Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка»
Пояснительная записка.
Все дидактические игры записаны в данной программе по принципу: «от простого к сложному», т. е., если первая, например, игра заключается в простом распознавании сильной или слабой позиции гласных, то в следующих играх эти гласные нужно вставлять в слова. Следующее усложнение – подбор проверочных слов к словам с пропущенными орфограммами: этих пропущенных букв сначала одна, затем две, а потом даже эти орфограммы таковы, что их написание зависит от самого смысла предложения .
Кроме того разнообразны и сами формы проведения этих игр: это и соревнования игроков и их команд, эстафеты, лото и другое.
Название: «Сильный – слабый»
Цель: умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.
Методика: на доске записаны трёхсложные слова. Игрокам нужно обозначить сильную позицию гласного в каждом слове знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.
Словарный материал:
Колено
Бегуны
Часовой
Зимовка
Кормушка
Деловой
Храбрецы
Чистота
Борода
Сердечко
Старичок
Кислота
Горчица
Полотно
Травинка
Писатель
Примечание: количество слов и расположение их в столбиках может быть изменено в зависимости от числа играющих.
Название: «Куда подевались звуки?»
Цель: умение определять сильные слабые позиции гласных звуков.
Методика проведения: на доске записано предложение. Дети должны списать его в тетрадь, а в скобках рядом написать, сколько в нём букв -о-, сколько в нём звуков -о-.
Дети также должны объяснить свой ответ (5 букв, о звуков).
Текстовый материал: Звонят во все колокола.
Примечание: предложение может быть любого содержания, а смысл задания остаётся.
Название: «Три о».
Цель: умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.
Методика: на доске в три столбика записаны трёхсложные слова с пропущенными гласными. Игрокам необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полученных словах сильную позицию гласного ударением и подчеркнуть гласные в слабых позициях.
Словарный материал:
М.л.к.
Х.р.ш.
Д.р.г.й
П.т.л.к
З.л.т.
П.л.т.н.
М.л.д.й
К.л.с.к
Т.л.кн.
Б.л.т.
П.в.д.к
Н.с.р.г
Х.л.дн.
К.г.т.к
Н.г.т.к
Г.л.с.к
Г.л.дн.
В.л.с.к
К.л.к.л
К.л.б.к
Примечание: количество столбцов и слов в них может быть изменено в зависимости от числа играющих или числа групп играющих.
Название: «Поединок».
Цель: умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.
Методика: играют два игрока. У каждого в руках список односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а противник в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.
Словарный материал:
Стол
Сад
Пол
Лист
Мост
Винт
Глаз
Снег
Шип
Рог
Дом
Кот
Примечание:
Количество слов может быть изменено; вместо односложных слов детям можно предложить списки двусложных слов с корневым гласным в слабой позиции:
Дома
Дожди
Зима
Трава
Река
Носы
Нога
Змея
Возы
Ходить
Коты
Мосты
Методика: подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции.
Название: «Лото»
Цель: умение находить среди множества слов нужное; умение находить проверочные слова к изучаемой орфограмме.
Раздаточный материал: карточка из плотной бумаге, на которой записаны слова с пропущенной орфограммой, фишки для закрывания слов.
Методика: учитель вынимает карточку с изображением и показывает игрокам. Они сопоставляют его со словами на своих карточках, и, если находят слово, объясняют правописание гласной, называют проверочное слово и закрывают после ответа слово на своей карточке. Игра заканчивается тогда когда кто-нибудь из детей закроет вперёд всех все слова. И этот ребёнок может стать ведущим.
Словарный материал:
Л.сёнок
Д.ревья
К.тёнок
Фл.жок
В.дро
Л.сток
.голки
Р.га
Л.нейка
Сн.жинка
Л.са
Цв.ток
Ч.сы
Б.чонок
Гр.бы
Пир.ги
Шт.ны
Ш.ры
Примечание: В зависимости от уровня подготовки учащихся можно использовать и по две-три карточки на игрока.
Название: «Кто отгадает?»
Цель: умение отгадывать загадки; уметь проверять безударный гласный в корне.
Методика: к доске вызываются игроки (по числу подготовленных загадок). Каждому игроку нужно отгадать свою загадку, сказать, какая безударная гласная в корне слова – отгадки и как её проверить.
Текстовый материал:
На стебельке сидит и усами шевелит. Разомнём его в ладони – золотым зерном набит. (Колос).
Лежит верёвка, шипит плутовка. Брать опасно – укусит, ясно? (Змея).
Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево).
Утром падают всегда: не дождинки, не звезда, но сверкают в лопухах на опушках и лугах. (Роса).
В белом поле на просторе
Я оставлю тонкий след,
Но жить он может много лет.
Примечание: число загадок может изменяться.
Название: «Е или ё».
Цель: умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.
Методика: для двух команд на доске записаны столбики слов с безударными гласными-е-. Каждый игрок из команды должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную и записать справа проверочное слово.
Словарный материал:
сестра - … бревно - …
пчела - … стекло - …
слеза - … весло - …
весна - … зерно - …
черта - … гнездо - …
Примечание: игру можно повторять несколько раз с другими словами:
нести - … тепло - …
пестреть - … легко - …
тереть - … кленовый - …
темнеть - … медовый - …
лететь - … ледяной - …
Название: «Смотри в корень».
Цель: усвоение различных способов проверки безударных гласных.
Методика: На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным словом пишется два родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне. Дети списывают текст с доски, обозначают ударение в однокоренных словах. Вставляют пропущенные безударные гласные.
Словарный материал:
бег – б.жать – б.гуны
боб – б.бы – б.бовый
бой – б.ец – б.евой
бок – б.ка – б.ковой
вар – в.рить – в.рёный
глаз – гл.зок – гл.за
место – м.ста – м.стечко
мир – м.рить – м.риться
море – м.ряк – м.рской
нос – н.сы – н.совой
пар – п.ровой – п.ровоз
год – г.довой – г.довик
дерево – д.ревья – д.ревянный
дождь – д.жди – д.ждевик
дом – д.ма – д.машний
зверь – зв.рёк – зв.ринец
звон – зв.нить – зв.нок
корм – к.рмить – к.рмушка
крик – кр.чать – кр. кун
лист – л.сток – л.сты
рог – р.га – р.гатый
окна - .кно - .кошко
доски – д.ска – д.щечка
перья – п.ро – п.рьевой
стонет – ст.нать – заст.нать
чешет – ч.сать – поч.сать
Примечание: игру можно повторять несколько раз на разных уроках и во внеклассной работе, используя не только вышеописанный материал, но и материал учебника.
Название: «Кто быстрее?»
Цель: умение применять правило при выполнении практических упражнений.
Методика: на доске написаны слова с двумя безударными гласными в корне. Игрокам нужно вставить пропущенные гласные, подобрав по два проверочных слова.
Словарный материал:
к.л.сок д.р.вянный
г.л.ва з.л.неет
в.л.сок в.с.литься
д.р.гой в.ч.рок
м.л.дой д.ш.веет
Примечание: количество слов в столбцах может быть изменено по числу играющих.
Название: «Кто больше?»
Цель: умение подобрать проверочные слова к пропущенной орфограмме.
Методика: учитель называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Игроки за одну минуту должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов к данному слову.
Словарный материал:
гр.за - …
сл.ны - …
с.лач - …
м.сты - …
в.рить - …
дер.во -…
п.ро - …
т.шина - …
з.мля - …
сн.жинка - …
тр.ва - …
пч.ла - …
ст.кло - …
р.са - …
гл.деть - …
Примечание: можно провести игру наоборот: учитель называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.
Название: «Эстафета».
Цель: умение подбирать проверочные слова к слову с пропущенной орфограммой.
Методика: команды получают карточки со словами по числу игроков в команде. По сигналу учителя каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нём корень, ищет рядом проверочное слово, после чего передаёт карточку, сидящему за ним. Игрок, замыкающий колонку, заканчивает работу и возвращает карточку учителю.
Словарный материал:
гр.за - … р.ды - … м.сты - …
м.ста - … в.рить - … кр.чать - …
сл.ны - … т.шина - … б.жать - …
сл.ва - … д.ля - … д.ревья - …
х.лмы - … з.мля - … р.ка - …
м.ря - … сн.га - … с.лач - …
Примечание: Для эстафеты можно также использовать слова с двумя пропущенными буквами.
Название: «Что пропущено?»
Цель: умение применять правило при выполнении практических упражнений.
Методика: класс делиться на три команды. На доске написано начало сказки. Нужно вставить пропущенные слова. Сначала работу выполняет первая команда, а затем работу продолжают и другие команды.
Текстовый материал:
Как у нас то к.зёл,
Как у нас то с.дой,
Что за умница был,
Сам и по воду х.дил,
Сам и кашу в.рил,
Деда с бабкой к.рмил.
Попр.сился к.з.лок
У бабушки во л.сок
- Пусти в поле во л.сок
На единый на ч.сок
Семь в.лков я убью,
Тебе шубу сошью.
Примечание: текст сказки можно продолжить на столько, чтобы каждому игроку досталось слово с пропущенной орфограммой.
Название: «Чей ряд лучше?»
Цель: умение на слух определять орфограмму, проверять её.
Методика: учитель называет слово с безударной гласной в корне. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной буквой.
Словарный материал:
трава тянуть
роса скала
змея стекло
хитрец кисель
смягчить глядеть
кольцо краснеть
перо точить
чистота длина
храбрец трясти
окно пчела
Примечание: ряд слов можно продолжить, если дополнить словами из упражнений учебника.
Название: «Различай на слух».
Цель: умение на слух определять слова с безударной гласной в корне, подбирая проверочные слова.
Методика: Для игры выбираются три игрока. Учитель читает каждому из игроков по четверостишию. Дети должны найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание.
Текстовый материал:
Мама простыни стирала
И на речке полоскала
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает
А на крыше мой флажок
Развивает ветерок.
К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на брёвнышко
Сел и посидел.
Название: «Быстрый ответ».
Цель: умение применять правило при выполнении практических упражнений.
Методика: у учителя список слов с безударной гласной в корне; он по порядку читает по одному слову и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, подтверждая ответ проверочным словом.
Словарный материал:
ночной ходить
дождливый возить
хвастливый варить
холмистый терпеть
глазастый платить
тяжёлый косить
земной часы
морской старушка
лесной словарь
садовый тропинка
денёк линейка
Примечание: количество слов зависит от числа учащихся в классе.
Название: «Спрашивай – отвечаем».
Цели: умение самостоятельно составлять слова с безударной поверяемой гласной в корне слова.
Методика: класс делиться на разные команды. Каждый игрок готовит по два слова с проверяемой безударной гласной в корне для задания «противнику».
Например: - какая безударная гласная в корне слова стрелять и как её проверить?
- безударная гласная-е-, проверочное слово – стрелы.
Примечание: Для достижения наибольшей продуктивности игры детям можно дать задание заранее, накануне.
Название: «Конкурс знатоков».
Цель: умение проверять правило проверки безударных гласных в корне.
Методика: на столе учителя в перевёрнутом виде лежат карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная в корне. Каждый игрок отвечает сам за себя: подходит к столу, вытягивает любую карточку своей рукой, читает слово, вставляет пропущенную букву, доказывает её правописание проверочным словом.
Примечание: в таком виде игры можно использовать и слова с двумя пропущенными буквами.
Название: «Заполни таблицу».
Цель: умение определять безударную гласную в корне слова, находить место слова в таблице.
Методика: на доске начерчена таблица. На столах детей перевёрнутые карточки со словами с пропущенной орфограммой. По заданию учителя ребёнок переворачивает карточку, читает слово, объясняет его правописание, вписывает в нужный столбик.
Е
И
А
О
п…ля
з…мля
з…ма
ст…арик
земля
Примечание: словарный материал можно взять из предыдущих упражнений.