Конспект урока "« Милосердие- добродетель сердца». (по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева)"
Конспект урока "« Милосердие- добродетель сердца». (по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева)"
Цели и задачи урока
Учебные:
заинтересовать учащихся в изучении темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Развивающие:
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.
Воспитательные:
воспитывать социальную ответственность;
воспитывать эстетически подготовленного читателя;
Оборудование:
1. Тексты стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Милостыня», «Нищий».
3.Компьютер, проектор, презентации, фильм
Тип урока: мастерская построения знаний,
Формы деятельности: фронтальная, групповая (класс делится на 3 группы), парная
Ход урока
- Сегодня мы продолжаем с вами говорить о творчестве И.С.Тургенева, знакомимся с другими стихотворениями в прозе этого замечательного человека. Говорили на наших уроках о том, что И.С.Тургенев- это настоящий мастер слова, очень метко подмечающий чувства, поведение человека, отношение к окружающим.
1.ИНДУКЦИЯ
Предлагаю урок начать с просмотра небольшого фильма (фильм длится 2 минуты).
-Откройте тетради, запишите число.
Запишите, какие чувства у вас возникли в ходе просмотра фильма.
-Какие чувства вы испытали, когда смотрели видеофрагмент? (учитель спрашивает каждого ученика)
2.САМОКОНСТРУКЦИЯ
-Как вы думаете, какова же тема нашего урока, о чём мы будем говорить? (ответы детей)
Слова, которые вы назвали будут опорными на нашем уроке:
Сострадание
Сочувствие
Милостыня
Подаяние
Добро
Жалость
Милосердие
(учитель открывает доску, где записаны эти слова)
-Верно, говорить мы будем о милосердии, о доброте, о сострадании (Учитель показывает слайды)
А тема наша звучит следующим образом:
« Милосердие- добродетель сердца».
Эпиграф нашего урока: «Протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям показать на деле, что они добры».
-Скажите, эта проблема является актуальной? Почему?
-Как вы понимаете слово добродетель?
Определите в своей группе, как вы понимаете значение этого слова. (Работа в группе)
-Оглашение результатов работы группы
Доброде?тель —положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками.
3.СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ.
Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»
Словарная работа
- выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем сопоставление с определением значения слова в различных словарями, имеющихся в школьной библиотеке (реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся со слабыми образовательными способностями)
Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустушённый человек (Нищий духом) /Словарь русского языка Ожегов С.И., М., «Русский язык», 1984 г., с.357/
Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335
Работа в тетрадях – заполнение обучающимися первой колонки таблицы, а после прочтения оригинала стихотворения наизусть подготовленным учащимся заполняется вторая колонка
Нищий в моём представлении
Нищий у Тургенева
Выцветшие глаза
Воспаленные, слезливые глаза
Бескровные губы
Посинелые губы
Оборванная грязная одежда
Шершавые лохмотья
Обветренное морщинистое лицо
Нечистые раны
Грубые грязные руки с чёрными ногтями
Красная опухшая рука
Неприбранные сальные волосы
Трепетная рука
Дурно пахнущий
Очень неприятный человек
Несчастное существо
На столах у вас лежат вопросы к тексту. Прочитайте их, обсудите в группе, приготовьтесь дать полный ответ.
Примерные вопросы:
Каковы мотивы этого стихотворения?
Что заставляет нас сочувствовать, сопереживать нищему?
Какое выразительное средство использует автор при описании нищего?
Что мы можем сказать о рассказчике?
В каком состоянии он находится? Что он чувствует?
Какое слово они оба повторяют дважды?
Кто такие братья? Что означает это слово в данном контексте?
Что даёт рассказчик вместо милостыни?
Что означает рукопожатие?
Что легче: дать милостыню или пожать руку нищему?
О чём свидетельствует поступок рассказчика?
Оценил ли это нищий?
О чём последние предложения стихотворения?
Но всё-таки стихотворение называется не «Подаяние», не «Братья», а «Нищий». Почему?
Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.
-Поработаем с другим текстом стихотворение в прозе « Милостыня».
Детям предложены вопросы, они на них отвечают.
-Что значит – просить милостыни?
- Как вы понимаете слово милостыня?
.-Разбейтесь на пары, подумайте, какие вопросы по тексту вы бы хотели задать своим одноклассникам? Запишите вопросы в тетрадь.
Примерные вопросы:
-Как автору удалось создать зримый образ нищего?
- Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему?
Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?
Разрыв
-А теперь я предлагаю вам прослушать небольшой рассказ.
Я возвращался домой вечером. На улицах было пустынно, мрачно от надвигающегося дождя. Проходя по мосту, я заметил юношу, видимо он собирался броситься в воду. Я осторожно подошёл к нему и начал непринужденный разговор.
-Извините, у Вас не найдётся немного денег. Вам ведь они теперь не нужны. А В соседнем квартале живёт очень бедная многодетная семья. У них нет денег даже на хлеб.
Юноша задумался, низко опустив голову.
-Деньги вам всё равно уже не нужны,- продолжал я,- а людям просто необходима помощь.
Юноша перелез через ограду моста, молча отправился в соседний квартал, нашёл бедную семью и ….
Придумайте своё продолжение этого рассказа
Творческая работа…
Определите заповеди милосердия, запишите их на свитках.
Рефлексия.
Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений.
Выскажитесь, как вам работалось сегодня? Какие были удачи? Что показалось трудным? Почему?
Принципы и правила ведения мастерской
1. Ценностно-смысловое равенствовсех участников, включая мастера – руководителя мастерской. На уроке нет «начальников» и «подчиненных».
2. Право каждого на ошибку. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Самостоятельное исправление ошибки – путь к истине.
3. Безоценочная деятельность. Создание условий эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализация принципов «педагогики успеха», оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
4. Элемент неопределенности. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, дает ощущение внутренней свободы.
5. Предоставление свободы. Свобода в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
6. Диалог – главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, восхождения к новым истинам. Диалог дает возможность постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира.
7. Организация и перестройка пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть общее пространство, отдельные места для индивидуальной работы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.
8. Ограничение участия мастера-руководителя (учителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некотором фиксировании достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу на равных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "« Милосердие- добродетель сердца». (по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева)" »
МБОУ «Порецкая СОШ»
Конспект урока литературы в 7 классе
« Милосердие- добродетель сердца».
(по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева)
Подготовила: Серова Л.А.,
учитель русского языка и литературы
2012 г.
Цели и задачи урока
Учебные:
заинтересовать учащихся в изучении темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Развивающие:
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.
Воспитательные:
воспитывать социальную ответственность;
воспитывать эстетически подготовленного читателя;
Оборудование:
1. Тексты стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Милостыня», «Нищий».
3.Компьютер, проектор, презентации, фильм
Тип урока: мастерская построения знаний,
Формы деятельности: фронтальная, групповая (класс делится на 3 группы), парная
Ход урока
- Сегодня мы продолжаем с вами говорить о творчестве И.С.Тургенева, знакомимся с другими стихотворениями в прозе этого замечательного человека. Говорили на наших уроках о том, что И.С.Тургенев- это настоящий мастер слова, очень метко подмечающий чувства, поведение человека, отношение к окружающим.
1.ИНДУКЦИЯ
Предлагаю урок начать с просмотра небольшого фильма (фильм длится 2 минуты).
-Откройте тетради, запишите число.
Запишите, какие чувства у вас возникли в ходе просмотра фильма.
-Какие чувства вы испытали, когда смотрели видеофрагмент? (учитель спрашивает каждого ученика)
2.САМОКОНСТРУКЦИЯ
-Как вы думаете, какова же тема нашего урока, о чём мы будем говорить? (ответы детей)
Слова, которые вы назвали будут опорными на нашем уроке:
Сострадание
Сочувствие
Милостыня
Подаяние
Добро
Жалость
Милосердие
(учитель открывает доску, где записаны эти слова)
-Верно, говорить мы будем о милосердии, о доброте, о сострадании (Учитель показывает слайды)
А тема наша звучит следующим образом:
« Милосердие- добродетель сердца».
Эпиграф нашего урока: «Протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям показать на деле, что они добры».
-Скажите, эта проблема является актуальной? Почему?
-Как вы понимаете слово добродетель?
Определите в своей группе, как вы понимаете значение этого слова. (Работа в группе)
-Оглашение результатов работы группы
Доброде́тель —положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками.
3.СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ.
Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»
Словарная работа
- выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем сопоставление с определением значения слова в различных словарями, имеющихся в школьной библиотеке (реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся со слабыми образовательными способностями)
Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустушённый человек (Нищий духом) /Словарь русского языка Ожегов С.И., М., «Русский язык», 1984 г., с.357/
Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335
Работа в тетрадях – заполнение обучающимися первой колонки таблицы, а после прочтения оригинала стихотворения наизусть подготовленным учащимся заполняется вторая колонка
Нищий в моём представлении
Нищий у Тургенева
Выцветшие глаза
Воспаленные, слезливые глаза
Бескровные губы
Посинелые губы
Оборванная грязная одежда
Шершавые лохмотья
Обветренное морщинистое лицо
Нечистые раны
Грубые грязные руки с чёрными ногтями
Красная опухшая рука
Неприбранные сальные волосы
Трепетная рука
Дурно пахнущий
Очень неприятный человек
Несчастное существо
На столах у вас лежат вопросы к тексту. Прочитайте их, обсудите в группе, приготовьтесь дать полный ответ.
Примерные вопросы:
Каковы мотивы этого стихотворения?
Что заставляет нас сочувствовать, сопереживать нищему?
Какое выразительное средство использует автор при описании нищего?
Что мы можем сказать о рассказчике?
В каком состоянии он находится? Что он чувствует?
Какое слово они оба повторяют дважды?
Кто такие братья? Что означает это слово в данном контексте?
Что даёт рассказчик вместо милостыни?
Что означает рукопожатие?
Что легче: дать милостыню или пожать руку нищему?
О чём свидетельствует поступок рассказчика?
Оценил ли это нищий?
О чём последние предложения стихотворения?
Но всё-таки стихотворение называется не «Подаяние», не «Братья», а «Нищий». Почему?
Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.
-Поработаем с другим текстом стихотворение в прозе « Милостыня».
Детям предложены вопросы, они на них отвечают.
-Что значит – просить милостыни?
- Как вы понимаете слово милостыня?
.-Разбейтесь на пары, подумайте, какие вопросы по тексту вы бы хотели задать своим одноклассникам? Запишите вопросы в тетрадь.
Примерные вопросы:
-Как автору удалось создать зримый образ нищего?
- Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему?
Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?
Разрыв
-А теперь я предлагаю вам прослушать небольшой рассказ.
Я возвращался домой вечером. На улицах было пустынно, мрачно от надвигающегося дождя. Проходя по мосту, я заметил юношу, видимо он собирался броситься в воду. Я осторожно подошёл к нему и начал непринужденный разговор.
-Извините, у Вас не найдётся немного денег. Вам ведь они теперь не нужны. А В соседнем квартале живёт очень бедная многодетная семья. У них нет денег даже на хлеб.
Юноша задумался, низко опустив голову.
-Деньги вам всё равно уже не нужны,- продолжал я,- а людям просто необходима помощь.
Юноша перелез через ограду моста, молча отправился в соседний квартал, нашёл бедную семью и ….
Придумайте своё продолжение этого рассказа
Творческая работа…
Определите заповеди милосердия, запишите их на свитках.
Рефлексия.
Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений.
Выскажитесь, как вам работалось сегодня? Какие были удачи? Что показалось трудным? Почему?
Принципы и правила ведения мастерской
1. Ценностно-смысловое равенствовсех участников, включая мастера – руководителя мастерской. На уроке нет «начальников» и «подчиненных».
2.Право каждого на ошибку.Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Самостоятельное исправление ошибки – путь к истине.
3. Безоценочная деятельность. Создание условий эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализация принципов «педагогики успеха», оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
4. Элемент неопределенности. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, дает ощущение внутренней свободы.
5. Предоставление свободы. Свобода в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
6. Диалог – главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, восхождения к новым истинам. Диалог дает возможность постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира.
7. Организация и перестройка пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть общее пространство, отдельные места для индивидуальной работы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.
8. Ограничение участия мастера-руководителя (учителя)на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некотором фиксировании достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу на равных.