kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все дидактические игры записаны в данной программе по принципу: "от простого к сложному".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка»























Пояснительная записка.

Все дидактические игры записаны в данной программе по принципу: «от простого к сложному», т. е., если первая, например, игра заключается в простом распознавании сильной или слабой позиции гласных, то в следующих играх эти гласные нужно вставлять в слова. Следующее усложнение – подбор проверочных слов к словам с пропущенными орфограммами: этих пропущенных букв сначала одна, затем две, а потом даже эти орфограммы таковы, что их написание зависит от самого смысла предложения .

Кроме того разнообразны и сами формы проведения этих игр: это и соревнования игроков и их команд, эстафеты, лото и другое.

  1. Название: «Сильный – слабый»

Цель: умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

Методика: на доске записаны трёхсложные слова. Игрокам нужно обозначить сильную позицию гласного в каждом слове знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.

Словарный материал:

Колено

Бегуны

Часовой

Зимовка

Кормушка

Деловой

Храбрецы

Чистота

Борода

Сердечко

Старичок

Кислота

Горчица

Полотно

Травинка

Писатель



Примечание: количество слов и расположение их в столбиках может быть изменено в зависимости от числа играющих.


  1. Название: «Куда подевались звуки?»

Цель: умение определять сильные слабые позиции гласных звуков.

Методика проведения: на доске записано предложение. Дети должны списать его в тетрадь, а в скобках рядом написать, сколько в нём букв -о-, сколько в нём звуков -о-.

Дети также должны объяснить свой ответ (5 букв, о звуков).

Текстовый материал: Звонят во все колокола.

Примечание: предложение может быть любого содержания, а смысл задания остаётся.

  1. Название: «Три о».

Цель: умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

Методика: на доске в три столбика записаны трёхсложные слова с пропущенными гласными. Игрокам необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полученных словах сильную позицию гласного ударением и подчеркнуть гласные в слабых позициях.

Словарный материал:

М.л.к.

Х.р.ш.

Д.р.г.й

П.т.л.к

З.л.т.

П.л.т.н.

М.л.д.й

К.л.с.к

Т.л.кн.

Б.л.т.

П.в.д.к

Н.с.р.г

Х.л.дн.

К.г.т.к

Н.г.т.к

Г.л.с.к

Г.л.дн.

В.л.с.к

К.л.к.л

К.л.б.к

Примечание: количество столбцов и слов в них может быть изменено в зависимости от числа играющих или числа групп играющих.

  1. Название: «Поединок».

Цель: умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

Методика: играют два игрока. У каждого в руках список односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а противник в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

Словарный материал:

Стол

Сад

Пол

Лист

Мост

Винт

Глаз

Снег

Шип

Рог

Дом

Кот

Примечание:

Количество слов может быть изменено; вместо односложных слов детям можно предложить списки двусложных слов с корневым гласным в слабой позиции:

Дома

Дожди

Зима

Трава

Река

Носы

Нога

Змея

Возы

Ходить

Коты

Мосты

Методика: подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции.

  1. Название: «Лото»

Цель: умение находить среди множества слов нужное; умение находить проверочные слова к изучаемой орфограмме.

Раздаточный материал: карточка из плотной бумаге, на которой записаны слова с пропущенной орфограммой, фишки для закрывания слов.

Методика: учитель вынимает карточку с изображением и показывает игрокам. Они сопоставляют его со словами на своих карточках, и, если находят слово, объясняют правописание гласной, называют проверочное слово и закрывают после ответа слово на своей карточке. Игра заканчивается тогда когда кто-нибудь из детей закроет вперёд всех все слова. И этот ребёнок может стать ведущим.

Словарный материал:

Л.сёнок

Д.ревья

К.тёнок

Фл.жок

В.дро

Л.сток

.голки

Р.га

Л.нейка

Сн.жинка

Л.са

Цв.ток

Ч.сы

Б.чонок

Гр.бы

Пир.ги

Шт.ны

Ш.ры

Примечание: В зависимости от уровня подготовки учащихся можно использовать и по две-три карточки на игрока.

  1. Название: «Кто отгадает?»

Цель: умение отгадывать загадки; уметь проверять безударный гласный в корне.

Методика: к доске вызываются игроки (по числу подготовленных загадок). Каждому игроку нужно отгадать свою загадку, сказать, какая безударная гласная в корне слова – отгадки и как её проверить.

Текстовый материал:

  1. На стебельке сидит и усами шевелит. Разомнём его в ладони – золотым зерном набит. (Колос).

  2. Лежит верёвка, шипит плутовка. Брать опасно – укусит, ясно? (Змея).

  3. Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево).

  4. Утром падают всегда: не дождинки, не звезда, но сверкают в лопухах на опушках и лугах. (Роса).

  5. В белом поле на просторе

Я оставлю тонкий след,

Но жить он может много лет.

Примечание: число загадок может изменяться.

  1. Название: «Е или ё».

Цель: умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.

Методика: для двух команд на доске записаны столбики слов с безударными гласными-е-. Каждый игрок из команды должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную и записать справа проверочное слово.

Словарный материал:

сестра - … бревно - …

пчела - … стекло - …

слеза - … весло - …

весна - … зерно - …

черта - … гнездо - …

Примечание: игру можно повторять несколько раз с другими словами:

нести - … тепло - …

пестреть - … легко - …

тереть - … кленовый - …

темнеть - … медовый - …

лететь - … ледяной - …

  1. Название: «Смотри в корень».

Цель: усвоение различных способов проверки безударных гласных.

Методика: На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным словом пишется два родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне. Дети списывают текст с доски, обозначают ударение в однокоренных словах. Вставляют пропущенные безударные гласные.

Словарный материал:

бег – б.жать – б.гуны

боб – б.бы – б.бовый

бой – б.ец – б.евой

бок – б.ка – б.ковой

вар – в.рить – в.рёный

глаз – гл.зок – гл.за

место – м.ста – м.стечко

мир – м.рить – м.риться

море – м.ряк – м.рской

нос – н.сы – н.совой

пар – п.ровой – п.ровоз

год – г.довой – г.довик

дерево – д.ревья – д.ревянный

дождь – д.жди – д.ждевик

дом – д.ма – д.машний

зверь – зв.рёк – зв.ринец

звон – зв.нить – зв.нок

корм – к.рмить – к.рмушка

крик – кр.чать – кр. кун

лист – л.сток – л.сты

рог – р.га – р.гатый

окна - .кно - .кошко

доски – д.ска – д.щечка

перья – п.ро – п.рьевой

стонет – ст.нать – заст.нать

чешет – ч.сать – поч.сать



Примечание: игру можно повторять несколько раз на разных уроках и во внеклассной работе, используя не только вышеописанный материал, но и материал учебника.



  1. Название: «Кто быстрее?»

Цель: умение применять правило при выполнении практических упражнений.

Методика: на доске написаны слова с двумя безударными гласными в корне. Игрокам нужно вставить пропущенные гласные, подобрав по два проверочных слова.

Словарный материал:

к.л.сок д.р.вянный

г.л.ва з.л.неет

в.л.сок в.с.литься

д.р.гой в.ч.рок

м.л.дой д.ш.веет

Примечание: количество слов в столбцах может быть изменено по числу играющих.

  1. Название: «Кто больше?»

Цель: умение подобрать проверочные слова к пропущенной орфограмме.

Методика: учитель называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Игроки за одну минуту должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов к данному слову.

Словарный материал:

гр.за - …

сл.ны - …

с.лач - …

м.сты - …

в.рить - …

дер.во -…

п.ро - …

т.шина - …

з.мля - …

сн.жинка - …

тр.ва - …

пч.ла - …

ст.кло - …

р.са - …

гл.деть - …

Примечание: можно провести игру наоборот: учитель называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.

  1. Название: «Эстафета».

Цель: умение подбирать проверочные слова к слову с пропущенной орфограммой.

Методика: команды получают карточки со словами по числу игроков в команде. По сигналу учителя каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нём корень, ищет рядом проверочное слово, после чего передаёт карточку, сидящему за ним. Игрок, замыкающий колонку, заканчивает работу и возвращает карточку учителю.

Словарный материал:

гр.за - … р.ды - … м.сты - …

м.ста - … в.рить - … кр.чать - …

сл.ны - … т.шина - … б.жать - …

сл.ва - … д.ля - … д.ревья - …

х.лмы - … з.мля - … р.ка - …

м.ря - … сн.га - … с.лач - …

Примечание: Для эстафеты можно также использовать слова с двумя пропущенными буквами.

  1. Название: «Что пропущено?»

Цель: умение применять правило при выполнении практических упражнений.

Методика: класс делиться на три команды. На доске написано начало сказки. Нужно вставить пропущенные слова. Сначала работу выполняет первая команда, а затем работу продолжают и другие команды.

Текстовый материал:

Как у нас то к.зёл,

Как у нас то с.дой,

Что за умница был,

Сам и по воду х.дил,

Сам и кашу в.рил,

Деда с бабкой к.рмил.

Попр.сился к.з.лок

У бабушки во л.сок

- Пусти в поле во л.сок

На единый на ч.сок

Семь в.лков я убью,

Тебе шубу сошью.

Примечание: текст сказки можно продолжить на столько, чтобы каждому игроку досталось слово с пропущенной орфограммой.

  1. Название: «Чей ряд лучше?»

Цель: умение на слух определять орфограмму, проверять её.

Методика: учитель называет слово с безударной гласной в корне. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной буквой.

Словарный материал:

трава тянуть

роса скала

змея стекло

хитрец кисель

смягчить глядеть

кольцо краснеть

перо точить

чистота длина

храбрец трясти

окно пчела

Примечание: ряд слов можно продолжить, если дополнить словами из упражнений учебника.

  1. Название: «Различай на слух».

Цель: умение на слух определять слова с безударной гласной в корне, подбирая проверочные слова.

Методика: Для игры выбираются три игрока. Учитель читает каждому из игроков по четверостишию. Дети должны найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание.

Текстовый материал:

Мама простыни стирала

И на речке полоскала

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.



Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает

А на крыше мой флажок

Развивает ветерок.



К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на брёвнышко

Сел и посидел.


  1. Название: «Быстрый ответ».

Цель: умение применять правило при выполнении практических упражнений.

Методика: у учителя список слов с безударной гласной в корне; он по порядку читает по одному слову и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, подтверждая ответ проверочным словом.

Словарный материал:

ночной ходить

дождливый возить

хвастливый варить

холмистый терпеть

глазастый платить

тяжёлый косить

земной часы

морской старушка

лесной словарь

садовый тропинка

денёк линейка

Примечание: количество слов зависит от числа учащихся в классе.



  1. Название: «Спрашивай – отвечаем».

Цели: умение самостоятельно составлять слова с безударной поверяемой гласной в корне слова.

Методика: класс делиться на разные команды. Каждый игрок готовит по два слова с проверяемой безударной гласной в корне для задания «противнику».

Например: - какая безударная гласная в корне слова стрелять и как её проверить?

- безударная гласная-е-, проверочное слово – стрелы.

Примечание: Для достижения наибольшей продуктивности игры детям можно дать задание заранее, накануне.

  1. Название: «Конкурс знатоков».

Цель: умение проверять правило проверки безударных гласных в корне.

Методика: на столе учителя в перевёрнутом виде лежат карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная в корне. Каждый игрок отвечает сам за себя: подходит к столу, вытягивает любую карточку своей рукой, читает слово, вставляет пропущенную букву, доказывает её правописание проверочным словом.

Словарный материал:

Н.сы, р.га, в.дро, руч.ёк, п.ля, з.мля, к.за, р.ка, г.ра, б.жит, ч.стота, в.сна, бор.да, к.сель, с.рдечко, з.ма, р.чной, х.лодный, в.черний, ст.рик, п.ла, м.док.

Примечание: в таком виде игры можно использовать и слова с двумя пропущенными буквами.



  1. Название: «Заполни таблицу».

Цель: умение определять безударную гласную в корне слова, находить место слова в таблице.

Методика: на доске начерчена таблица. На столах детей перевёрнутые карточки со словами с пропущенной орфограммой. По заданию учителя ребёнок переворачивает карточку, читает слово, объясняет его правописание, вписывает в нужный столбик.

Е

И

А

О





п…ля

з…мля

з…ма

ст…арик



земля

Примечание: словарный материал можно взять из предыдущих упражнений.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактические игры на уроках русского языка

Автор: Вышлова Ирина Ивановна

Дата: 23.04.2018

Номер свидетельства: 467359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Сборник дидактических игр по русскому языку для учащихся начальной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "sbornik_didakticheskikh_igr_po_russkomu_iazyku_dlia_uchashchikhsia_nachalnoi_shk"
    ["file_id"] => string(6) "609424"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1654865843"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства