Доклад на семинаре "Современный урок: технологии и методы организации образовательного процесса в начальной школе"
Доклад на семинаре "Современный урок: технологии и методы организации образовательного процесса в начальной школе"
В докладе представлены теоретические и методические материалы о современном уроке в начальной школе в соответствии с ФГОС. Даны краткие характеристики некоторых современных технологий (ТРКМ, ТДМ, система учебных заданий).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на семинаре "Современный урок: технологии и методы организации образовательного процесса в начальной школе"»
Современный урок: технологии и методы организации образовательного процесса в начальной школе
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 45 минут урока - это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное. За период своей педагогической деятельности учитель дает более 25 тысяч уроков, каждый ученик за время своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.
Рассматривая современный урок в аспекте реализации требований ФГОС , нужно отметить, что Стандарт II поколения отличается реализацией компетентностного и деятельностного подхода в образовании. «Компетентностный» урок выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою деятельность. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – это урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
• Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
• Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
• Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Модели современного урока: традиционная и инновационная.
Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.
Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В чем новинка?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитетный стиль общения между учителем и учеником.
Высший пилотаж – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.
Рассмотрим ресурсы современного урока.
Это человеческие, методические и технологические ресурсы.
Остановимся подробнее на каждом из видов.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители…
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.
Методические ресурсы включают в себя формы, содержание, приёмы, методы обучения, технологии.
Сегодня на представленных вашему вниманию уроках наши учителя покажут особенности и некоторые приемы современных технологий.
Технология деятельностного метода (ТДМ)
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:
1. Урок открытия нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
4. Урок развивающего контроля.
Комплекс УУД, выполняемых учащимися на уроках по ТДМ каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.
Для каждого типа уроков сформированы определенные технологические этапы деятельностного метода обучения. Например, на уроках открытия нового знания:
Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнёра.
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Стадии
Методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Iстадия
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
Свободное письменное задание.
Таблица «З-Х-У».
Плюс-минус-вопрос.
Верные и неверные утверждения
Корзина идей
Кластер
Ключевые термины
выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.
внимательно выслушивает их ответы
актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям.
вносит изменения, дополнения.
даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления
обобщает полученную информацию;
Обучение на основе учебных ситуаций
Практика обучения на основе учебных ситуаций исходит из фундаментального положения о том, что между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность, и, значит, основная образовательная задача учителя состоит в организации условий, которые бы позволяли включать активность и осознанность ребенка. Это означает, что при постановке учебного задания необходимо предусмотреть создание таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные действия учащихся, т.е. создать (организовать) учебную ситуацию.
Учебное задание и учебная ситуация — основные средства реализации деятельностного подхода в руках учителя. При обсуждении концептуальных особенностей ФГОС мы уже отмечали, что новый образовательный стандарт вводился главным образом ради того, чтобы способствовать переходу школы на реализацию парадигмы деятельностного развития. Именно поэтому становление и развитие школьников на основе их активного и осознанного «включения» в учебную деятельность и рассматривается Стандартом как основной образовательный результат.
Проектная технология.
Предполагает определенные этапы:
проблема
проектирование
поиск
продукт
презентация
портфолио
Организуя проектную деятельность, нужно учитывать следующее:
Проект - это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт.
Современный эффективный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культуры общения. Необходимо настойчиво отодвигать мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив познавательный и нравственный.
Учителю для успешного проведения урока, целью которого является максимальная результативность, помимо подачи качественно проработанного и отобранного материала, необходимо обращать особое внимание и на другие аспекты образовательного процесса. Так, одним из наиважнейших факторов достижения высоких педагогических целей на уроке считается психологический комфорт учащихся. Слово психологу лицея.