Просмотр содержимого документа
«Доклад "Как развить внимание у младших школьников".»
Как развить у младшего школьника внимание.
Успехи ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С.Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе перчатки…
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из–за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. К.Д. Ушинский писал: «Внимание как ворота для всего, что входит в душу. Мимо внимания ничто не проникает в душу человека - это факт. Следовательно, если воспитатель хочет что бы то ни было провести в душу воспитанника (а это единственный путь воспитания), то должен быть в состоянии обратить его внимание на желаемый предмет.»
Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Существуют различные классификации видов внимания. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, так как он не определяется особенностями стимуляции или интересами личности. Произвольное внимание свойственно лишь человеку и может быть определено как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.
Непроизвольное внимание- человек внимателен независимо от ближних и отдаленных сознательных целей и даже вопреки им. Оно направляет психическую активность на те объекты, которые либо обладают собственными особенными характеристиками (новизна, сила раздражителей и т.д.), либо отвечают внутренним детерминантам человеческого поведения и деятельности (эмоциям, мотивам, целям) .
Послепроизвольное внимание- вид внимания был предложен отечественным психологом Н.Ф. Добрыниным. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает субъекта, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания своего внимания.
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности (иногда даже с помощью немалых волевых усилий), а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия. С непроизвольным его роднит отсутствие усилия, сильная эмоциональная вовлеченность.
Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относится концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершить операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребёнка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей и явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнений с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими и тп. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое – либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать его родители и учитель.
Общая характеристика внимания учащихся начальных классов
Особенности внимания детей младшего школьного возраста зависят от развития их нервной системы. Смена процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий у младших школьников протекает сравнительно быстро. Этим объясняется то, что дети очень чутки к внешним впечатлениям, легко обращают внимание на каждый раздражитель. Поэтому возникшие в коре мозга новый очаг возбуждения заставляет ребенка отвлечься от того, на чем он был сосредоточен. Получается некоторая неустойчивость внимания, непроизвольное переключение его с одного предмета на другой. Этому способствует и сильно развитый ориентировочный рефлекс.
Детская впечатлительность приводит к тому, что внимание младшего школьника вызывается прежде всего ярким, образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.
Одна из общих особенностей внимания младшего школьника — это способность легче сосредоточиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях и представлениях.
В первые месяцы обучения в школе ребенок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его больше интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.
Но постепенно его внимание становится более сосредоточенным при занятиях определенным учебным предметом или видом учебной работы. Это зависит от развития дифференцированных интересов ученика.
Особенности отдельных свойств внимания
1. Сосредоточенность, концентрация внимания у ученика может быть достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы. В эти моменты он не будет замечать того, что делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита.
Учителю, занимающемуся с первоклассниками, особенно важно следить за тем, чтобы какой-нибудь предмет или факт не дал неверное направление мысли учащихся, не отвлек их от работы.
2. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько объектов.
В учебной работе младшему школьнику трудно, складывая несколько чисел, проверять полученный общий результат, например 4+3 + 2. Прибавив 2 к 7, он уже не помнит, из каких чисел получилось 7, так как не в состоянии фиксировать внимание на всех трех числах.
3. Распределение внимания у школьников I класса развито еще недостаточно. Если ученик находит ответ на вопрос задачи, то он уже не в состоянии следить за своим поведением, вскакивает с места, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать.
Учебная работа в классе и дома быстро развивает это свойство, и дети привыкают работать, следить за собой, слушать учителя и видеть, что пишет товарищ на доске.
4. О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. В начале года первоклассники после звонка на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях, и учителю приходится их успокаивать, настраивать на работу. Смена занятий тоже бывает связана с некоторой потерей времени. Но затем (уже в I классе) дети привыкают быстрее переключать свое внимание с отдыха во время перемены на работу или с одного вида занятий на другой.
5. Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания.
Недостатки восприятия ребенка нередко объясняются рассеянностью, но и она сама часто зависит от особенностей детского восприятия. К недостаткам восприятия относится неточность в различении сходных предметов, вследствие чего дети могут допускать ошибки при чтении, смешивая буквы или слоги.
Нередко рассеянность ученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребенку необходимо отдохнуть, отвлечься.
Одной из причин рассеянности младшего школьника является такое его состояние, когда он как бы находится «в плену» у какой-то предвзятой мысли. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и отсутствия необходимых знаний.
Воспитание внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю, необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях. (Различные шифровки, ребусы, изографы, анаграммы, упражнение «Фотоглаз», «Рассели слова в домики», «Цветик – семицветик», работа с группами словарных слов, выкладывание из геометрических фигур предмета) Нравятся детям такие упражнения: 1.Послушай внимательно текст. Перескажи его и скажи сколько в нём было слов со звуком [ Л] [Л] ; 2.Прочитай стихотворение и одновременно букву А подчёркивай, букву О зачёркивай, букву У обведи в кружочек; 3. Посмотри на предметы и закрой глаза. Затем посмотрев на предметы вновь, скажи, что изменилось.
Исходя из особенностей внимания учащихся начальных классов, можно указать и некоторые пути его воспитания.
Большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий. Надо, чтобы в помещении, где работает ученик, не было отвлекающих раздражителей (шума, ненужных разговоров, интересных для ребенка, но не имеющих отношения к делу предметов), чтобы были соблюдены необходимые гигиенические условия (чистый воздух, достаточная освещенность).
Для воспитания непроизвольного внимания надо развивать познавательные интересы школьника, расширять круг его представлений. Чем выше общее умственное развитие ребенка, тем сильнее у него развито непроизвольное внимание.
Дети приходят в школу без привычки быть внимательными, слушать учителя, вникать в содержание учебного материала. Хорошим средством для воспитания внимания в первые недели, школьных занятий служит чтение учителем рассказов и сказок. Кроме того, это чтение даст учителю ценные наблюдения над учащимися, поможет определить, кто из них отличается большей внимательностью, а кто меньшей. Зная особенности внимания детей, учителю легче будет вести с ними занятия.
Важным условием привлечения и поддержания внимания является хорошая организация урока. Для этого учитель должен добросовестно подготовиться к нему, продумать план занятий, бюджет времени и т. п. Надо, чтобы все необходимые для занятия предметы были на месте и в порядке. Ничто так не демобилизует внимание школьников, как беспорядочная суета в начале урока, когда разыскивают недостающие пособия, посылают детей за мелом, за забытым классным журналом.
В начале урока полезно сообщить его цель, чтобы ученики понимали свою задачу, знали, чем они будут заниматься. Эти предварительные указания служат сигналом к работе, помогают детям собраться с мыслями, забыть о том, что не имеет отношения к предстоящему делу. Именно в начале работы полезно вызвать у детей радостное ожидание предстоящего дела. Это заранее мобилизует их напряженное внимание. В трудных и скучных местах работы следует разъяснять ее важность, чтобы обеспечить произвольное внимание.
Большое значение для привлечения непроизвольного внимания имеют содержание учебного материала и форма его подачи: живой, яркий, в меру эмоциональный рассказ учителя, привлечение им конкретных примеров и фактов, показ иллюстраций, применение наглядных пособий.
Наглядность очень нужна в начальных классах школы. Однако злоупотреблять ею не следует. А.Н. Леонтьев писал: «Найти конкретное место наглядного материала, т. е. найти не только метод внесения его в педагогический процесс, но и метод такого руководства самим этим процессом, который обеспечил бы не формальное "применение" наглядности, а действительное ее использование.» Надо стремиться к тому, чтобы ребенок был внимателен не только тогда, когда перед его глазами предметы и пособия. Важно, чтобы он умел сосредоточиваться на своих мыслях и представлениях. Не всегда, например, надо учить счету на раздаточном материале, который все время на виду у детей. Полезно применять приемы, подобные следующему. Учитель берет кубики и говорит: «Дети, я кладу 5 кубиков на стол под лист бумаги. Теперь прибавляю к ним еще 4 кубика. Сколько кубиков стало под бумагой?» В данном случае дети сначала видели кубики, а затем должны были их мысленно представить и сложить. Здесь — особый вид наглядности, которая помогает воспитывать внутреннее внимание.
Наличие колебаний, отвлечений внимания, быстрая утомляемость детей требуют частого отдыха, а также периодической смены занятий. К. Д. Ушинский писал: «Заставьте ребенка идти — он устанет очень скоро, прыгать — тоже, стоять — тоже, сидеть — он также устанет; но он перемешивает все эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое замечается и при учебных занятиях детей...»
Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работы. Если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано, как уже говорилось, с некоторыми трудностями (в частности, мешает концентрации внимания) и потерей времени.
Разнообразить работу на уроке можно не только сменой видов занятий. Необходимо, чтобы само изложение материала было не монотонным и однообразным, а носило живой, динамический характер. Известно, что беседа, в ходе которой ученики не только слушают, но и отвечают на вопросы учителя, сильнее активизирует их работу, лучше привлекает внимание, чем лекция или рассказ. Но и в начальных классах учителю иногда приходится некоторое время рассказывать или объяснять. В таких случаях важно, чтобы речь учителя не представляла длинного монолога. Хорошо, когда учитель ставит вопросы, на которые сам и отвечает. Тогда его речь напоминает живую беседу, диалог. Такая форма изложения легче привлекает внимание младшего школьника.
Небольшой отдых (2—3 минуты), физкультминутка на уроке полезно действуют на восстановление внимания детей.
Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и все, что доступно их силам, выполняли самостоятельно. Существует много приемов активизации учебной работы младших школьников. Даже, казалось бы, мелочи могут играть здесь большую роль. Так, например, в большинстве случаев менее целесообразно называть сначала фамилию ученика, а затем ставить ему вопрос. В этот момент внимание большинства учащихся может быть направлено на что-то другое, а не на обдумывание ответа, так как вопрос обращен не к ним. Чтобы все дети сосредоточились на этом вопросе, сначала следует поставить его всему классу, а затем уже вызвать того ученика, которого надо спросить. Еще пример. Нередко при закреплении учебного материала учитель вызывает ученика, который на доске пишет предложение или делает вычисления. В это время некоторые дети, обычно слабые ученики, пассивны. Они ждут, когда что-то появится на доске, чтобы просто списать это себе в тетрадь. В результате внимание и мыслительная активность этих школьников минимальны.
Иначе будет, если вызванный ученик записывает продиктованное предложение или решает задачу на обратной стороне поворачивающейся доски. Тогда каждый ученик некоторое время принужден работать самостоятельно. Затем написанное на доске показывают классу, и идет коллективная проверка того, что сделано на доске и что написано в тетрадях учащихся.
Большое значение для развития внимания имеет понимание учеником того, чему его учат. Если что-либо для него неясно, внимание может ослабнуть. С другой стороны, настойчивое повторение учителем того, что дети хорошо поняли, также ослабляет их внимательность. Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание школьника. Поэтому учителю надо давать детям такие задачи, которые требовали бы от них усилий, но были бы им доступны.
Для развития произвольного внимания ученика надо воспитывать у него сознательное отношение к учению, чувство долга, ответственность за свою работу и поведение. Произвольное внимание особенно зависит от характера и воли ребенка. Поэтому в детях надо воспитывать не только интерес к учебному материалу, но и стремление побеждать свои слабости, преодолевать рассеянность, проявлять выдержку и прилежание даже тогда, когда работа неинтересна и трудна. К. Д. Ушинский писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».
При правильно организованной работе учитель использует и непроизвольное, и произвольное внимание школьников. Если он стремится воспитывать только произвольное внимание, процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением ученика и станет тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Такой труд может вызвать к себе отвращение. Но если учитель своей целью поставит только занимательность, привлечение непроизвольного внимания, то ученик не будет готовиться в школе к трудностям жизни, у него не воспитается необходимая выдержка, сила воли. Строя работу детей так, чтобы привлекать оба вида внимания, по возможности чередуя их, и вызывать послепроизвольное внимание, учитель успешно сможет решить и учебную, и воспитательную задачи.