Просмотр содержимого документа
«Доклад "Методы и приёмы, направленные на формирование познавательных УУД"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Вязовская основная общеобразовательная школа
Методы и приёмы, направленные по формирование познавательных УУД у младших школьников на уроке литературного чтения
Выполнила:
Маслова Любовь Валерьевна,
учитель начальных классов
д. Вязовка, 2020 год
Пояснительная записка
Си́мон Льво́вич Солове́йчик — советский и российский публицист, преподаватель, теоретик педагогики писал: "Нет наслаждения книгой, нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» (2006 г.), рассчитанная на 14 лет. А также, в России 2015 год был объявлен «Годом Литературы».
Убедительной представляется точка зрения И.В. Гете: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Работа по формированию читательской компетентности реализуется по следующим направлениям:
1.Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2.Начитанность. Эта компетентность включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3.Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. Учащимся предлагается работать со справочной литературой, словарями, постоянно посещать школьную и сельскую библиотеки
4.Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом
Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.
При обучении детей навыкам сознательного чтения следует учитывать психолого-физиологическую природу чтения. Для этого, в своей работе по формированию читательской компетентности у младших школьников применяю определённую систему методов и приёмов.
Каждая группа методов и приёмов разбита на 3 этапа, причём по классам и полугодиям. Менять этапы по классам не рекомендуется, так как при разработке такой систематической работы были учтены возрастные особенности детей, а также возможность овладения детьми различными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) на каждой ступени начального образования.
Каждый этап включает в себя:
1. Приёмы для формирования выразительного навыка чтения.
Методы по формированию читательской компетентности у младших школьников
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть.
Фонетический метод: фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе выделяю следующие методики:
-- Методика внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть дети учатся узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами.
-- Методика систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучаем звукам, соответствующим буквам, и тренируем на соединение этих звуков.
-- Методика Зайцева. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова. Этот метод применяется для слабоуспевающих детей в овладении навыками чтения.
-- Методика «Зрительные диктанты» И.Т. Федоренко ( рекомендуется применение с III четверти 2 класса):
Если ребенок, прочитав предложение из 6-8 слов, забывает первое слово, значит у него слабо развита оперативная память. Зрительные диктанты, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко в 1960-х годах, направлены на развитие оперативной памяти ребенка, что также способствует развитию техники чтения. Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 4-7 дней, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору.
Особенность этих предложений такова: если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.
Приёмы по формированию читательской компетентности у младших школьников
I этап: 1 класс I полугодие
I. Приёмы для формирования выразительного навыка чтения.
1. Речевая зарядка. Речевая зарядка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность единый темп чтения, память, обогащает речь. Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверостишия.
2. Фонетическая зарядка. Цель данной зарядки: формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания, чистого произношения; выработка зрительной памяти; формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает возможность абсолютно грамотно писать под диктовку слоги, а в дальнейшем слова и предложения.
3. Числовые и буквенные пирамиды. Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числа и прочтение слогов.
4. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
5.Инсценирование. Инсценировать можно любые, знакомые детям сказки («Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и драугие).
6.Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым разом увеличивая темп чтения. Большое внимание при обучении чтению следует уделять использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем педагог должен показывать усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (способом дирижирования).
7.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
8.Чтение труднопроизносимых слов (экскаватор, эскалатор, комбайнер).
9.Чтение скороговорок.
10.«Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. (Упражнение до 30 секунд).
II. Приёмы, способствующие пониманию смысла текста.
1.Подбор иллюстрации к тексту.
2.По иллюстрации определить содержание текста.
3.Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
4.«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить подходящее по смыслу слово.
5.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой. Время года, место действия и т.п.). ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
6.Викторины по одному большому тексту или нескольким маленьким.
7.Подбор загадок к словам из текста.
8.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
9.Прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
III. Приёмы для развития скорости (темпа) чтения.
1.Чтение слогов и слов, предложений ( во II четверти) вслух.
2.Чтение слогов и слов, предложений ( во II четверти) про себя.
3.Чтение хором слов, слогов, предложений ( во II четверти).
4.Чтение в темпе скороговорки.
5.Чтение «цепочкой» (по одному слову в предложении).
7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постоянным увеличением количества букв в словах.
8.Бинарное чтение. Одно предложение читают два ученика одновременно.
9.«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают то же самое предложение.
10.«Буксир» ( можно использовать на небольших несложных текстах).
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) учитель читает вслух, дети про себя читают хором дальше.
II этап: 1 класс II полугодие
I. Приёмы для формирования выразительного навыка чтения.
1.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
2.«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
3.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
4.Чтение одного предложения с разной интонацией.
5.«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
6.Чтение с настроем. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
7.«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона, птички и др.).
8.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова лисы голосом волка).
9.Чтение по ролям.
10.Чтение по ролям без слов автора.
II. Приёмы для развития беглости чтения.
1.Чтение вслух небольших текстов.
2.Чтение про себя небольших текстов.
3.Жужжащее чтение детьми одного и того же текста
4.Чтение хором одного и того же текста.
5.Чтение «цепочкой» (по одному предложению, абзацу).
6.«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
7.«Буксир».
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) учитель читает вслух, дети про себя читают хором дальше.
8.«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают вместе.
9.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенными признаками (начинается на букву «а»; состоит из двух слогов; ударение в конце слова и т.п.).
10.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
11.«Кто быстрее?». На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.
12.«Фотоглаз».
а) на доске короткие предложения, которые учащиеся читают определенное время. Предложения закрываются, дети по памяти называют прочитанные предложения
б) учитель показывает кадр диафильма, дети должны воспроизвести подпись к кадру.
III. Приёмы, способствующие пониманию смысла текста.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части. Составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5.Составление диафильмов. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок. Выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
6.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и т.п.
7.Чтение для подготовки к пересказу.
8.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
9.Подбор загадок к словам из текста.
10.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
III этап: 2 класс I – II полугодия
I. Приёмы для развития беглости чтения.
1.«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
4.«Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
5.«Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и
одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на
который они должны ответить после окончания работы.
6.«Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст
в поисках важной информации.
Последние 2 приёма применяются учителем в конце полугодия, если класс достиг необходимого уровня читательской компетентности. Если по каким – либо причинам класс не готов к освоению этих приёмов – необходимо перенести эти упражнения на III четверть.
II. Приёмы для формирования выразительного навыка чтения.
1.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усилении или ослабление голоса.
2.Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодии. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
3.Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
4.«Подходящее настроение». Прочитать текст про себя. Повторное чтение вслух: прочитать, стараясь передать соответствующее настроение.
5. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.
III. Приёмы, способствующие пониманию смысла текста.
1.Определение темы текста, главной мысли.
2Определение типа текста.
3Составление диафильмов.Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок. Выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
4.Выборочное чтение.Найти в тексте описание героя, природы и т.п.
5.Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
6.Чтение для подготовки к пересказу.
7.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
8.Восстановление текста.Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
9.Составление кроссвордов к тексту.
10.Викториныпо одному большому тексту или нескольким маленьким.
11.Мини-сочиненияс целью анализа характера или поступка героя.
12.Составление ребусов к словам из текста.
Методические приемы организации продуктивного чтения
Применение этих методов и приёмов возможно со II полугодия в 1 классе. По мере освоения детьми одного приёма или метода, учитель переходит к освоению другого.
Рекомендуемые методические приёмы для 1 класса:
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием «Ключевые слова» (со II полугодия в 1 классе)
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей
работы.
Приемы графической организации учебного материала:
Прием «Перепутанные логические цепочки» (рекомендуется применение этого приёма с IV четверти в 1 классе)
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Рекомендуемые методические приёмы для 2 класса:
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Приемы активного чтения:
Прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей
работы.
Приемы графической организации учебного материала:
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием «Синквэйн»(со II полугодия 2 класса)
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
Список используемой литературы:
Самойлова Е.А. .Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе// журнал «Начальная школа До и После» № 8, 2012, с. 1-2.
Соболева О.Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : пос. для учителей нач. классов / О. Соболева. – М.: Баласс, 2010.
Кобзарь В.Н. Обучение школьников продуктивному чтению //интернет-ресурсы http://festival.1september.ru/articles/101400/
Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/