БЕСЕДА - ТРЕНИНГ «ДОБРОТА В НАШЕ ВРЕМЯ»
ЦЕЛЬ: Формирование личности, способной к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в жизненных ситуациях.
ЗАДАЧИ:
· Воспитание общечеловеческих ценностей: доброты, отзывчивости, понимания и уважения к окружающим людям.
· Развивать навыки общения, работы и в коллективе.
· Совершенствовать и развивать творческие способности, фантазию детей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Учитель: Здравствуйте, добрый день, дорогие друзья!
ПРИВЕТСТВИЕ:
Давайте поприветствуем друг друга.Назовите свое имя и качество, которое могло бы вас охарактеризовать.
Наше занятие я хотела бы начать с притчи:
«ПРИТЧА О ДОБРОТЕ»
Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд до школы, совсем обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.
Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:
- Сколько я вам должен?
- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, -мама учила нас не брать плату за добрые дела.
- Тогда, я буду за Вас молится, – тихонько сказал мальчик.
Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в самый тяжелый момент Бог помогает страждущим.
Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую больницу. Но и там врачи сомневались в диагнозе.
Специально для консультации вызвали докторамедицинских наук. Как только доктор услышалназвание поселка, откуда приехала больная, глаза его засветились мягким светом. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянутьна пациентку.
Как вы, наверное, уже догадались, звали его Адам Закир.
Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало!
Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не сдавался и, в конце концов, болезнь отступила.
Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно показан ему.
Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы его передали женщине.
Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все имущество, чтобы заплатить.
Обратившись с мольбой к Всевышнему, она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры и вдруг, внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу: «Оплачено полностью одним стаканом молока» и подпись доктора Закира.
Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…
Она плакала и сквозь слезы благодарила Творца: «Спасибо Тебе, о,Милостивейший Всевышний, воистину Ты простираешь свою милость и доброту без границ через людские сердца и умы».
Мораль.
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.
Мир – это то, что у нас внутри, в сердце.
Сегодня мы поговорим о доброте.
- С КАКИМИ СЛОВАМИ АССОЦИИРУЮТСЯ СЛОВА ДОБРО И ЗЛО?
Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.
Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.
ЗНАКОМЫ ЛИ ВАМ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРЕ?
КАКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ВЫ ЗНАЕТЕ О ДОБРЕ?
• Доброе дело и в воде не тонет.
• Доброта без разума пуста.
• Доброе братство дороже богатства.
• Добрый гость всегда в пору.
• Добро помни, а зло забывай.
• Добро не умрет, а зло пропадет.
• От добра, добра не ищут.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
• Доброе слово и железные ворота открывает.
• Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.)
ИГРА «СВОД ЗАКОНОВ ДОБРОТЫ»
Ведущий: Представьте, что доброта-это наука, у которой есть свои законы. Слова в них перепутались. Восстановите законы доброты – соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл. (Участники по очередисобирают законы-пословицы.)
Начало пословиц
Для хорошего друга
на добрые дела.
Свет не без
новых двух.
Злой плачет от зависти,
а добро век не забудется.
Лихо помнится,
тот дважды помог.
Без друга
добрых дел.
Жизнь дана
Окончание пословиц
на сердце вьюга.
На добрый привет –
не жаль ни хлеба, ни досуга.
Тому тяжело,
добрый совет.
Кто скоро помог
чужая болезнь к сердцу.
Доброму человеку и
кто помнит зло.
Старый друг лучше
а добрый - от жалости .
УПРАЖНЕНИЕ «СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ».
Ведущий:
В пословице сказано, свет не без добрых людей. А какой он, добрый человек? Назовите качества доброго человека… А поделитесь, какие добрые дела вы совершали в своей жизни. Что бы вы еще хотели совершить доброго? Ваши добрые поступки зажигают солнце доброты, и каждый лучик символизирует ваш добрый поступок. Чем больше их…, тем ярче светит наше солнце!
(Например: отзывчивость, жалость, милосердие, соболезнование, сопереживание и др.)
УПРАЖНЕНИЕ «СПЛЕТИ ПАУТИНКУ».
Ведущий: Как говорится в «Законе-пословице доброты» Лихо – помнится, а добро,во век не забудется, давайте сейчас вспомните, кто из нашей группы и какое добро сделал вам. Встаньте в круг. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым мы сплетем паутину доброты.
Издавна народ ведет рассуждение на тему добра и зла. Это мы видим и в эпосе, и в поэзии, и в истории. Но эта тема остается актуальной и наши дни.
- Друзья, а как вы думаете, что означает доброта для современного мира, для современного человека?
Мы услышали множество мнений по предложенной теме…
РЕФЛЕКСИЯ
ИГРА-ТРЕНИНГ “ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА”
Ведущий: А теперь, я прошу вас встать в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас буду говорить. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Участники выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...
Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.
В этот замечательный день, я хочу подарить вам кусочек своего сердца, своей доброты и пожелать вам счастья…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Спасибо за вашу работу.
Источники:
1. http://festival.1september.ru/articles/549578/ - классный час "Поговорим о доброте", Шнайдер Н. В.
2. http://apruo.ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/257-trening-dlya-shkolnikov-dobrota-spaset-mir.html - тренинг для школьников младших классов «Доброта спасет мир»
3. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/845.html – внеклассное занятие по теме «Твори добро!», Т.А. Чеботаева (ситуации для обсуждения)
4. Портфолио школьника. Методические рекомендации. 1-2 классы / Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева, под ред. С. П. Казачковой, М. С. Умной. - М.: Планета, 2012