Доклад на тему:
«Формирование каллиграфического навыка
у младших школьников
в период обучения грамоте».
Выполнила:
учитель
начальных классов
МОБУ СОШ № 13
Горлачева
Олеся
Викторовна
Якутск – 2015г.
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. В своёй работе, я делаю акцент на письменную речь, которой должен владеть любой грамотный человек.
Под письменной речью в научной литературе принято понимать самую многословную, точную и развёрнутую форму речи. «В письменной речи передаётся словами то, что в устной речи передаётся с помощью интонации». Письменная речь появляется в результате специального обучения. На ранних этапах её формирования предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв, а затем слов и предложений. На данном этапе происходит формирование двигательных навыков письма. По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как:
- «письмо с секретом»;
- развитие мускульной и тактильной памяти;
- тактированное письмо;
-обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов.
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций:
- небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности;
- плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке.
Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо, всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме. Однако данная проблема в настоящее время не решена в полном аспекте. При овладении письмом дети испытывают не только физические, но психологические трудности. Как решить эту проблему, как помочь детям преодолеть трудности, стало мотивом выбора темы моей работы: «Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте». Я поставила в своей работе такую цель: определить содержание этапов формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте. И определила такие задачи:
1. Провести анализ литературы по теме.
2.Определить и апробировать содержание этапов формирования каллиграфического навыка.
Уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если:
- организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса;
- будут созданы необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.
Современные подходы к формированию
каллиграфического навыка
Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е. Н. Соколова, Н. Г. Агаркова, М. М. Безруких, В. А. Илюхина, Е. Н. Потапова.
Осенью 2014г., я прошла курсы В. А. Илюхиной. И решила поработать по ее методике «Письмо с секретом», чтобы определить степень эффективности данных подходов.
В. А. Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, ½ наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте» (Качалочка), «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы».
Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении — вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В. А. Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, «поворот на месте», «крючок до середины», «секрет» - встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок — новая буква. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок! Например: «Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем «поворот на месте», поднимаемся по «крючку» до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, выполняем «поворот на месте», поднимаемся по «крючку» до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, «поворот на месте». То есть дети объясняют написание каждой буквы. (Приложение №1)
Методика В. А. Илюхиной очень эффективна.
Она имеет много своих плюсов:
во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения;
во-вторых, положительная мотивация в действиях детей;
в-третьих, развитие внимания, памяти.
Методика В. А. Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.
Изученную мной методику В. А. Илюхиной, позволили сделать выводы:
1. В основе методики находятся принципы, методы, зарекомендовавшие себя исторически;
2. Методика, направлена на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком.
3. Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;
4. Предложенные автором методики приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.
В своей же работе я стараюсь использовать данную методику.
Работы учащихся. (Приложение № 2 - 5)
Список литературы.
1. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. -1999. -№8. -с.16-24.
2. Илюхина, В. А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В. А. Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. -с.37-52.
3. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1986.
4. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. -М.: Академия, 2002, переиздано с 1950.
5. Потапова, Е. Н. Радость познания: Книга для учителя / Е. Н. Потапова. -М.: Просвещение, 1990.
6. Прахт, Л. И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л. И. Прахт // Начальная школа. -2004. -№4. -с.5-7.
7. Федосова, Н. А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников /
8. Н. А. Федосова // Начальная школа. -1987. -№4.
9. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. -Минск: Университетское, 2002.