kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете

«Духовно-нравственный компонент,

 как неотъемлемая часть педагогической деятельности учителя»

Доклад на тему: «Воспитание волевых привычек,

развитие учебной мотивации у детей и подростков»

Какой из детских недостатков самый заметный и самый распространённый? Большинство сойдутся во мнении: неорганизованность.

    Ребёнок хватается сразу за много дел и ни одного не доводит до конца. Целыми днями сидит за уроками и всё же не успевает их подготовить. Слоняется по квартире и ничего не делает. Даёт слово, что начнёт учиться по-новому, и всё же продолжается по-старому… Вариант таких жалоб можно приводить бесконечно, и все будут реальны.

    И характерно: на неорганизованность или, как ещё говорят, “разболтанность” ребёнка чаще всего жалуются родители школьников. А пап и мам малышей обычно тревожит иное: ещё недостаточная общительность ребёнка, проблемы в его развитии, упрямство.

   Значит ли это, что маленькие дети всегда организованны, всегда внимательны, усидчивы? Не стоит и доказывать, что это не так. Здесь дело в том, что многим родителям малышей до поры до времени безразлично, есть ли у детей навыки самоорганизации. Они уверены, что сами всё в их жизни организуют. И лишь приход  ребёнка в школу сразу обнаруживает, насколько опасно это самообольщение. Ребёнку самому надо быть сосредоточенным, собранным, и качества эти не возникнут сразу даже при всём его старании. Для них необходим фундамент – ещё до школы созданный запас так называемых волевых привычек.

      Волевые привычки – это определённые навыки труда, организация быта, общения, закрепившиеся и ставшие, что называется, второй натурой человека, когда его “хочу” и “надо” объединяются в единое целое.

Именно благодаря волевым привычкам по-настоящему организованным, собранным людям не надо проявлять особой воли для того, чтобы делать всё своевременно и хорошо.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков» »

Выступление на педсовете

«Духовно-нравственный компонент,

как неотъемлемая часть педагогической деятельности учителя»

Доклад на тему: «Воспитание волевых привычек,

развитие учебной мотивации у детей и подростков»


Какой из детских недостатков самый заметный и самый распространённый? Большинство сойдутся во мнении: неорганизованность.

Ребёнок хватается сразу за много дел и ни одного не доводит до конца. Целыми днями сидит за уроками и всё же не успевает их подготовить. Слоняется по квартире и ничего не делает. Даёт слово, что начнёт учиться по-новому, и всё же продолжается по-старому… Вариант таких жалоб можно приводить бесконечно, и все будут реальны.

И характерно: на неорганизованность или, как ещё говорят, “разболтанность” ребёнка чаще всего жалуются родители школьников. А пап и мам малышей обычно тревожит иное: ещё недостаточная общительность ребёнка, проблемы в его развитии, упрямство.

Значит ли это, что маленькие дети всегда организованны, всегда внимательны, усидчивы? Не стоит и доказывать, что это не так. Здесь дело в том, что многим родителям малышей до поры до времени безразлично, есть ли у детей навыки самоорганизации. Они уверены, что сами всё в их жизни организуют. И лишь приход  ребёнка в школу сразу обнаруживает, насколько опасно это самообольщение. Ребёнку самому надо быть сосредоточенным, собранным, и качества эти не возникнут сразу даже при всём его старании. Для них необходим фундамент – ещё до школы созданный запас так называемых волевых привычек.

Волевые привычки – это определённые навыки труда, организация быта, общения, закрепившиеся и ставшие, что называется, второй натурой человека, когда его “хочу” и “надо” объединяются в единое целое.

Именно благодаря волевым привычкам по-настоящему организованным, собранным людям не надо проявлять особой воли для того, чтобы делать всё своевременно и хорошо.

Существует три основных стадии воспитания волевых привычек:

  1. Побуждение или самопринуждение. На этом этапе без внешних побуждающих (часто и заставляющих) воздействий не обойтись. Это может быть приказ, убеждение, собственный пример.

  2. Если деятельность ребёнка регулярно продолжается, постепенно происходит втягивание в деятельность: уже не надо “стоять над душой” ребёнка; однако деятельность ещё не стала потребностью. Возможны срывы.

  3. Деятельность становится потребностью (Вымыл руки – приятнее есть…).

Процесс формирования волевых привычек длительный – от нескольких недель до многих месяцев и даже лет.

Укоренившаяся волевая привычка становится чертой характера, определяя в самой значительной степени и профессиональную деятельность человека, и его жизнь.

Как гласит древняя поговорка:

“Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу”.

У шестилеток ярко выражена потребность, которую В.А. Сухомлинский называл “потребностью быть хорошим”. Маленький ребёнок очень хочет заслужить одобрение старших. Надо использовать это качество в воспитании. На самых начальных этапах возникновения волевых привычек надо делать всё для того, чтобы и мытьё рук, и уборка постели, и уж тем более утренняя гимнастика не превращались в мучение для ребёнка и нервотрёпку для взрослых. Может быть, надо не всегда развлекать, но создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, радости общения, соединяющую и взрослого и ребёнка, необходимо всегда. И, разумеется, если взрослые так много значат для детей, им следует быть примером для подражания.

Волевые привычки – это возможность управлять собственной жизнью и вне школы, это необходимое условие любого жизненного успеха. А ведь именно этого мы и желаем своим детям.

Взрослые должны убрать из своего арсенала все неэффективные средства воздействия – упреки, скандалы и т. п. Успех – основа веры ребенка в себя.

Подведение ребенка к успеху – наше главное орудие воспитания.


Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А.Сухомлинский.


Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки.… Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков. В.А.Сухомлинский.


Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.


Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

• словесные

• наглядные и практические методы

• репродуктивные и поисковые методы

• индуктивные и дедуктивные методы

• методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.


  1. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

  2. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

Мне не раз доводилось видеть, как загорались глаза у детей, которые только что пришли на 5й по счету урок, при виде разложенных на партах наглядных пособий, распечаток упражнений с картинками.

3. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4. При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.

5. Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Сейчас мне хотелось бы привести примеры из своей практики:

Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.


Этап вызывания исходной мотивации.

На начальном этапе урока я учитываю несколько видов побуждений учащихся: актуализирую мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызываю мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усиливаю мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усиливаю непроизвольные мотивы удивления, любознательности.


Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Здесь я ориентирую на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что некоторые учителя, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестают о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого я использую чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).


Этап завершения урока. 

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников.



Для развития учебной мотивации на уроках математики

я использую следующие задания:

  • Нестандартные формулировки задания.

Например, при закреплении таблицы умножения я использую упражнения не только совершенствующие знания детей, но и развивающие устойчивость внимания.

 Спиши числа. Обведи в кружок числа, которые делятся на 5, а числа, которые делятся на 3 - в квадрат:

5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 15, 24, 30.



Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 7 в кружок, а числа, которые оканчиваются на 6 в квадрат:

24, 35, 16, 42, 86, 21, 96, 14, 56.»



Для закрепления темы увеличения и уменьшения числа на…, в… я использую следующие упражнения:


«…Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число в 6 раз, а каждое двузначное число уменьши на 9. Запиши полученные числа под данными числами.

32, 7, 46, 28, 5, 93, 4, 9, 66, 1.»

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

“Запиши его”.

  • Задачи - шутки:

1. Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 легковых автомобиля и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (один мотоциклист )

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км. пробежала каждая лошадь? (30 км.)

  • Старинные задачи.

  • Задачи  на материале родного края (из источников газет, рассказа взрослых, личного опыта).

  1. Наша школа решила озеленить школьный двор. На первый субботник пришли 25 школьников. Каждый из них вырыл для посадки деревьев по 3 ямы. Сколько ям осталось вырыть, если надо посадить всего 350 деревьев?



  • Также при составлении задач я использую материал, который помогает учащимся наглядно увидеть результаты, полученные ими на уроках технологии. Например, на уроках математики учащиеся составляют задачи, используя данные, полученные ими при изготовлении аппликаций из бумаги на уроке технологии.

Ваня вырезал из бумаги 3 фигуры, Люда - 6. Во сколько раз больше фигур вырезала Люда, чем Ваня?

Леша вырезал 9 фигур, это на 7 фигур меньше, чем вырезал Кирилл. Сколько фигур вырезал Кирилл?

  • Еще для составления задач можно использовать данные производительного труда самих учащихся и их родителей.

Например, дети получают задание на дом составить задачу или написать сочинение, используя в ней данные о работе родителей или других членов семьи. Естественно, что для получения необходимых исходных данных, для оформления текстового сюжета задачи детям приходиться расспрашивать взрослых об их работе, о выпущенной ими продукции и ее назначении. Эти беседы, общения с родными помогают приоткрывать детям мир близких им людей: пап, мам и других членов их семьи, познакомить детей с различными профессиями.

Для развития учебной мотивации на уроках русского языка

я использую следующее:

Русский язык очень часто бывает не любимым предметом многих учеников, так как часто дети не понимают, для чего они должны учить то или иное правило переписывать тексты… Но если уроки строить на познавательных потребностях ребёнка, на соотнесении темы урока с окружаемым ребёнка миром (т.е. показать практическую значимость изучаемого правила), включать в урок различные занимательные и творческие задания и вообще использовать различные виды заданий, то у детей появляется интерес к урокам, они с удовольствием приходят на каждый урок и очень продуктивно работают.

Для лучшего запоминания использую  правила в стихах.

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест.

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться.

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

* Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

А при помощи приставки.

Образуются слова.



Грамматическая сказка. Жил-был корень ход -. Он любил, чтобы с него начинались слова. Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а не было суффиксов то и вовсе стоял в конце.

«Лишнее» слово. Например, найди слово без приставки:

а) изрубить, известный, извалять, изюминка;

б) закупить, наглый, нагрузка, находка…»


Словарная работа.

Игры:

1. «Убежали гласные».

Из слов убежали гласные буквы, догадайтесь какие, и верните их на место.

Крндш, лфвт, тчств, врбй (карандаш, алфавит, Отечество, воробей)

Поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

2. «Кто больше запомнит?»

На доске записаны 8 слов, дети читают хором вслух, каждый самостоятельно; затем слова закрывают, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят

Подводится итог, кто больше слов написал.

3. «Какое слово пропало?» На доске записаны слова:

Девочка, ребята, мальчик, ученик, народ, россияне, человек.

- Прочитайте слова очень внимательно. Запомните их.

Затем ученики закрывают глаза. Учитель одно слово закрывает.

Ученики открывают глаза.

- Какое слово пропало? Запишите его.

- На другой строчке запишите остальные слова. Поставьте ударение.

Грамматические задачи.

-Решите мою грамматическую задачу.

а) Это слово неодушевленный предмет. В нем 3 слога. В его написании есть три буквы а. Оканчивается слово на твердый глухой шипящий звук.

(Карандаш.)

Использую различные виды письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, сочинение…

Сейчас мне хотелось бы поделиться с вами приёмами работы ( которые я использую в своей работе) развивающие мотивацию к учебной деятельности.

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. 

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.

 При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке использую

Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, нашёл денежку и купил самовар. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.


Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.


Существуют и Общие приемы создания ситуаций успеха у учащихся.


  1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».


  1. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».


 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»

 

4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».


 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»


 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».


Рекомендации для родителей по формированию мотивации учащихся

Прежде всего ищите то занятие, которое будет интересно ребёнку. Желание и интерес ребёнка – самые надёжные мотиваторы. Дайте возможность ребёнку найти свой интерес, каким бы он ни был.

Расширяйте кругозор ребёнка, чтобы у него были широкие возможности выбора. У дошколят глубокий и выраженный интерес встречается редко. Им очень многое нравится, характерна ситуативность.

Максимально развивайте внутреннюю мотивацию: она самая эффективная.

Поставленные цели и результаты в разном возрасте должны быть соизмеримыми с возрастом и с развитием ребенка.

Ставьте перед детьми краткосрочные задачи и цели. А большие и долгосрочные разбивайте на маленькие участки. В конце каждого участка пройденного пути, поощряйте ребёнка подарками: совместный поход в кино или покупка долгожданной игрушки. Да и само наличие видимого результата придаст дополнительную мотивацию и силы двигаться дальше.

Все дети разные. Успехи и достижения других детей не должны быть ориентиром.

Запретите себе любые упреки. Даже если хвалить не за что, найдите основание для доброго слова. Подарите ребёнку установку на успех, что бы ни произошло. Чтобы в трудной ситуации он умел найти положительные моменты.

Если тренировки ребёнку нравились, а потом вдруг перестали, то, наверное, пришло время сделать перерыв. Имеет смысл пропустить несколько тренировок, отдохнуть, и желание заниматься вернётся.

Иногда ребёнок не хочет заниматься просто потому, что одному ему скучно. Составьте ему компанию сами или позовите его друзей. В компании занятия проходят интереснее.

Хвалите усилия ребёнка. Оценивайте каждое его достижение. Создайте у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

Вместо того чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».

Используйте все возможности изучаемого материала, чтобы заинтересовать ребенка: ставьте проблемы, создавайте проблемные ситуации, активизируйте самостоятельное мышление.

Научите ребёнка видеть свою ответственность в достижении результата. Многие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля и им кажется, что все их усилия бессмысленны.

Не унижайте при ребёнке авторитет человека, который с ним занимается.

Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями.

Объясните ребенку полезность тренировок для него самого. Если ребёнок сам сформулирует для себя положительные ответы на вопрос «Зачем?», будет ещё лучше.

Используйте игру как наиболее привлекательную форму деятельности. Игра – лучшая форма познания для ребёнка.

Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъект, заинтересованный в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика.

Потребность – «Хочу»,

мотив – «Зачем мне это надо?»,

цель – «Что для этого надо сделать?»

- вот ПУТЬ, по которому ведет педагог – профессионал своего ученика, превращая его в субъект деятельности по овладению содержанием образования.





Автор: Забродина Н.А.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Забродина Наталья Алексеевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 198047

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства