Просмотр содержимого документа
«Доброта и милосердие в наших сердцах»
Сценарий
классного часа в 4 классе на тему «Доброта и милосердие в наших сердцах»
Автор сценария: учитель начальных классов Жерихова Л.В.
Цели:
формирование потребности в доброжелательном отношении к окружающим;
развитие навыков проявления сострадания и созидания;
воспитание обучающихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни.
Задачи:
привитие воспитанникам нравственных понятий милосердия, доброты души, искренности;
закрепление и развитие положительных тенденций в поведении;
создание благоприятных условий для атмосферы доброты, сострадания, созидания в классе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями, сердечки из бумаги, детские песни.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
(Звучит песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот)
Учитель:
Какие хорошие слова - поделись улыбкою своей. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, а теперь повернитесь все ко мне и начнём наш разговор. Я желаю всем нам хорошей работы. И не забываем про правило поднятой руки.
II. Проблемно-мотивационный блок.
Учитель:
Сегодня нам предстоит серьёзный разговор. Но для начала я хочу рассказать вам одну притчу.
«…В самом начале времен, когда только-только на Земле были созданы все живые существа, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней чего только не было: самые разные качества и на любой вкус. Ну и стали животные разбирать эти качества. Лиса схватила хитрость, собака взяла преданность, медведь – упрямство, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т.д. А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав: «Наполни ее теми качествами, какие сочтешь нужными!» С тех пор каждый человек сам в течение всей жизни наполняет свою корзину. Вот только содержимое у всех разное. У кого-то в корзине больше положительных качеств, а у кого-то отрицательных.
Ребята, все мы очень хорошо знаем, какие бывают отрицательные качества. Поэтому, давайте вы мне сейчас назовете только хорошие, только самые лучшие качества, присущие человеку. (Ответы школьников).
Молодцы! А теперь давайте отгадаем загадки.
1.Самый лучший тот на свете,
Кто как луч весенний светел
Кто поможет, руку даст.
Не жалеет новых ласт, лыж ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Вот какая красота
В моем друге …( доброта)
2.Слово это серьезное, главное, важное,
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает… (сердечная доброта, это милосердие).
Догадались, что это? Правильно, это сердечная доброта, это милосердие.
А теперь, скажите, пожалуйста, кто догадался, как будет звучать тема нашего классного часа? (Ответы ребят). Молодцы! Тема нашего классного часа звучит так: «Доброта и милосердие в наших сердцах». слайд 1
III. Основная часть.
Учитель:
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о тех качествах, без которых человек не может оставаться человеком. Это доброта и милосердие. В последнее время мы все чаще обращаемся к этим словам.
Скажите, какого человека мы можем назвать добрым? Какие качества присущи доброму человеку? (Воспитанность, заботливость, скромность, честность, общительность, дружелюбность, готовность придти на помощь и т.д.)
Доброта – это качества человека, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения).
Такие качества не только передаются генетически, но и прививаются с детства, когда нам читают сказки, рассказывают пословицы и поговорки. А теперь давайте проверим, насколько вы хорошо знаете пословицы и поговорки о добре.
У каждого из вас на столе лежит конвертик. Внутри которого слова, из которых нужно сложить известные народные мудрости (работа в парах)
добра желаешь, добро и делай;
доброе слово и кошке приятно;
добро помни, а зло забывай;
добро не лихо – ходит тихо;
доброе дело самого себя хвалит;
доброе слово и железные ворота открывает;
жизнь дана на добрые дела;
сделав добро, не попрекай;
ласковое слово, что солнышко в ненастье;
рубашка износится, а доброе дело не забудется.
Проверим, что у вас получилось
Какие вы молодцы! Как вы понимаете эти высказывания? (Ответы детей).
Ребята! Сформулируйте понятие добра. слайд 2
Подберите антоним к слову добро. (зло)
Что такое зло? (Ответы детей) слайд 3
Дополните пословицы! слайд 4
Зло порождает……. (зло)
Злоба лишает человека… (силы)
Не рой другому яму…. (сам в неё попадёшь)
Не плюй в колодец….. (пригодится воды напиться)
Обсудите жизненные ситуации, к которым можно применить данные пословицы. Время на подготовку - 3 минуты (работа в парах)
Ребята! Подберите синоним к слову добро! (милосердие)
Теперь давайте поговорим о милосердии. Как вы понимаете это слово? (Сострадание, сочувствие, человеколюбие, умение прощать, готовность помочь, терпимость, чуткость, сопереживание).
А что нам говорит словарь Ожегова? слайд 5
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. Эти два качества «доброта» и «милосердие» очень тесно переплетаются между собой. Ведь только добрый человек способен на милосердие.
Давайте поразмышляем, какие поступки мы можем отнести к милосердию? (Ответы детей).
А покормить, обогреть котенка или собачку – это милосердие? Конечно!! А откуда берутся бездомные животные? (Ответы ребят).
Разминка.
Учитель:
А сейчас, маленькая разминка. Попрошу вас встать и тихонечко придвинуть стулья к столам. Станьте рядом со своим соседом по парте. Я сейчас буду читать фразы, а вы выполняйте действия и хором повторяйте слова: «Будьте добры друг к другу».
- Чтобы не быть в обиде, когда приходится туго, возьмите соседа за руку! -Будьте добры друг к другу!
Во время труда и в час досуга повернитесь лицом друг к другу!( не отпускаяруки)-Будьте добры друг к другу!
Дети и взрослые! Молодые и старые! Во что бы то ни стало обнимите другдруга!Будьте добры друг к другу!
Учитель.
Ну, вот, вы немножко отдохнули, размялись. Присаживайтесь. Продолжим наш классный час.
Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей-то поддержке со стороны.О каких людях я спрашиваю?(Ответы школьников).Правильно, о людях с ограниченными
возможностями. Иначе, их называют еще инвалидами.
Забота об инвалидах – это тоже милосердие. слайды 6,,8
В Древнем Риме разрабатывались первые способы лечения людей с инвалидностью. На Руси инвалиды (юродиевые, калеки) являлись объектами благотворительности и милосердия.
Давайте выполним такое задание. Выходите ко мне два человека. Встаньте. Руки уберите за спину и присядьте. Удобно ли вам было выполнять мои команды?
А теперь очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге. Расскажите, легко ли вы выполнили это задание?
Теперь попросите товарища помочь вам присесть на одной ноге. Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?
Какой из этого можно сделать вывод? (Инвалидам необходимо помогать).
Ребята, люди с физическими недостатками - такие же, как и вы. Просто они не могут самостоятельно справиться со своей бедой. Им нужна наша помощь – физическая (убрать в доме, сходить за продуктами в магазин, психологическая (поддержать морально) или материальная (когда необходимы деньги на лечение). В нашей стране созданы специальные благотворительные фонды, которые помогают людям с ограниченными возможностями здоровья. Это такие фонды, как «Подари жизнь», «Верю в чудо», «Адреса милосердия», «Кораблик» и другие.
В нашей современной школе дети-инвалиды обучаются в обычных классах вместе с остальными детьми. Такое образование называется инклюзивным слайд 9
Учитель:
Ребята, врачи советуют ежедневно 2-3 минуты посвящать добрым словам. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Повернитесь лицом к своему соседу и громко, по очереди скажите друг другу добрые слова и комплименты. Молодцы!
IV. Подведение итогов.
Учитель:
Давайте подведем итоги нашего классного часа:
О каких важных человеческих качествах мы сегодня с вами говорили? Какой вывод вы для себя сделали? (Ответы школьников).
Ответьте на вопросы (тестирование)
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. В школе говорят о героях, проявивших доброту и милосердие...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
2. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
3. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
4. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
5. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
6. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
Учитель: Итак, подсчитали свои ответы под буквой «Б» и смотрим результат.
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большое милосердие, тебя будут уважать в коллективе.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не милосерден! Однако, если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
V. Рефлексия.
Учитель: На что похожа доброта? (на солнышко) Ребята, есть даже такая пословица «Доброта, что солнце» слайд10
А на что похоже милосердие? (на сомкнутые ладони). слайд11
Каждый из вас является членом нашей большой классной семьи, в которой бьётся одно общее доброе сердце. У вас на столах лежат сердечки. Я хочу, чтобы вы написали на них пожелания всем одноклассникам и прикрепили их на ваши ладони.
Покажите свои ладони! Из ваших пожеланий получилось одно общее пожелание, которое есть и будет смыслом жизни нашего классного коллектива. слайд 12
Хотелось бы закончить наш урок песней из кинофильма «Маленький Мук» «Дорогою Добра». Она прозвучит как напутствие в дальнейшую жизнь!
(Звучит песня Ю. Энтина «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук»)