Акмолинская область
Жаркаинский район
Пятигорская С. Ш.
ДОКЛАД
«Развитие познавательных способностей младших школьников»
Подготовила Угатьева Е.М.
2013 г.
Однажды известного физика Альберта Энштейна спросили: «Как делаются открытия?» Энштейн ответил: « А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Ведь дело не в том, чтобы « не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру всё, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал «умнее», «способнее», «одарённее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Ведь по мнению одного из ведущих исследователей проблем творчества (одарённости), П. Торренса, «творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по специальному курсу «Развитие познавательных способностей» (РПС) происходит становление у детей развитых форм самосознания и контроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Занятия могут проходить в форме факультатива как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, мотивированных на обучение.
На каждое занятие по курсу РПС в начальных классах отводится 40-45 минут.
Методы и приёмы деятельности учащихся на занятиях по РПС в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Но надо помнить, что задания носят не оценочный, а обучающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материал, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я - концепцию» ).
Модель занятия по РПС
«Мозговая гимнастика» (2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения является важной частью занятия по РПС, Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных физических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с таким заболеванием, как близорукость.
Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики».
«Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» ( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания»: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от точки до мочки три раза.
Корректирующая гимнастика для глаз
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
2.Разминка (3-5минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и познавательной деятельности.
3.Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
4.Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (2 минуты). Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию глазной жидкости.
Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-5 раз подряд с интервалом 15 секунд.
Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.
Упражнение 4. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца 4-5 раз.
Упражнение 5. Закрыть веки. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.
Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми глазами.
5. Логически поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики перемежаются с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
6. Весёлая переменка (3 минуты). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
7.Нестандартные задачи (10-15 минут). Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи на этом этапе различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно повышение самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а так же некоторое снижение самооценки (по отношению к её завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счёт прилежности и старательности.
Особую роль в этом обучении играют одобрительные реплики, стимулирующие работу ребят и вселяющие в них уверенность в свои силы. (Хорошо, молодец! НЕ получилось – ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь, проявляешь умение мыслить , - и успех конечно же придёт!») Подавляющее большинство детей, как правило, стараются работать на таких занятиях изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тому, кто послабее, поддержать и вдохновить, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы (разумеется, если мы, взрослые - друзья, союзники, помощники).