kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры по познанию мира "Познаём играя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Игра есть возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»

                         Я. Корчак.                                                                              

Большую роль в экологическом воспитании школьников играют методы и формы работы с детьми.

К числу адекватных методов, которые позволят сформировать у них начало экологической культуры можно отнести игру-деятельность, которая преобладает в жизни школьников.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

С помощью игры решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.

Можно использовать разные виды игр:

- дидактические,словесные, подвижные.

   Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, оказывает влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Игра вызывает у детей активную работу мысли. Способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

С помощью дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:

- находить характерные признаки в объектах и явлениях природы;

- сравнивать, группировать, классифицировать объекты природы по определенным признакам;

- делать правильные выводы, обобщения.

У детей формируются нравственные представления:

- о бережном отношении к окружающей природе;

- о нормах поведения в природе, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

- о положительных и отрицательных качествах личности.

      В данной  брошюре приведена подборка дидактических, словесных, подвижных игр, кроссвордов, викторин, ребусов, загадок, которые помогут учителю вызвать интерес к предмету, снять напряжение и  усталость у детей, получить новые знания, играя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по познанию мира "Познаём играя" »

ГУ «Отдел образования Узункольского района»

Суворовская средняя школа




Дидактические игры

по познанию мира

Познаём играя



Составитель учитель начальных классов

Матяш С.А.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Игра есть возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»

Я. Корчак.

Большую роль в экологическом воспитании школьников играют методы и формы работы с детьми.

К числу адекватных методов, которые позволят сформировать у них начало экологической культуры можно отнести игру-деятельность, которая преобладает в жизни школьников.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

С помощью игры решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.

Можно использовать разные виды игр:

- дидактические ,словесные, подвижные.

Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, оказывает влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Игра вызывает у детей активную работу мысли. Способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

С помощью дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:

- находить характерные признаки в объектах и явлениях природы;

- сравнивать, группировать, классифицировать объекты природы по определенным признакам;

- делать правильные выводы, обобщения.

У детей формируются нравственные представления:

- о бережном отношении к окружающей природе;

- о нормах поведения в природе, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

- о положительных и отрицательных качествах личности.

В данной брошюре приведена подборка дидактических, словесных, подвижных игр, кроссвордов, викторин, ребусов, загадок, которые помогут учителю вызвать интерес к предмету, снять напряжение и усталость у детей, получить новые знания, играя.

 

Дидактические игры

 

«Угадай, какой наш дом»

 

Дидактическая задача: описать деревья и найти их по описанию

 

Ход игры:

Игру проводят в парке, сквере, лесу. Выбирается водящий, остальные делятся на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение «Дом», в котором живут дети.

Цвет ствола, высота дерева, величина листьев, высота дерева, плоды, семена.

 

«Когда это бывает?»

  Можно проводить игру:

 - по временам года;

- частям суток (что делают звери, что делают птицы, как ведут себя растения, что делают люди);

- используются тематические картинки, показ движениями (животные, люди), голосами;

 

«Что мы делаем?» - игра-имитация

- времена года;

- части суток;

Дети движениями показывают какие-либо действия, остальные должны угадать (копают землю, плавают, играют в снежки, спят, играют…)

 

«Волшебный мешочек» (сенсорика)

 Развивать умения определять предмет на ощупь, по запаху, вкусу… размер, форма.

В мешочке различные предметы. Возможны:

- шишки, желуди, каштаны, орехи;

- яблоко, груша, слива;

- перья, камни, предметы из дерева;

 

 

 

 

«Загадай, мы отгадаем»

 

Дидактическая задача: описать предметы и найти по описанию.

Игровые действия: загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила: описания давать в принятом порядке: форма, окраска, вкус, запах. Называть предмет при описании нельзя.

Ход игры:

На краю стола лежат овощи и фрукты, чтобы всем были видны детали их формы, неравномерность окраски.

Один ребенок описывает предмет, другой отгадывает. Тот, кто рассказывает, не должен постоянно смотреть на тот овощ или фрукт, о котором идет речь.

 

«Не сорока, не ворона...»

 Педагогическая задача: проверить, узнают ли дети разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности.

 

Дети делятся на две команды.

Готовятся карточки:

1 команда - снегирь, аист, удод, воробей, пингвин, чайка, зяблик, сорока;

2 команда - голубь, дятел, сова, кукушка, страус, синица, глухарь, ворона.

Не сорока, не ворона и не чайка.

А какая это птица? Отгадай-ка!

 

Ответ: не сорока, не ворона, а …

 

Не сорока, не ворона, не синица.

Так, скажи-ка, как зовется эта птица?

 

За правильный ответ – очко.

 

 

Игра «Путаница»

 

Задание: Закрепить знание места произрастания растений.

 

Ход игры:

Учитель подкладывает картинки с изображением луговых растений под картинки с изображением водоема и наоборот. Дети должны исправить ошибки.

 

Игра «Природа – не природа»

 Игра проводится по принципу игры «Летает – не летает».

Вопрос к детям: Что такое природа?

Ответы детей

 

Набор карточек с объектами природы и объектами, созданными руками человека.

При показе карточек дети отвечают: «природа» - «не природа». Образуется две стопочки.

Подвести детей к мысли, что объекты, сделанные руками человека - это не природа.

Сформулировать определение:

Природа – это все, что нас окружает, кроме того, что сделано руками человека.

 

Примечания:

1. Взяв карточку с изображением карандаша, можно говорить о том, что сделанный руками человека, карандаш все-таки состоит из природных материалов.

2. Эти карточки можно использовать для знакомства с понятием «живое» - «неживое».

Дать понятие о взаимосвязях в природе: между растениями и животными, между разными видами растениями растений (животных), между живой и неживой природой.

Обсудите с детьми вопрос о том, нужны ли растениям и животным вода и воздух?

Часто на вопрос: «Зачем нужен ветер?»

Дети отвечают: «Чтобы было прохладно».

 

Игра: «Узнай растение (животное) по описанию»

 Ход игры: Открытки с изображением растений или животных, учитель дает их устное описание. Кто угадает – открытка.

 

Игра: «Диспут»

 Две команды. Выбирается объект (волк).

1 команда – говорит все хорошее.

2 команда – все плохое.

Потом меняются ролями.

«Я оптимист» - докажи, что все хорошо (иметь телефон хорошо, потому что…).

«Я пессимист» - это плохо, потому что…

Игра «Паутина жизни»

Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.

Игра «Воронья охота»

Эта игра заключается в поиске различных природных предметов. Детям выдаются «охотничьи» списки, содержащие перечисление этих предметов. Их поиски потребуют от детей не только внимательности, но и творческого подхода. Мы приводим здесь пример такого списка, но вы можете сами включить в него те предметы, которые дети могут найти в вашей местности.

Охотничий список:
1. Перышко
2. Семечко растения, принесенное ветром
3. 100 штук чего-нибудь
4. Кленовый лист
5. Колючка
6. Косточка
7. Три различных семечка
8. Что-нибудь круглое
9. Скорлупка от яйца
10. Что-нибудь ворсистое или пушистое
11. Что-нибудь острое
12. Кусочек шерсти
13.Что-нибудь совершенно прямое
14. Что-нибудь красивое
15. Что-нибудь совершенно бесполезное для природы. (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое предназначение!)
16. Жеваный листок (не тобой!)
17. Что-то, что может шуметь
18. Что-нибудь белое
19. Что-нибудь очень важное для природы. (В природе ВСЕ важно - даже ядовитые растения!)
21. Что-нибудь мягкое
22. Солнечная ловушка. (Это все, что ловит солнечное тепло - вода, камни, растения, животные.)
23. Большая улыбка



Игра «Найди своего детеныша»

Для этой игры вам потребуются контейнеры для распознавания запахов – коробочки от фотопленки или киндер-сюрпризов, содержащие кусочки ваты, смоченные различными ароматическими веществами (духами, маслами, эссенциями и т.д.)
Разделите класс на две команды. Объясните, что дети одной команды будут животными-мамами, а дети другой - их детенышами. Расскажите детям, что каждый вид живых существ имеет свой особый запах, отличающийся от запаха всех других животных. Скажите также, что каждая мама инстинктивно знает запах своего чада.

Предложите «мамам» встать в одном углу комнаты, а «детенышам» - в другом. Дайте каждой «маме» контейнер и попросите запомнить его запах. Затем соберите контейнеры, перемешайте их и раздайте «детенышам». Объясните, что теперь каждая «мама» должна попытаться по запаху найти своего «детеныша». (Пусть ребята из команды «детенышей» стоят в ряд, держа раскрытые контейнеры перед собой, - так «мамам» будет удобнее вести поиск.) После того как все «мамы» найдут своих «детенышей», проверьте номера контейнеров, чтобы убедиться в правильности выбора. Затем предложите командам поменяться ролями и повторить игру.

Игра-задание «Подбери клюв»

Для проведения этой игры подготовьте «птичью еду» разного вида: ягоды в высокой бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т.д. Объясните детям, что их задача заключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий клюв. В качестве «клювов» предложите им самые разные предметы: острые палочки, щипцы, лопатки, шумовки и т.д. Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся еду, превращается в птицу и ищет себе такой клюв, которым можно ухватить эту еду. Если два (или более) ребенка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь место в природе: две птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли птица питаться пищей разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пищей?»

Словесные игры

«Хищник – добыча»

Дидактическая задача: закрепить понятие и представление связи «Хищник – добыча».

Правила: пойманным считается то животное, которым питается данный хищник.

Ход игры:

Воспитатель выбирает двух детей, предлагает каждому из них назвать любое известное им животное – хищника. Остальным участникам выдает картинки с изображением других животных. Хищники ловят добычу: лиса – заяц, утка, мышь, еж, лягушка…

Побеждает тот, кто поймает больше «своей» добычи.

 

«Пищевые цепочки»

Дидактическая задача: закрепить знания о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы, подвести к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы. Оборудование: несколько бечевок.

Игровые действия: поиск органически связанных элементов экосистемы.

Игровые правила: звеном цепочки с определенным названием становится ребенок, который правильно назвал объект природы.

Ход игры:

Учитель предлагает детям назвать любое растение или дерево, произрастающее в данной местности – ЕЛЬ. Тому, кто первый назвал, присваивается данное имя. И дается в руки кусок бечевки. Учитель задает детям вопрос: «Как связано это дерево с другими объектами природы?» (На ели питаются клесты, белка, короед, гусеница). Детям, назвавшим эти имена, они присваиваются, они берутся за другой конец бечевки, соединяющий их с елью.

Далее учитель спрашивает: «Кто питается гусеницами, бабочками? (Дятел, лягушка, жаба, еж…). При этом ГУСЕНИЦЕ в другую руку дается конец второй бечевки, соединяющей ее с ДЯТЛОМ, ЕЖОМ…

Таким образом, воспитатель вместе с детьми «плетет сеть» до тех пор, пока все объекты природы не будут объединены в свою «собственную» экосистему.

Чтобы убедиться, что каждый важен для всей системы, можно извлечь одно из звеньев «пищевой цепочки» (Например, ДЯТЛА). Уходя, ДЯТЕЛ дергает за бечевку.

Игра «Пищевая цепочка»

Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек).

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.



Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»

Раздайте каждому ребенку по карточке с названием одного из компонентов Солнечной системы (Солнца и девяти планет). Выучите с детьми считалку и попросите их выстроиться в том порядке, который соответствует порядку расположения небесных тел в Солнечной системе. По вашему сигналу все «небесные тела» должны прийти в движение – начать вращение вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Считалка:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
А потом – Уран, Нептун.

Дальше всех от нас Плутон…
Наше Солнце – чемпион!

Игра-викторина «Что в лесу растет. Кто в лесу живет»

Это одна из дидактических (познавательных) игр.

Цель игры: углубление и обобщение знаний детей о растениях, грибах, животных ближайшего природного окружения и о местах их обитания.

Игру целесообразно провести в виде воображаемого путешествия в лес. Для ее организации необходимо создать соответствующее настроение: собирались в лес на прогулку, но препятствует затяжное ненастье, в лесу сыро, неуютно. Что делать? Тогда совершим воображаемое путешествие
в лес. Согласны? А лесные обитатели - деревья, кустарники, травы, насекомые, грибы, звери, птицы - сами пожаловали в гости к детям! Глядите! На полочках, на стене появляются гербарии, рисунки, фотографии,

коллекции, ветви, листья, небольшие букетики лесных цветов. На большом
ватманском листе - лес, на лесной тропинке - звери и птицы, ягодные кустарнички. Рядом еще один большой лист- на нем крупно под цифрами написаны загадки о природных объектах, изображенных вдоль лесной тропинки (тоже под соответствующими номерами).

Организатор игры предлагает детям пойти вдоль лесной тропинки. «Не пугайтесь! - обращается он к ребятам. – Вы не заблудитесь в лесу: дорогу вам укажут растения и животные. Какие растения и животные встретятся вам на пути? Узнать их помогут рисунки и загадки. Первые буквы отгадок (названия растении, грибов, животных) подскажут нам название сегодняшнего путешествия в лес. Запишите отгадки столбиком под соответствующими номерами. Итак, в путь!»

Дети получают листы бумаги, заранее подготовленные для игры:

Игра-викторина «_______________________________»

(название дети напишут после завершения игры).
Каждый подписывает на листе свою фамилию, чтобы можно было отметить победителей - Лучших Знатоков Леса. На листе приведены горизонтальные полоски с интервалами, в которых дети напишут название викторины. Полоски для слов обозначены цифрами. Таким образом, лист будет выглядеть так:

Игра-викторина «_______________________»

Фамилия, имя школьника:_________________________

Природные объекты, изображенные вдоль тропинки, а следовательно, и загадки можно изменить. Например, сфагнум (мох) могут угадать не все младшие школьники. Вместо сфагнума можно нарисовать сосну, смородину, сыроежки и подобрать к рисункам загадки соответствующею содержания.

Получив листы и подписав их, дети отправляются в путешествие вдоль лесной тропинки - самостоятельно или под руководством взрослого. В комнате в этот момент будет шумно и весело: дети совещаются между собой, но списывать ответы не разрешается - ведь надо выявить Лучшего Знатока Леса! Слышен гул голосов, дети читают загадки, рассматривают рисунки на таблице.

После проверки выполненных работ специальным жюри, членами которого могут быть и старшеклассники, торжественно отмечают и чествуют победителей викторины. Лучших награждают значками, медалями, памятными подарками - игрушками, книгами... Проведение подобных игр-
викторин способствует углублению знаний детей об объектах природы.

Возможны и другие варианты проведения тематических игр-викторин: с рисунками к загадкам - их расположение в определенной последовательности; подбор к предложенной теме игры объектов природы. Например, подобным образом была проведена игра-викторина «Ребята, берегите природу!».

Игра-викторина «Что в лесу растет, кто в лесу живет» особенно целесообразна на итоговом уроке «Животный и растительный мир леса».

Большим успехом у детей пользуются игры-викторины на разнообразные темы с обучающими, воспитывающими и развивающими загадками. Например игра-викторина об обитателях лесного сообщества «Что в лесу растет, кто в лесу живет». Оформлять ее можно по-разному: планшет, на
котором изображена лесная тропинка, а вдоль нее под номерами - изображения растений, грибов, которые нужно определить и подписать на своем листе под соответствующими номерами. Или дать каждому ученику лист бумаги с отксерокопированными рисунками лесных обитателей, их
надо раскрасить, подписать, можно подобрать к ним загадки. Одним словом, проведение таких дидактических игр-викторин во многом зависит от творчества учителя, его возможностей. Ниже приведено описание игры викторины, имеющей универсальный характер применения - и в летнем лагере, и на занятиях кружка или факультатива, и в учебной работе.


Загадки к викторине «Что и лесу растет, кто в лесу живет»

1. На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил.
Вся поляна - в черных точках
У зеленых сосен.
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот. кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.


2. Посмотрите на лист изображенного растения, и вам станет ясно, откуда пошло название этого лекарственного растения, которым лечат раны, останавливают кровотечения...

3. Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Много нас, грибочков-братьев.
Утром в теплый летний день
Любим мы гурьбой забраться
На трухлявый старый пень.


4. Четыре листа - вроде креста,
Да черный глаз глядит на нас.


5. Не сосна я и не елка.
Только осень на порог -
Скину с веток все иголки
До единой точно в срок.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.


6. На малину плод похож,
Куст колючий, словно еж.


7. Стоит столб до небес,
А на нем - шатер-навес.
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной, зеленый.

Есть, оказывается, немало растений, названия которых связаны с представителями змей:

8. Вид у нас совсем не страшен.
Мы зелены и свежи.
Хоть во все названья наши
Влезли мирные ужи.

Например, вот это не совсем обычное растение. Оно имеет своеобразное строение: один- единственный лист и спороносный колосок, напоминающий ужа.

9. Ягоды - не сладость,
Зато глазу - радость.
И лесам - украшение.
И дроздам - угощение.


10. Стоит цвет-самоцвет.
Глазки -разноглазкн.



11. Семь сестричек - лесовичек
Платья сшили к лету.
Разные по цвету.


12. Вечнозеленый стелющийся кустарник, похожий на бруснику. Однако

ярко-красные ягоды его не съедобны. Листья по внешнему виду

напоминают уши медведя, и в народе это растение называют медвежье ухо, а научное название его...

13. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.


14. То ли с крыши, то ли с неба
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка?


15. В одежде богатой,
А сам слеповатый.
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
Под землею коридоры,
Переходов целых сто.
Там сидит хозяин в темном
Меховом своем пальто.


16. Иду я на лыжах... Вижу, на поляне - высокие березы, на березах - птицы кормятся почками. Долго я любовался ими, но вдруг все птицы сорвались вниз и зарылись и рыхлый снег! Что за птицы?

17. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.


18. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Карр! карр! карр!»


19. Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.


20. Лесной хищник, внешне напоминающий собаку и американского енота.

Мех у этого хищника грязновато-серый с бурым оттенком, не красивый,

но очень прочный.






21. У него глаза большие.

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

Всю ночь она летает,

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.


22. Это кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно.

Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны.


23. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.



24. Рано-рано на рассвете
Сквозь листву затрепещу.
То спою на зависть флейте,
То, как кошка, запищу.



25. Зубоватый, сероватый,

По полям рыщет, телят ищет.



26. В густом лесу под елками
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой.
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери
Но ко мне не входят звери.


27. Самый крупный и сильный полосатый хищник из семейства кошачьих на территории нашей страны.


Ответы на загадки викторины
«Что в лесу растет. Кто в лесу живет»

1. Черника (черемуха, чистотел).

2. Тысячелистник (таволга).

3. Опята (осина, одуванчик, ольха).

4. Вороний глаз (волчье лыко, вероника дубравная, ветреница).

5. Лиственница (липа, ландыш майский, лисички).

6. Ежевика.

7. Сосна.

8. Ужовник.

9. Рябина.

10. Анютины глазки - фиалка.

11. Сыроежки.

12. Толокнянка.

13. Елка-ель.

14. Тополь.

15. Крот.

16. Тетерев.

17. Олень.

18. Ворона.

19. Лось.

20. Енотовидная собака.

21. Сова.

22. Уж.

23. Жук.

24. Иволга.

25. Волк.

26. Еж.

27. Тигр.









Кроссворды

Младшие школьники любят отгадывать доступные для их возраста кроссворды - «кроссворденки», как они именуются в газетах. В них тоже широко используются загадки. Особый интерес для детей имеют тематические кроссворды, например «Букет цветов», «В грибном царстве».


Кроссворд «В грибном царстве»

Можно предложить три варианта кроссвордов.

Первый - с рисунками грибов под соответствующими номерами. Нужно, чтобы грибы были узнаваемыми. Рисунки могут быть силуэтными - дети их закрасят при разгадывании кроссворда.

Второй - кроссворд с подборкой загадок о грибах под соответствующими цифрами.

Третий - с рисунками и загадками, в которых даны образ предмета и его словесное описание. Это наиболее ценный в познавательном и воспитательном плане вариант игры.


Примерные загадки к кроссворду (их можно разнообразить):

1. Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке. Подосиновик.

2. Рыжая шляпка, рыжий пенек, рыжий грибок, полезай в кузовок! Рыжик.

3. Под березой - старичок, на нем - бурый колпачок. Подберезовик.

4. На бору, на яру стоит мужичок - красный колпачок. Мухомор.

5. Стоит Лукашка - белая рубашка, а шляпка надета шоколадного цвета. Белый.

6. На лужайке растет гриб -
Круглый, белый... Дождивик.

7. Золотистые девицы.
Очень дружные сестрицы,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. Лисички.

8. Стоит мальчонка - замаслена шапчонка. Масленок.

9. Полосатые грибки притаились у сосны,

И по шляпке, и по ножке все на рыжики похожие.
Только рыжиково дно каждой складочкой красно,
А на донце у грибков - розоватый балахон. Волнушки.


Интересные кроссворды можно составить, используя для названия первые буквы угаданных объектов.

Кроссворд «Карнавал цветов»

Колокольчик. Анемон. Ромашка. Нивяник. Анютины глазки. Василек. Анемон. Ландыш - первое слово.

Цикорий. Вероника. Ежевика. Тысячелистник. Очиток. Ветреница - второе слово.

Можно брать любые темы, любые названия, важно понять принцип построения кроссвордов по начальным буквам названий природных объектов.

Иногда учителя используют и своей работе чайнворды. Особенно их любят географы. В игре называют первый географический объект, например города: Караганда - по последней букве называют другой город-Аркалык, затем -Курган и т.д. Так и в игре на природоведческую тематику, например «Обитатели леса»: дятел - лиса - аполлон (бабочка) - недотрога - анютины глазки - ирис - сорока и т.д.


Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при их
пересечении можно было прочитать слово другого значения.


I.


2- Ива 8-Дуб

7-Береза 3- Смородина
1-Клен 5- Орешник

4-Лиственница 6- Липа


Задание: Рассмотри рисунки. С каких деревьев и кустарников опали листья?
Впиши их названия соответственно цифрам.


II. Тема: «Строение растений».

По горизонтали: 1. Эта часть растет вниз, находится в почве. 2. Эти части
растут на стеблях, при их помощи растения питаются и дышат. 3. Эта часть
образуется на стебле, из него развивается плод.

По вертикали: 4. Эта часть образуется из цветка, в нем развиваются семена. 5. Эта часть растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода.

6. Они находятся в плодах, ими растения размножаются.


Задание: Впишите в кроссворд названия частей растений соответственно
цифрам.




III. Тема: «Круговорот воды в природе».

1,2,3 - состояние воды

4 - условие, при котором вода бывает в различных состояниях.


Задание: Разгадайте кроссворд.


IV. Тема: «Растения и животные леса».

1. Хвойное дерево - новогодняя гостья.

2. Лиственное дерево - медонос.

3. Хвойное дерево, листья по два в пучке, иногда по пять. Называют деревом
здоровья.

4. Хвойное дерево.

5. Лиственное растение, может быть и деревом и кустарником, растет по берегам рек, называют «плакучая».

6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору.

7. Лиственное дерево, листья из пяти лопастей, похожих на раскрытую
ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты.

8. Лиственное дерево - пионер, первым заселяет свободные открытые
пространства.

9. Лиственное дерево, имеет плоды, которые висят целыми гроздьями. Плоды красного цвета, ими зимой питаются дрозды, снегири.

10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах,
парках.

11. Лиственное дерево, зацветает весной до распускания листьев. Осенью
листья, вплоть до опадения, остаются зелеными.

Задание: Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовете растения, то под цифрой 12 прочтете название дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.



Занимательно-дидактический материал к урокам познания мира


1) Игра «Чьи это детки?»

Учитель показывает семена растений и плодов, а дети называют их: семена подсолнечника, арбуза, огурца и др.; косточки вишни, сливы, абрикоса и др.; желудь (дуб), шишки (ель, сосна), сережки (береза).


2) Игра «Назови первый зимний месяц».

Дети угадывают названия растений на определенных картинках и по первым буквам составляют слово: декабрь — дуб, ель, калина, арбуз, береза, рябина.


3) Игра «Начало, как конец».

Дети смотрят на предметные картинки растений и называют их - начало и конец на одну и ту же букву: астра, томат, колокольчик, крыжовник и т.д.


4) Игра «Что едят в сыром виде, а что — в вареном?»

Учитель показывает картинки овощей и фруктов, дети хлопают в ладони, если их едят в сыром виде.


5) Познавательно-математическая экологическая разминка «Какое дерево является лучшим пылесосом?»

На плакатах или доске под предметными картинками написаны цифры:

Береза тополь сирень сосна лиственница туя
30 20 15 10 25 35


Для проверки выбора правильного ответа нужно воспользоваться блок-схемой на знание таблицы умножения и деления на 3, 4 и 5:

Значит, лучший пылесос из деревьев - это тополь.


6) Познавательно-орфографическая разминка.

Распределите по группам растения.

Распределить по группам словарные слова под картинками с названиями растений, написанными на табличках: -
Помидор, капуста, картофель, арбуз, морковь;
Яблоко, абрикос, апельсин; сирень, береза, тополь.


7) Познавательно-математические физкультминутки.

Мы работали, устали, а теперь тихонько встали.

О растениях много знаем и в лесу мы побываем.
Учитель показывает 1 плакат и говорит:

Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов.
(Учащиеся делают столько наклонов, сколько елочек на плакате.)

2 плакат: Сколько синеньких цветков,

Столько сделаем хлопков. (учащиеся хлопают)

3 плакат: Сколько листьев до черты,

Столько раз подпрыгни ты. (Дети прыгают)

4 плакат: По тропинке пошагаем.

Насекомых не раздавим,

К ручейку мы подойдем -

Все присядем, отдохнем. (дети выполняют)


8) Игра «Елочка».

Дети подходят к елочке, вырезанной из цветной бумаги; с магнитной доски срывают прикрепленные игрушки — плоды овощей и фруктов, называя их.


9) «Найди ошибки у поэта».

Какие ошибки допустила Н.Кончаловская в своем стихотворении? Исправь их.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огорбузы росли, помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и ре пуста,
Сельдерошек поспел и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник!


10) «Может так быть или нет?».

Рады, рады, рады светлые березы,

И на них от радости вырастают... розы.

Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости растут... апельсины.

То не дождь пошел из облака и не град,

То посыпался из облака... виноград.


11) Иногда наши комнатные растения нам жалуются:

«Мои листочки повяли без воды,

а так хочется, чтобы вы,

ребята, меня напоили.

Так хочется раскрыть свои цветочки в декабре

И улыбнуться детворе!»


12) Познавательные загадки — задачки в стихах.
Написаны на обратной стороне плаката с картинками, учитель читает:

1. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:

7 - румяных, наливных, 6 - с кислинкой.
Сколько их?

2. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели

И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

3. Ежик по лесочку шел,
На травке яблоки нашел,

8 - под березой, 4 - у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?

4. Дядя Ежик в сад зашел,
12 спелых груш нашел.

3 - из них - он дал ежатам,
Остальные же - зайчатам.
Сколько груш получили зайчата?


13) Ребусы. В них спрятаны названия животных, а помогут отгадать их части растения: (ребусы - на табличках).

КОЗА ТИГР АИСТ ЛИСА


14) Шарады. Записаны на таблицах с картинками, учитель читает:
1. Я - травянистое растение с цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. (ирис – ирис)

2. С Л - я слезы вызываю,

С Ж - по воздуху летаю, (лук — жук)


15) Назовите растения сложным словом:

- Если любят влагу? - Влаголюбивые.

- Если устойчивы к засухе? - Засухоустойчивые.

- Если любят тепло и свет? - Теплолюбивые, светолюбивые.

- Если устойчивы к морозу? - Морозоустойчивые.

- Если выносливы к тени? - Теневыносливые.


16) Кроссворд «Условия для жизни растений».
Нарисован на красочном плакате.


17) Кроссворд «Елка». Нарисован на плакате с елкой. На обратной стороне -загадки, которые читает учитель:

1. У кого иголки такие ж, как у елки? (ёжи,)

2. Что является домом для елки? (лес)

3. И не елка, не сосна я,
А с иголками живу.

Вкусными орехами всех я угощу. (кедр)

4. Я - сестра родная елке,

Но мои длинней иголки, (сосна)


18) Экологические правила с частицей не:

1. Не загрязняйте воздух, воду, почву, лес.

2. Не ломайте ветки деревьев.

3. Не рвите цветов.

4. Не губите кору у деревьев.

5. Не топчите грибы.

6. Не забывайте поливать, удобрять, рыхлить почву.

7. Не топчите насекомых.


19) Экологические стихи по охране природы.

1. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты, вместе мы сорвем цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты.
И не будет красоты, и не будет доброты,
Если только я и ты, если мы сорвем цветы.


2. Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!


3. Все имеется у нас на потом и на сейчас.
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег - и Земля, одна для всех.
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо,
И останется тогда все для всех и навсегда!


20) Наш закончился урок -
Спасибо за внимание!
Будем рады новой встрече,

Всем вам до свидания.



Игровая экология «Чей клюв лучше?»

Тема. Изучение многообразия птиц.

Цель. Умение детей различать птиц по клювам и лапам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.

Задачи:

Образовательные

  • Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.

  • Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.

  • Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.

  • Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.

Развивающие

  • Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;

  • Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.

  • Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

  • Продолжить формирование основ экологической культуры.

  • Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия.

  • Коллаж из иллюстраций птиц, которые размещены в соответствии с экологическими группами.

  • Таблицы с надписями: РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ, ВСЕЯДНЫЕ.

  • Таблица, показывающая значение птиц в природе и для человека.

  • Карточки с надписями о значении птиц (на две группы детей)

  • Кухонные приборы: вилки, ложки большие и маленькие, ситечко, яблокорезка, чеснокодавилка, ореходавилка, вишнечистка, шумовка, пинцеты и т.д.

  • Продукты питания.

  • Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.

  • Разрезные карточки с изображением клюва и лап птиц.

  • Карточки с изображением растений, животных, изображение стрелочек.

  • Плакат-схема пищевой цепи.

  • Плакат с опорными словами: УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ.

  • Магнитофон, кассета "Звуки леса".

1 час занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть. Обозначение детьми целей занятия

Рассматривание иллюстраций птиц.

Вопросы для детей: Вам знакомы эти животные? Кого мы называем птицами?

Вывод: Какие они все разные! От чего это зависит? Да, это зависит от условий обитания. Одно из условий жизни - это способ добычи пищи. Можно ли птиц разделить на группы по способу добычи пищи?

Да, вы правильно сказали, что их можно разделить, так как у них разные приспособления для добычи пищи.

Чей же клюв лучше? Вот этот вопрос мы и попробуем разрешить на занятии.

Мы будем играть в интересные игры, работать с карточками, вы сможете самостоятельно проверить свои знания - для этого есть лист самостоятельного учёта знаний - и сделать правильные выводы. Определить порядок работы нам поможет лист, на котором написаны этапы занятия.

II Основная часть.

Беседа о значении птиц.

Представьте себе: проснулись, а вокруг ни одной птицы. Может такое случиться?

Каково же значение птиц в природе и для человека?

Задание № 1 «Значение птиц в природе и для человека»

Определить значение птиц в природе и для человека.

Разделимся на две команды, вы должны выбрать и правильно разложить в два столбика фразы о значении птиц для природы и о значении птиц для человека.

Проверка выполнения задания: сверить по плакату.

Оценивание своих знаний.

Задание № 2 «Накорми птичку»

Чтобы понять, почему у птиц разные клювы, мы поиграем в игру "Накорми птичку". Сейчас я включу кассету с записями голосов птиц. И вы уже не Дима и Полина, а стриж, цапля и т.д. Вы должны добыть себе пищу при помощи этих приборов. Руками к пище прикасаться нельзя.

Итог:

  • Вы можете показать мне универсальный прибор, которым удобно брать любую пищу?

  • А есть ли птица с универсальным приспособлением?

  • Почему у птиц разные клювы?

На протяжении многих-многих лет, путём эволюции клювы видоизменялись, приспосабливаясь к определённой пище, добываемой в той среде, где обитали птицы.

Оценивание своих знаний.

Задание № 3 «Экологические группы птиц»

Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.

Обратите внимание на иллюстрации птиц.

Вопросы для детей: Почему птицы так размещены? Что их объединяет?

Вывод: Каждую группу птиц объединяет одинаковая пища.

Первая группа птиц питается растениями и их плодами и называется РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ.

Чем отличается следующая группа от предыдущей? (Небольшого размера, маленькие клювы.)

Вторая группа птиц питаются насекомыми, и группа получила название НАСЕКОМОЯДНЫЕ.

Птицы следующей третьей группы питаются насекомыми, растениями и их плодами. Как назовём их? НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.

Четвёртая группа. Посмотрите внимательно на их клювы, как их назовём? ХИЩНЫЕ.

И последняя пятая группа птиц очень своеобразная: в пищу могут употреблять всё. Они так и называются ВСЕЯДНЫЕ.

Оцените свои знания, заполнив листок учёта знаний.

Задание № 4 «Дорисуй клюв»

Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пищи.

Перед вами по три карточки. Рассмотрите их внимательно. Что видите справа? Слева модель головы. Чего не хватает? Проверим, на сколько вы были внимательны. Вы должны нарисовать клюв птице в зависимости от изображённой пищи.

Проверка выполнения задания.

Оценивание своих знаний, заполнив листок учёта знаний.

Молодцы, все правильно выполнили задание, ни одна птица не осталась голодной. Почему?

Вы нарисовали правильное приспособление. Чей клюв лучше?

Оцените свои знания, заполнив листок учёта знаний.

2 час занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная беседа.

Как разнообразен мир птиц! Многообразны не только клювы, но и лапы. Они друг с другом взаимосвязаны. Обратите внимание на орла: на сильных лапах острые крепкие когти, напоминающие клюв.

Задание № 5 «Найди пару»

Найти каждому клюву соответствующие лапы

Сейчас поиграем в игру «Найди пару».

У меня в руках «Волшебный пакет». В нём лежат изображения лап и клювов. Каждый из вас берёт одну карточку и ищет себе пару. Готовые пары встают перед столами, выкладывают совпавшие карточки и готовятся доказать свой выбор.

Проверка выполнения задания

Оцените свои знания, заполнив листок учёта знаний.

Поверните к себе карточки обратной стороной. В правом верхнем углу есть точки: если их количество на обеих карточках совпадает, значит, задание выполнено правильно.

Оцените свои знания, заполнив листок учёта знаний.

Вывод:

Мы с вами говорили об очень важном условии жизни - добывании пищи. Всегда ли достаточно пищи птицам? От чего зависит её количество? (От времени года, климата, урожая (неурожая), конкурентов, человеческой деятельности.) Деление на такие группы является условным. Так как с изменением условий жизни многие птицы переходят на другой тип питания (примеры).Да, на Земле часто бывают для птиц трудные времена, на помощь приходит Человек, чтобы сохранить многообразие птиц. Как вы помогаете птицам?

Задание № 6 «Пищевые цепочки»

Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам

Рефлексия предыдущих знаний.

Перед вами схема пищевой цепи Р ТрЖ Х. Назовите её компоненты. Что указывают стрелки? (Поток энергии от одного звена к другому)

Задание: Вам предстоит составить пищевые цепи. Разделимся на пять групп. Каждая команда получает конверт с карточками. Это задание дано в трёх вариантах. Они отличаются сложностью. Все эти задания вы можете делать втроём, помогая друг другу. А можете распределить варианты задания между участниками команды.

Проверка выполнения задания

Оцените свои знания заполнив листок учёта знаний.

III. Заключительная часть

Рефлексия занятия:

  • Что вам понравилось сегодня на занятии?

  • На каких этапах занятия вы почувствовали трудности?

  • Что вы хотели бы сделать по-другому?

Теперь давайте подведём окончательный итог по результатам полученных знаний.

Максимальное количество баллов, которое вы могли набрать, от 21 до 27 баллов.

Дети подсчитывают баллы. Сообщают педагогу.

После подсчёта баллов педагог благодарит детей за работу.

Педагог просит оценить своё эмоциональное состояние, показав карточку.

Вывод:

Многообразие птиц не перестаёт удивлять человечество.

Внешний вид птиц, повадки прямо зависят от среды обитания и условий существования.

Очень важно нам с вами осознать ту простую истину, что мир природы, который будет окружать человека в будущем, целиком зависит от его современной деятельности.

Приложение 1.

Карточка последовательности работы обучающихся на занятии (выдаётся каждому ребёнку).

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ.

I этап. Знакомство с целью занятия

II этап. Основная часть

1. Выполнение задания «Значение птиц в природе и для человека» двумя командами.

2. Игра «Накорми птичку».

3. Беседа «Экологические группы птиц». Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.

4. Самостоятельная работа. Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пище. (Выполняется отдельно каждым ребёнком.)

5. Игра «Найди пару». Найти каждому клюву соответствующие лапы.

6. Самостоятельная работа. Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам.

III этап. Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактические игры по познанию мира "Познаём играя"

Автор: Матяш Светлана Анатольевна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья  «Развитие познавательной активности   дошкольников  посредством дидактических игр математического содержания  и дидактического материала»"
    ["seo_title"] => string(143) "statiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidoshkolnikovposriedstvomdidaktichieskikhighrmatiematichieskoghosodierzhaniiaididaktichieskoghomatieriala"
    ["file_id"] => string(6) "307264"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458299406"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Проект "Учебно-дидактические игры как средство развития социальных и коммуникативных компетенций дошкольника в условиях субъектного подхода" "
    ["seo_title"] => string(158) "proiekt-uchiebno-didaktichieskiie-ighry-kak-sriedstvo-razvitiia-sotsial-nykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-doshkol-nika-v-usloviiakh-subiektnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "172182"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423763256"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_didaktichieskoi_ighry_v_formirovanii_eliemientarnykh_matiematichi"
    ["file_id"] => string(6) "355862"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478433954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства