Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на педсовет ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»
83039 ДНР, город Донецк, Петровский район, улица Самарская, дом 1, тел.: 071-307-70-11, е-mail: [email protected]
ДОКЛАД
на педсовет
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
г. Донецк, 2016
Патриотическое воспитание – это формы и методы педагогического воздействия,
направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально–нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние объекта и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия.
Построение демократического правового государства и гражданского общества в Республике невозможно без использования творческого и духовно-нравственного потенциала личности, интенсивного развития её социальной активности. Оно предъявляет самые высокие требования к личности, требует от неё самоотверженности, патриотизма и героизма. Вместе с тем, Донецкая народная республика стремится построить гуманное общество, где каждый подвиг, самоотверженный труд, героический поступок будут достойно оценены, высокие достижения, добрые дела не пройдут бесследно. «Мы строим справедливое гуманное общество, - говорит Глава Донецкой народной республики А.Захарченко, - в котором основой нашей политики, прежде всего, должны стать уважительное отношение к труду наших людей, достойная оценка дел»
Если человек живёт в этом мире, сознавая в нём собственную роль и значимость, если верит в то, что его добрые дела не пройдут бесследно и принесут пользу Родине, людям – это, несомненно, даст результат в выполнении трудящимися своего долга перед страной, обществом.
Тема патриотического воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью. Оно обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию всей психической деятельности. В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь школьникам правильно определить цели в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения соответствующие нормам морали, - важная задача воспитания.
Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине — государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества.
Настоящих патриотов нашей Родины отличает последовательный интернационализм, т. е. глубокое уважение к другим странам, нашим друзьям, также к трудящимся всего мира.
Любовь к трудящимся, братская солидарность с ними предполагают ненависть к их эксплуататорам, душителям свободы и прогресса. Таким образом, патриотизм — это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей.
Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства
любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.
Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам — один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему молодому демократическому государству.
Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках героев труда, о ратных подвигах
наших людей во время войн вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей республики.
Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача — воспитание у детей готовности защищать свою молодую республику.
Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков должна проводиться в единстве с воспитанием у детей чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами других стран, всего мира.
Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.
Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся с лучшими представителями науки, культуры, героями борьбы и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.
На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями.
Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин.
Важное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины.
Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при университетах. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил.
Допризывная военная подготовка и система оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи к службе в Вооруженных Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную службу в армии успешнее осваивают сложную современную военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил, защищающих свой народ, свою молодую республику.
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
проявление гражданских чувств;
гордость за своё Отечество, за символы государства;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса
позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.
Эффективное патриотическое воспитание юных поколений сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как
процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).
Духовно-нравственное воспитание – содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого ребенка должна быть развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда –
идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспита-
тельной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным, нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче.
Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).
подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого ребенка должна быть развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
Содержание и структура патриотического воспитания
Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность, включающая целевые, функциональные, социальные, организационные и другие аспекты, обладающая высоким уровнем системности, охватывающая своим воздействием практически все поколения, пронизывает в той или иной степени все стороны жизни: духовно- нравственную, социально-экономическую, информационную, правовую, психолого- педагогическую, военно-политическую и др., опирается на образование, культуру, религию, этносы, философию, историю, военное дело и т.д. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава ДНР и связанного с этим многообразия национально- этнических культур. Исходя из этого, можно заключить, что патриотическое воспитание культуросообразно, многовекторно, многоаспектно. Среди основных его направлений можно выделить:
· гражданско-патриотическое,
· военно-патриотическое,
· духовно-нравственное,
· историко-патриотическое (краеведческое),
· культурно-патриотическое,
· спортивно-патриотическое.
Культурно-патриотическое воспитание - процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом, личность воспитанников с целью развития у них: разносторонней эмоционально-чувственной сферы,
социально-нравственных, эстетических (в том числе музыкально-художественных), общественно- художественных ценностей.
Культурно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у личности
социально-значимых и культурно-эстетических ценностей. Оно предусматривает воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями граждан, создание условий для самодеятельного художественного творчества.
В состав культурно-патриотического воспитания входят следующие компоненты:
потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой (с учетом социокультурных условий общества).
Можно выделить также следующие аспекты культурно-патриотического воспитания:
· изучение истории и культуры Отечества;
· деятельность по сохранению культуры и национальных традиций народов, проживающих на территории ДНР;
· формирование гражданского мировоззрения.
В результате культурно-патриотического воспитания у учащихся формируются и
развиваются:
§ разносторонняя эмоционально-чувственная сфера,
§ высокое патриотическое сознание и чувство верности своему Отечеству,
§ готовность к выполнению гражданского и служебного долга,
§ нравственные идеалы,
§ культура личности и эстетическое отношение к действительности,
§ гражданское мировоззрение,
§ высокие морально-патриотические качества.
Критерии культурно-патриотического воспитания:
· уровень культурно-патриотического сознания - соответствие патриотического сознания учащегося требованиям современного понимания патриотизма;
· широта культурно-патриотических чувств- степень развитости эмоциональной сферы личности с точки зрения современной трактовки отечественного патриотизма;
· устойчивость культурно - патриотического поведения -результативность воспитательных воздействий, способность к активному проявлению патриотизма, сознательность и самостоятельность в оценке явлений действительности истории, культуры и традиций Отечества;
· систематичность овладения художественными ценностями, как трудолюбие, активность, добросовестность воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
· любовь к отечественной культуре- ответственное созидание патриотической идеологии самосознания, духовного и культурного возрождения республики;
· нравственно-эстетическая убеждённость - уверенность воспитанника в необходимости использования культурологических средств при воспитании культуры и патриотизма.
Кроме того, важными принципами патриотического воспитания являются:
· Принцип системно-организованного подхода, который предполагает
скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан ДНР;
· Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий
использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной,
социальной, профессиональной и других групп населения;
· Принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу
в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на
национальные интересы ДНР;
· Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания,
предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
· Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей,
означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного или
регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.
· Принцип активного деятельностного характера воспитания
Система патриотического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является
формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное
значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе
возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине,
появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение
материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Система патриотического воспитания в общеобразовательных школах формируется в
процессе обучения, социализации и воспитания школьников и включает учебную и научно-
исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время.
В рамках учебной деятельности, которая осуществляется во время уроков, факультативных и
кружковых занятий, патриотическое воспитание реализуется через содержание предметов
инвариантной и вариативной составляющей.
Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление
школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание
модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко- краеведческих объединений, музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой, физической) культуры и др.
Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных
изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы
содержания и методики саморазвития.
Патриотическим воспитательным потенциалом обладают и изучаемые в школе естественно-
математические науки (математика, физика, химия, биология, физическая география).
Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывного изменения под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.
Основными факторами, оказывающими патриотическое воспитательное влияние на
школьников в преподавании учебных дисциплин, являются:
· содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность;
· четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
· отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между
самими обучаемыми;
· влияние личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
· общий режим и атмосфера учебного процесса школы.
Эффективность решения воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут реализованы воспитательные возможности всех этих факторов в совокупности.
Воспитание учебным материалом — один из важнейших факторов патриотического
воспитательного влияния на школьников, определяемого умением учителя вычленить стержневые, ведущие идеи науки, раздела, темы, организовать вокруг патриотических идей остальной материал и довести его до глубокого сознания обучающихся.
Четкая организация занятий и разнообразная методика обучения приносит желаемые
результаты при условии, когда:
· ставятся ясные образовательные и воспитательные цели занятий;
· применяются различные методы обучения, активизирующие познавательную
деятельность школьников, придающие ей творческий, близкий к исследовательскому
характер, стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу;
· подводятся итоги занятия и вносятся соответствующие коррективы в систему
планируемых познавательных и воспитательных задач;
· создается необходимый психологический настрой на учебную работу.
Вариативная составляющая учебного процесса (факультативы, кружки патриотического направления) способствует формированию у детей глубокого понимания гражданского долга.
Так, например, на материале музейной комнаты Боевой и трудовой славы микрорайона школы с раннего возраста прививаем чувство ответственности об интересах Родины; изучаем военную историю, Дни воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны; сохраняем воинские традиции, связи поколений защитников Родины, организовываем встречи учащихся с ветеранами войны и труда.
В школьном этнографическом музее «Светлица» собран материал для расширения и систематизирования знания детей об истории края, воспитании любви к родной земле, её жителям.
Историческое краеведение позволяет детям углубить свои знания о героическом
прошлом своего народа, систематизировать понятия о символах государственной власти.
Научно-исследовательская деятельность включает участие школьников в конкурсах,
конференциях, в работе Малой академии наук.
Целью данной деятельности должно стать воспитание патриотов, граждан правового
демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского
достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Социализация молодежи в системе патриотического воспитания базируется на деятельности
школьной общественной организации и Совета профилактики школы, сотрудничестве с
государственными органами власти и общественными организациями (такими как Совет ветеранов, медицинские службы, ОКМДН, Красный Крест,)способствует формированию у детей глубокого понимания гражданского долга.
В процессе взаимосвязанной работы названых компонентов социализации учащихся
формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая такими
моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.
Важной составляющей системы патриотического воспитания является работа классного
руководителя как с учащимися, так и родителями. На родительских собраниях и
лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитания законопослушного
гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный руководитель воспитывает отношение к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
Работа педагога-организатора с учащимися предполагает развитие реально действующего
школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.
Работа социально-психологической службы школы оказывает влияние на восприятие
учащихся окружающего мира и себя, в том числе и на понимание патриотизма благодаря
различным тренингам, тестам, беседам.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания,
так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание
чувств, поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса
позитивных качеств.
Всё вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение,
воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга,
взаимопроникая. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной и престанет
функционировать.
посредством:
· активного использования возможностей соответствующих структур (пресс-служб,
ведомственных СМИ и т.д.) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
· расширения социальной рекламы в средствах массовой информации, (на билбордах,
стендах и т.д.);
· издания книг, брошюр, буклетов, газет, пособий и иных печатных изданий по вопросам
патриотического воспитания в ДНР;
· участия в выставках, экспозициях, создания собственного передвижного выставочного
фонда;
· расширения сети музеев ДНР;
· изготовления художественных и документальных кинофильмов, видеофильмов, слайд-
шоу о ДНР;
· проведения ежегодных Конкурсов на лучшее журналистское произведение о ДНР,
научно-практических конференций, круглых столов;
· расширения сотрудничества с региональными телеканалами с целью созданиятематических передач, посвященных вопросам патриотического воспитания и допризывной
подготовки, продвижения информации о патриотическом воспитании в новостные и иные
программы;
· создания на телеканале «Оплот» и др., радиостанции «ДНР 24» передач о патриотическом
воспитании детей и учащейся молодежи;
· увеличения присутствия информации о патриотическом воспитании в глобальной сети
«Интернет», активного использования возможностей блогосферы, форумов, живых журналов,
социальных сетей, размещения короткометражных роликов о патриотическом воспитании на
различных информационных порталах, видеоблогах и т.д.; создания во всех структурах учебных учреждений ДНР музеев, комнат боевой славы,
стендов патриотического воспитания;
· проведения и участия в региональных и местных массовых акциях по патриотическому
воспитанию, включая авиаперелеты, авто и велопробеги, пешие переходы;
· проведения военно-патриотических игр и соревнований;
· учреждения в ДНР памятных дат;
· создания тематических военно-туристических маршрутов по местам Боевой Славы;
· организации взаимодействия с производителями компьютерных игр с целью создания
специализированных игр, посвященных допризывной подготовке, истории ОСОАВИАХИМа и т.д. - привлечение подрастающего поколения к изучению культуры, истории ДНР, пропаганда
лучших достижений культурного и духовного наследия, поддержка профессионального и
самодеятельного художественного творчества, деятельности творческих объединений, клубов по
интересам, фольклорных коллективов;
- активное привлечение к патриотическому воспитанию молодежи деятелей современной
культуры, искусства, науки, спортсменов;
- обеспечение активного участия детей и молодежи в мероприятиях патриотического
направления, в том числе, приуроченных к республиканским праздникам;
- популяризация молодежного туризма, популяризация памятников отечественной истории,
культуры и природы, исторических мест и событий, этнографии и жизнеописаний известныхдеятелей;
19
- обеспечение проведения мероприятий спортивной подготовки, физического воспитания,
направленных на утверждение здорового образа жизни молодых граждан и создание
соответствующих условий;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, занимающихся
вопросами патриотического воспитания детей и молодежи;
- содействие работе клубов по месту жительства, центров патриотического воспитания,
внешкольных учреждений и других организаций, осуществляющих мероприятия по
патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- разработка и реализация планов действий и программ по патриотическому воспитанию
молодежи органами местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества.
3. Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления с
общественными объединениями:
- активное привлечение к патриотическому воспитанию детей и молодежи общественных
организаций, использования их опыта и духовного потенциала в воспитании патриотов ДНР;
- возрождение и развитие казачества как важной общественной силы, способной внести весомый вклад в патриотическое воспитание молодежи, ее подготовку к защите Отечества;
- поддержка средств массовой информации, которые действуют при молодежных и детских
общественных организациях и освещают вопросы, направленные на патриотическое воспитание детей и молодежи;
4. Усиление роли семьи в процессе патриотического воспитания детей и молодежи:
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, надлежащих условий для
физического, интеллектуального, нравственно-эстетического, образовательного и духовного
развития детей и молодежи на основе отечественных традиций, педагогической науки и лучшего мирового опыта;
- повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем подготовки научно-
популярной и методической литературы по вопросам патриотического воспитания детей и
молодежи в семье, активизация деятельности органов государственной власти и общественных структур в этом направлении.
Управление процессами патриотического воспитания
Для создания системы управления процессом патриотического воспитания, формирования и утверждения патриотизма и патриотического самосознания молодежи, углубление процесса
формирования основ гуманистического мировоззрения;
· приоритетности высоких моральных, культурных общечеловеческих ценностей, что будет
· формирование у молодежи характерных черт патриота: активная поддержка и развитие
государственности, соблюдение Конституции ДНР;
· бережное отношение к богатствам родной природы, к родной культуре, языку, традициям,
уважение к исторической памяти;
· повышение заинтересованности молодежи относительно государственной службы и службы в армии ДНР, ее готовности к защите Родины;
· сохранение стабильности в обществе, социальном и экономическом развитии страны,
укрепление ее обороноспособности и безопасности;
· создание эффективной воспитательной системы патриотического воспитания молодежи;
· консолидация усилий общественных институтов в деле воспитания подрастающего поколения;
· социально-экономический подъем, укрепление правовой и политической мощи государства,
обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов.
Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи
современное общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее ДНР.