная. Они себя очень даже ценят, свою работу. И задача учителя показать, что ребёнок ещё не знает, в чём он заблуждается.

4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника, решённую задачу.


5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В виде цветных кружков высказывают мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» Цветные кружки дети могут наклеить как на доску, так и в тетрадь нарисовать.


Познавательные УУД:

Познавательные УУД развиваются в основной части урока, когда идёт объяснение нового материала или закрепление. Чтобы дети проявили активность при изучении нового материала, их надо заинтересовать, удивить. Поэтому часто на уроке применяю

1.Проблемное обучение.

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие звери?» я создала следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак зверей (опасный, хищники, имеют большой размер)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (мышь, крокодил)

- Как вы думаете, кто из них является зверем? (крокодил)

- Зверем является мышь. Недоумение. Почему?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле?(Зверем оказалось маленькое животное, не хищное) Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком зверей?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Во время проблемного обучения создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.

Пример проблемного задания.

При изучении взаимосвязи компонентов сложения, после объяснения темы, задаю детям пример: 37+53=90 Сколько будет, если 90-37; 90-53? Дети смогут ответить на этот вопрос, если только поняли тему «Если из суммы вычесть первое слагаемое, получится второе, а если вычесть второе- получится первое»

2.Для развития познавательных УУД на уроках чтения использую приём прогнозируемого чтения. Читать дети не любят, огонька в глазах не вижу. И чтобы как то их заинтересовать, применяю такой приём. Прогнозируемое чтение – это чтение с предугадыванием сюжета. В тексте рассказа выделяются несколько небольших по объему частей. Объявляется наименование рассказа и автор. Предлагается порассуждать: о чем может говориться в рассказе с таким названием. Далее читается часть текста. Остановка и предлагается вопрос как будет развиваться сюжет далее?  Потом высвечивается следующая часть текста… и так до конца рассказа. Можно использовать попеременно дикторское чтение, чтение учителем, учениками.

В конце работы учащиеся сравнивают сюжет рассказа со своим первоначальным вариантом.

3.Педагогические игры для развития познавательных УУД.

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления темы «слова-названия предметов, слова-признаки предметов, слова-действия предметов»
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Один поезд состоит из слов, обозначающих предметы, другой-признаки предметов, третий-действия предметов. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1. пенал, воробей, ваза, чайник, говорить
Поезд № 2. красивый, грустный, весёлый, малыш

Поезд № 3. петь, пенал, бегать, прыгать
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить правило, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Так при изучении гласных, твёрдых и мягких согласных, детям очень нравилось зажигать в словах фонарики. В слове под буквами, которыми обозначены гласные звуки, загорался красный фонарик, под буквами, которыми обозначен мягкий согласный звук, загорался зелёный фонарик и синий фонарик горел у нас под буквами, которыми обозначен твёрдый согласный звук.

4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.


Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 


2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.


Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. 

Спасибо за внимание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему Приёмы и задания для формирования УУД в первом классе.

Автор: Грачёва Галина Алексеевна

Дата: 24.03.2023

Номер свидетельства: 628292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Доклад Игровые технологии"
    ["seo_title"] => string(26) "doklad_igrovye_tekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "500411"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550524368"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по окружающему миру "Ученые России" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-uchienyie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "231895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442668051"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Музейный урок этики "Хакасия – древняя и молодая" "
    ["seo_title"] => string(52) "muzieinyi-urok-etiki-khakasiia-drievniaia-i-molodaia"
    ["file_id"] => string(6) "197281"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428229482"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Доклад «Приемы коррекции познавательной деятельности учащихся в соответствии с  ФГОС. Пути повышения качества образования в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(159) "doklad-priiemy-korriektsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-sootvietstvii-s-fgos-puti-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "282880"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453740359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства