ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ»
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ 2016 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания. Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу. СОДЕРЖАНИЕ 1. ФОНЕТИКА 2. ФРАЗЕОЛОГИЯ 3. ОРФОГРАФИЯ 4. ЛЕКСИКА ФОНЕТИКА
Задание 1. Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова.
Задание 5. Из названий каких букв можно приготовить пищу?
к – ка; ш – ша.
Названия каких двух букв составляют целую эпоху?
р – эр и а.
Задание 6.Фонетическая эстафета.
Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.
Задание 7.Соберите букет.
1-й вариант
Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.
2-й вариант
Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.
1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро). 2. Авось да как-нибудь до добра не ... (доведут). 3. Доброе ... и кошке приятно (слово). 4. Делу ..., потехе час (время). 5. Где тонко, там и ... (рвется). 6. Копейка ... бережет (рубль). 7. Один с сошкой, а ... с ложкой (семеро).
Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»
1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка ... (Афанасий). 2. Далеко ушли рыбаки в низовья ... и наконец остановились (Енисея). 3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда(тайга). 4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота ...(«Игарец»). 5. Фамилия автора рассказа (Астафьев). 6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря). 7. Заночевать решил Васютка на берегу ... (озера). 8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел ...(кедровку).
Игра «Лото»
Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.
Бабочка
Красная строка
Бегемот
Избивать
Штиль
Воитель
Пурпурный
Аспид
Голубой
Опрятный
Фуфайка
Болван
ОРФОГРАФИЯ Уроки-путешествия, уроки-сказки
Задание 1. Класс отправляется в путешествие. Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания.
На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.
Игра в мяч
Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.
Задание 4.Третий лишний.
Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.
Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.
ЛЕКСИКА
Задание 1.Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.
Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.
Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.
Зачеты в форме игры
Конкурс грамотеев
Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.
Аукционы
Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.
1. Назовите все морфологические признаки словаморковь. 2. Назовите слова, начинающиеся со слогабу. 3. Назовите все разряды местоимений.
Любопытный
Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц.
– Где был? – В чем перевозят бензин? – Что выписал из книги? – Какой струнный инструмент знаете? – Какое блюдо любите?