kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "« Милосердие- добродетель сердца». (по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока

Учебные: 

  • заинтересовать учащихся в изучении темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
  • сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Развивающие: 

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  •  умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.

Воспитательные: 

  • воспитывать социальную ответственность;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя;

 

Оборудование:

1. Тексты стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Милостыня», «Нищий».

3.Компьютер, проектор, презентации, фильм

 

   Тип урока: мастерская построения знаний,

Формы  деятельности: фронтальная, групповая (класс делится на 3 группы), парная

Ход урока

- Сегодня мы продолжаем с вами говорить о творчестве И.С.Тургенева, знакомимся с другими стихотворениями в прозе этого замечательного человека. Говорили  на наших уроках о том, что И.С.Тургенев- это настоящий мастер слова, очень метко подмечающий чувства, поведение человека, отношение к окружающим.

1.ИНДУКЦИЯ

Предлагаю урок начать с просмотра небольшого фильма (фильм длится 2 минуты).

-Откройте тетради, запишите число.

Запишите, какие чувства у вас возникли  в ходе просмотра фильма.

-Какие чувства вы испытали, когда смотрели видеофрагмент? (учитель спрашивает каждого ученика)

2.САМОКОНСТРУКЦИЯ

-Как вы думаете, какова же тема нашего урока, о чём мы будем говорить? (ответы детей)

Слова, которые вы назвали будут опорными на нашем уроке:

Сострадание

Сочувствие

Милостыня

Подаяние

Добро

Жалость

Милосердие

(учитель открывает доску, где записаны эти слова)

-Верно, говорить мы будем о милосердии, о доброте, о сострадании (Учитель показывает слайды)

А тема наша звучит следующим образом:

« Милосердие- добродетель  сердца».

Эпиграф нашего урока: «Протягивай руку, доставь  и ты другим добрым людям показать на деле, что они добры».

-Скажите,  эта проблема является актуальной? Почему?

-Как вы понимаете слово добродетель?

Определите в своей группе, как вы понимаете значение этого слова. (Работа в группе)

-Оглашение результатов работы группы

Доброде?тель —положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками.

3.СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ.

  1. Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»
  1. Словарная  работа

 -   выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем  сопоставление с определением значения слова в различных словарями, имеющихся в школьной библиотеке  (реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся со  слабыми образовательными   способностями)

  Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустушённый человек (Нищий духом) /Словарь русского языка Ожегов С.И.,  М., «Русский язык», 1984 г., с.357/

Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край)  / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335

  1. Работа в тетрадях – заполнение обучающимися  первой колонки  таблицы, а после прочтения оригинала стихотворения наизусть подготовленным учащимся заполняется  вторая колонка

Нищий в моём представлении      

Нищий у Тургенева

Выцветшие глаза        

Воспаленные, слезливые глаза

Бескровные губы        

Посинелые губы

Оборванная грязная одежда        

Шершавые лохмотья

Обветренное морщинистое лицо  

Нечистые раны

Грубые грязные руки с чёрными  ногтями

Красная опухшая  рука

Неприбранные сальные волосы   

Трепетная рука

Дурно пахнущий        

 

Очень неприятный человек 

 Несчастное существо

 

На столах у вас лежат вопросы к тексту. Прочитайте их, обсудите в группе, приготовьтесь дать полный ответ.

Примерные вопросы:

  • Каковы мотивы этого стихотворения?
  • Что заставляет нас сочувствовать, сопереживать нищему?
  • Какое выразительное средство использует автор при описании нищего?
  • Что мы можем сказать о рассказчике?
  • В каком состоянии он находится? Что он чувствует?
  • Какое слово они оба повторяют дважды?
  • Кто такие братья? Что означает это слово в данном контексте?
  • Что даёт рассказчик вместо милостыни?
  • Что означает рукопожатие?
  • Что легче: дать милостыню или пожать руку нищему?
  • О чём свидетельствует поступок рассказчика?
  • Оценил ли это нищий?
  • О чём последние предложения стихотворения?
  • Но всё-таки стихотворение называется не «Подаяние», не «Братья», а «Нищий». Почему?

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

-Поработаем с другим текстом  стихотворение в прозе « Милостыня».

Детям предложены вопросы, они на них отвечают.

-Что значит – просить милостыни?

- Как вы понимаете слово милостыня?

.-Разбейтесь на пары, подумайте, какие вопросы по тексту  вы бы хотели задать своим одноклассникам? Запишите вопросы в тетрадь.

Примерные вопросы:

-Как автору удалось создать зримый образ нищего?

-  Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему?

Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?

 

 

Разрыв

-А теперь я предлагаю вам прослушать небольшой рассказ.

Я возвращался домой вечером. На улицах было пустынно, мрачно от надвигающегося дождя. Проходя по мосту, я заметил юношу, видимо он собирался броситься в воду. Я осторожно подошёл к нему и начал непринужденный разговор.

-Извините, у Вас не  найдётся немного денег. Вам ведь они теперь не нужны. А В соседнем квартале живёт очень бедная многодетная семья. У них нет денег даже на хлеб.

Юноша задумался, низко опустив голову.

-Деньги вам всё равно уже не нужны,- продолжал я,- а людям просто необходима помощь.

Юноша перелез через ограду моста, молча отправился в соседний квартал, нашёл бедную семью и ….

Придумайте своё продолжение этого рассказа

Творческая работа…

Определите заповеди милосердия, запишите их на свитках.

Рефлексия.

 

   Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений.

Выскажитесь, как вам работалось сегодня?  Какие были удачи? Что показалось трудным? Почему?

 

 

 

 

 

 

Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской. На уроке нет «начальников» и «подчиненных».

2. Право каждого на ошибку. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Самостоятельное исправление ошибки – путь к истине.

3. Безоценочная деятельность. Создание условий эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализация принципов «педагогики успеха», оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

4. Элемент неопределенности. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, дает  ощущение внутренней свободы.

5. Предоставление свободы. Свобода в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

6. Диалог – главный принцип взаимодействиясотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, восхождения к новым истинам. Диалог дает возможность постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира.

7. Организация и перестройка пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть общее пространство, отдельные места для индивидуальной работы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.

8. Ограничение участия мастера-руководителя (учителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некотором фиксировании достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу на равных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "« Милосердие- добродетель сердца». (по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева)" »

МБОУ «Порецкая СОШ»















Конспект урока литературы в 7 классе

« Милосердие- добродетель сердца».

(по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева)








Подготовила: Серова Л.А.,

учитель русского языка и литературы















2012 г.

Цели и задачи урока

Учебные: 

  • заинтересовать учащихся в изучении темы, помочь задуматься над вопросами бытия;

  • сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Развивающие: 

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  •  умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.

Воспитательные: 

  • воспитывать социальную ответственность;

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя;


Оборудование:

1. Тексты стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Милостыня», «Нищий».

3.Компьютер, проектор, презентации, фильм


Тип урока: мастерская построения знаний,

Формы деятельности: фронтальная, групповая (класс делится на 3 группы), парная

Ход урока

- Сегодня мы продолжаем с вами говорить о творчестве И.С.Тургенева, знакомимся с другими стихотворениями в прозе этого замечательного человека. Говорили на наших уроках о том, что И.С.Тургенев- это настоящий мастер слова, очень метко подмечающий чувства, поведение человека, отношение к окружающим.

1.ИНДУКЦИЯ

Предлагаю урок начать с просмотра небольшого фильма (фильм длится 2 минуты).

-Откройте тетради, запишите число.

Запишите, какие чувства у вас возникли в ходе просмотра фильма.

-Какие чувства вы испытали, когда смотрели видеофрагмент? (учитель спрашивает каждого ученика)

2.САМОКОНСТРУКЦИЯ

-Как вы думаете, какова же тема нашего урока, о чём мы будем говорить? (ответы детей)

Слова, которые вы назвали будут опорными на нашем уроке:

Сострадание

Сочувствие

Милостыня

Подаяние

Добро

Жалость

Милосердие

(учитель открывает доску, где записаны эти слова)

-Верно, говорить мы будем о милосердии, о доброте, о сострадании (Учитель показывает слайды)

А тема наша звучит следующим образом:

« Милосердие- добродетель сердца».

Эпиграф нашего урока: «Протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям показать на деле, что они добры».

-Скажите, эта проблема является актуальной? Почему?

-Как вы понимаете слово добродетель?

Определите в своей группе, как вы понимаете значение этого слова. (Работа в группе)

-Оглашение результатов работы группы

Доброде́тель —положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками.

3.СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ.

  1. Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»

  1. Словарная работа

- выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем сопоставление с определением значения слова в различных словарями, имеющихся в школьной библиотеке (реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся со слабыми образовательными способностями)

Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустушённый человек (Нищий духом) /Словарь русского языка Ожегов С.И., М., «Русский язык», 1984 г., с.357/

Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335

  1. Работа в тетрадях – заполнение обучающимися первой колонки таблицы, а после прочтения оригинала стихотворения наизусть подготовленным учащимся заполняется вторая колонка

Нищий в моём представлении

Нищий у Тургенева

Выцветшие глаза

Воспаленные, слезливые глаза

Бескровные губы

Посинелые губы

Оборванная грязная одежда

Шершавые лохмотья

Обветренное морщинистое лицо

Нечистые раны

Грубые грязные руки с чёрными ногтями

Красная опухшая рука

Неприбранные сальные волосы

Трепетная рука

Дурно пахнущий


Очень неприятный человек

Несчастное существо

На столах у вас лежат вопросы к тексту. Прочитайте их, обсудите в группе, приготовьтесь дать полный ответ.

Примерные вопросы:

  • Каковы мотивы этого стихотворения?

  • Что заставляет нас сочувствовать, сопереживать нищему?

  • Какое выразительное средство использует автор при описании нищего?

  • Что мы можем сказать о рассказчике?

  • В каком состоянии он находится? Что он чувствует?

  • Какое слово они оба повторяют дважды?

  • Кто такие братья? Что означает это слово в данном контексте?

  • Что даёт рассказчик вместо милостыни?

  • Что означает рукопожатие?

  • Что легче: дать милостыню или пожать руку нищему?

  • О чём свидетельствует поступок рассказчика?

  • Оценил ли это нищий?

  • О чём последние предложения стихотворения?

  • Но всё-таки стихотворение называется не «Подаяние», не «Братья», а «Нищий». Почему?

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

-Поработаем с другим текстом стихотворение в прозе « Милостыня».

Детям предложены вопросы, они на них отвечают.

-Что значит – просить милостыни?

- Как вы понимаете слово милостыня?

.-Разбейтесь на пары, подумайте, какие вопросы по тексту вы бы хотели задать своим одноклассникам? Запишите вопросы в тетрадь.

Примерные вопросы:

-Как автору удалось создать зримый образ нищего?

- Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему?

Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?





Разрыв

-А теперь я предлагаю вам прослушать небольшой рассказ.

Я возвращался домой вечером. На улицах было пустынно, мрачно от надвигающегося дождя. Проходя по мосту, я заметил юношу, видимо он собирался броситься в воду. Я осторожно подошёл к нему и начал непринужденный разговор.

-Извините, у Вас не найдётся немного денег. Вам ведь они теперь не нужны. А В соседнем квартале живёт очень бедная многодетная семья. У них нет денег даже на хлеб.

Юноша задумался, низко опустив голову.

-Деньги вам всё равно уже не нужны,- продолжал я,- а людям просто необходима помощь.

Юноша перелез через ограду моста, молча отправился в соседний квартал, нашёл бедную семью и ….

Придумайте своё продолжение этого рассказа

Творческая работа…

Определите заповеди милосердия, запишите их на свитках.

Рефлексия.



Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений.

Выскажитесь, как вам работалось сегодня? Какие были удачи? Что показалось трудным? Почему?













Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской. На уроке нет «начальников» и «подчиненных».

2. Право каждого на ошибку. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Самостоятельное исправление ошибки – путь к истине.

3. Безоценочная деятельность. Создание условий эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализация принципов «педагогики успеха», оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

4. Элемент неопределенности. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, дает  ощущение внутренней свободы.

5. Предоставление свободы. Свобода в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

6. Диалог – главный принцип взаимодействиясотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, восхождения к новым истинам. Диалог дает возможность постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира.

7. Организация и перестройка пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть общее пространство, отдельные места для индивидуальной работы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.

8. Ограничение участия мастера-руководителя (учителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некотором фиксировании достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу на равных.



7






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Серова Людмила Александровна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107309


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства