Доклад на тему: «Профессиональная компетентность как условие успешного обучения детей»
Доклад на тему: «Профессиональная компетентность как условие успешного обучения детей»
Практика показывает, что сегодня нет учителя, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели своего поведения, не мечтал достичь того высокого уровня в целостном педагогическом процессе, который называется мастерством.
В педагогическом процессе школы осуществляется не просто взаимодействие педагога и учащегося, а происходит диалог двух людей, разных поколений и культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее диалог для учащегося, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Педагог является представителем одной из самых социально значимой профессии. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педаго¬га в обществе. Сотрудничество педагога и учащихся нельзя организовать насильно. Взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия, а его может организовать лишь педагог-мастер.
Педагог учится всю жизнь. Постоянно повышать профессиональный уровень –первостепенная задача преподавателя.
Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и профессиональные умения.
Согласно классификации, предложенной Е.А. Панько, эти умения делятся на гностические, конструктив¬ные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения (от греч. гносис - знание) - это уме¬ния, с помощью которых педагог изучает ребенка (его воз¬растные, индивидуальные особенности, личностные каче¬ства, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, сте¬пень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки обще¬ственного мнения). Изучение ребенка - основа понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенство¬вания воспитания, обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Профессиональная компетентность как условие успешного обучения детей»
Подготовила: учитель начальных классов
Арестова Людмила Ивановна
2014г.
Практика показывает, что сегодня нет учителя, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели своего поведения, не мечтал достичь того высокого уровня в целостном педагогическом процессе, который называется мастерством.
В педагогическом процессе школы осуществляется не просто взаимодействие педагога и учащегося, а происходит диалог двух людей, разных поколений и культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее диалог для учащегося, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Педагог является представителем одной из самых социально значимой профессии. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. Сотрудничество педагога и учащихся нельзя организовать насильно. Взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия, а его может организовать лишь педагог-мастер.
Педагог учится всю жизнь. Постоянно повышать профессиональный уровень –первостепенная задача преподавателя. Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и профессиональные умения.
Согласно классификации, предложенной Е.А. Панько, эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные. Гностические умения (от греч. гносис - знание) - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения). Изучение ребенка - основа понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания, обучения.
Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других учителей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы. Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ученику с учетом особенностей его развития. Педагог замечает «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим организует дальнейшую работу. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают педагогу расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, педагогического коллектива. Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность учеников, коллег. Организаторские умения, даже хорошо сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых, заразить их своей энергией. Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в образовательном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться. В ряду специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие, в котором в наибольшей степени проявляются творчество, увлеченность.
Таким образом, эффективность деятельности педагога будет зависеть от профессиональных знаний и умений педагога, в становлении профессиональных качеств, умений, знаний очень велика роль самовоспитания. Исследованиями установлено, что умения, знания – прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
Мастерство педагога, как высший уровень развития его профессионализма, является результатом педагогического опыта и творческого саморазвития.
В содержание понятия «педагогическое мастерство» включаются:
а) высокая культура и эрудиция;
б) знания в области преподаваемой науки; педагогики и психологии, умение их использовать в практике обучения и воспитания;
в) владение в совершенстве методикой воспитательной работы.
целостном педагогическом процессе, который называется мастерством
Успех в труде – это внутренний комфорт, положительный настрой, когда дело спорится; основа взаимопонимания между педагогом и учениками, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, работают с увлечением, с удовольствием, помогая друг другу, довольные проведенным днем в школе-интернате и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из показателей успешности педагогического труда.