kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педсовете: «Нравственное воспитание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовете: «Нравственное воспитание»»

Доклад:

«Нравственное воспитание»



МБОУ СОШ №70

г. Липецк

Учитель: Мелихова Т. И.

Педсовет

Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Важнейшими педагогическими задачами формирования нравственной личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нерешимости к отклонениям от норм нравственности. Решение этих задач тесно связано с подготовкой учащихся к общественно полезному, производительному труду.

Воспитание сознательной трудовой дисциплины, ответственности за порученное дело, за сроки выполнения, за сохранность и экономию инструментов и материалов должно осуществляться с первых дней пребывания ребенка в школе. Первоначальные трудовые навыки приобретаются при выполнении учебных обязанностей. В учении сливаются познавательная и трудовая деятельность школьников. Для ребенка учение – напряженный труд. Сам процесс познания мира, приобретения большого объема новых знаний связан с неизбежными трудностями, успехами и неудачам.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений к труду, свои обязанностям и к самому себе. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. В процессе становления нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищество, коллективизма, активные отношения к действительности, глубокое уважение к людям труда. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируется первоначальные нравственные чувства к представлению, элементарные навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводиться систематически и целенаправленно в течение десяти лет под руководством учителей. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, нравственные значения и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых норм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам, и где он может сам убедиться в их необходимости.

Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной. Таким образом, нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу. Учатся ли дети, играют ли, трудятся – всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать и как особый раздел воспитания, и как сторону любого другого раздела воспитания. Организуя учение, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их нравственное развитие.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений взаимоотношений детей. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ребенок действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Такой подход влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом сами складываются в жизни, их можно создать и специально в игре, учении, труде и в творческих занятиях. Словом, ученик должен научиться правильно действовать и тогда, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок иной раз ошибается, неправильно поступает. Учитель должен помочь ему осознать и пережить горечь ошибок, безнравственность поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.

Особенное значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. Такие микроколлективы бывают временными и постоянными, например, дежурные, цветоводы, группы детей, объединенных для игры. В небольшой группе школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, по и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать свое общественное поведение.  Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

Важнейшим показателем эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие – это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.

Огромный вред делу воспитания наносит существующее у части учителей мнение о том, что главные предметы – русский язык и математика.  Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.

Большое значение, особенно в 1 классе, имеет игра как важнейший вид совместной деятельности детей как один из приемов организации учения, труда и других знаний. Содержание сюжетных творческих игр помогают учителю обратить внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений людей (это игры в «почту», «в магазин», «в путешественников» и др.). В этих играх одновременно с развитием ловкости движений и скорости бега требуется оказать помощь товарищам, жертвуя личными интересами. Таким образом, развивается чувство коллективизма. В воспитательном отношении большое значение имеет правильный состав играющих. Задача педагогов оценить достоинства каждого ребенка и сделать его присутствие в той или иной играющей группе необходимо и полезным и для себя и для других.

В течение трех лет обучения в школе дети побывают на многих экскурсиях. Основная цель– познакомить детей с окружающей жизнью природой и трудом людей. При этом главная воспитательная задача состоит в том, чтобы формировать у детей активное отношение к действительности, желание и умение охранять природу, уважать и беречь результаты труда людей. Участникам экскурсии можно дать индивидуальные задание, но каждая группа должна получить и общее задание; выполняя его, школьники приобретают опыт совместного труда.

Большое значение в нравственном воспитании детей имеет работа над Правилами для учащихся 1-3 классов. На их основе строится жизнь коллектива. Выполнение правил является тем показателем, по которому можно судить о воспитанности детей. Надо пользоваться всяким подходящим случаем, чтобы напомнить о правиле, требовать его соблюдение, отмечать выполнение правил и не допускать их нарушений. И это нужно делать не только учителю. Сами ребята должны напоминать друг другу о правилах, добиваться их выполнения.

Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. Обстановка доброжелательности и требовательности, где каждый ученик ощущает себя равноправным членом коллектива, благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.

Следует помнить о том, что на нравственном развитии школьников отрицательно сказывается чрезмерное увлечение баллами, соревнованиями за первое место, показателями. Злоупотребление такими внешними стимулами вносит разлад в коллектив класса, может приводить к ссорам между детьми. Прежде всего нужно направлять внимание детей на деятельность, которая может приводить пользу их коллективу и им самим.

Определяющее значение в нравственном воспитании мл. школьников имеет личности пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем к учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. В основе гуманистического стиля отношений лежит педагогический оптимизм учителя, его безграничная вера в возможности учение, опора на положительное в ребенке.

Младшие школьники исключительно чувствительны к мнению своего учителя, поэтому каждую оценку следует хорошо обдумать. Учителю нужно избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно похвалить или осуждать за его поступок, за усвоение им тех или других знаний и навыков, но не следует оценку конкретного фактора( достижения или упущения) переносить на его личность в целом и говорить, что вообще хороший или, наоборот, во всем плохой, безнадежный и т.п.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителям воспитанию детей.

Из всего сказанного следует, что за нравственным развитием ребенка надо следить так же тщательно, как и следят за его успехами в чтении, письме, математике.

Установить результаты воспитательной работы – значит располагать факторами, которые характеризуют поведение детей, их представления и переживания. По этим факторам, а не только по общим впечатлениям, учитель может судить об успехах и неудачах проводимой им работы.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на педсовете: «Нравственное воспитание»

Автор: Мелихова Таьяна Ивановна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ДОКЛАД на педсовет ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_piedsoviet_patriotichieskoie_vospitaniie_vazhnaia_sostavliaiushchaia_d"
    ["file_id"] => string(6) "402623"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490258541"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Доклад на тему: «Воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков» "
    ["seo_title"] => string(102) "doklad-na-tiemu-vospitaniie-volievykh-privychiek-razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-u-dietiei-i-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "198047"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428340436"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Доклад на тему "Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(128) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-i-mietodiki-v-vospitatiel-noi-sistiemie-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "157786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421653867"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Педагогический совет на тему "Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью" "
    ["seo_title"] => string(115) "piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-intiensifikatsiia-uroka-i-formirovaniie-tsiennostnogho-otnoshieniia-k-zdorov-iu"
    ["file_id"] => string(6) "180103"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425125227"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Педагогический совет "Здоровье сберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе" "
    ["seo_title"] => string(119) "piedaghoghichieskii-soviet-zdorov-ie-sbierieghaiushchaia-orghanizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156500"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421430873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства