Дидактические игры на уроках русского языка.
2 – 3 класс
Составила учитель Гагаринской средней школы: Суслова Г.В.
Фонетика
Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Задания:
Раскрасьте синим цветом согласные буквы, а красным – гласные.
А
Ы
Ж
Ю
Ъ
Г
Э
З
Ф
К
О
Е
Й
Ч
У
Допиши гласную букву, чтобы слог произносился твёрдо.
ля – л... ню – н… пи – п…
тё – т… ме – м… дя – д…
Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Ворона, Елена, Иртыш, Иванов, Автобус, Казахстан, Клевер, Город, Щенок, Астана, Яблоня, Дружок.
Подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Соль, речка, лейка, мел, читатель, клетка, семья, чайник, жить, щавель, циркач, кисель, минута.
Запишите буквы, обозначающие один гласный звук.
Обведите в кружок звонкие согласные, которые имеют пару по глухости.
Ж Х Й Л Д Ч Б
З Р Г В Н У М
Подчеркните слово с удвоенной согласной.
ва…а су…ота гри…
ра…каз ка…а ру…кий
жу…ит кла…. пере…каз
Допишите буквы, обозначающие заданные согласные звуки. Оставшиеся лепестки закрасьте.
Всегда
мягкие
Всегда
твёрдые
Используя первые буквы слов в скобках отгадайте клички животных. Запиши их.
Конь _______________ (бабочка, утюг, яблоко, насос).
Корова ________________ (ночь, очки, чайник, кит, абрикос).
Коза ________________ (зима, орёл, йод, кукла, аист).
Кот ______________ (петух, удод, шалаш, оса, коньки).
Подчеркните в словах гласные буквы, которые обозначают только один гласный звук.
Ася, ёлка, ночью, индюк, руки, яма, пчёлы, яблоко, ёжик, петух, заяц, яблоко, эхо, дым, клюква, юнга.
Исправьте ошибки. Запишите правильно.
Шил-пыл у папужки зеренький гослик.
____________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы.
б … лка … епка
б … лка … епка
б … лка … епка
Отгадайте метаграммы.
С [б] мучительной бываю, С [п] я в доме, с [в] я в поле,
С [м] одежду пожираю, С [м] я в море, с [г] – в футболе,
С [р] актёру я нужна, С [к] вбивают, с [т] взрывают,
С [с] для повара важна. С [д] долину называют.
Прочитайте стихотворение. Сколько звуков [ш] вы услышали? Запишите ответ.
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
Из деревушки Пешки
До деревушки Ложки,
А в деревушке Ложки
У них устали ножки,
Обратно в Пешки мышки
Поехали на кошке.
Превратите реку в море .
Река р…ка … ука му…а …уза л…за …оза
по…а …ора гор… море.
Морфемика (словообразование)
Морфемика (словообразование) – это раздел науки о языке, в котором изучают состав слова и способы образования новых слов.
Задания:
Прочитайте стихотворение. Подчеркните однокоренные слова.
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен –
Чайник в доме неспроста.
Вычеркните лишнее слово в каждой строке.
Лес, лесник, лестница.
Поле, полевой, полочка.
Вода, водитель, водяной.
Рис, рисунок, рисовая (каша).
Сорняк, сорняк, соринка.
Голубь, голыш, голубятня.
Подберите и напишите однокоренные слова с корнем:
- вар-
Фрукты и ягоды, сваренные в сиропе: ______________________.
Мастер приготовления пищи: ____________________.
Большая ложка для разлива жидкой пищи: ____________________.
-вод-
Сказочное существо, живущее в воде: _________________.
Люди, работающие под водой: ____________________.
Растения, растущие в воде: _________________.
Вставь подходящие по смыслу приставки.
Вот …тянулась …прятала ключ
Лениво улитка, и …правилась спать
Вот затворила в самую круглую
Улитка калитку, в мире кровать.
Прочитайте стихотворение. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы существительные женского рода. Допишите недостающие слова.
Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она ___________________.
Он морж – она моржиха,
Он заяц – она зайчиха,
Он бык – она __________________.
Он тигр – она тигрица,
Он осёл – она ослица,
Он козел – она __________________.
Он лев – она львица,
Он волк – она волчица,
Он конь – она ___________________.
С помощью суффиксов -тель, - ник - образуйте от выделенных слов новые слова.
Дома строит _____________________________.
Под водой работает ________________________.
Книги пишет ______________________________.
Учится в школе _____________________________.
Машину водит ______________________________.
Книги читает ________________________________.
Детей учит __________________________________.
С помощью суффиксов образуй названия профессий.
Програм…, аптек…, пев…, мор…, лес…, танц…, трактор…, лёт…, учи…, груз… .
Найдите в каждой строчке лишнее слово.
Соль, солонка, солнце, солёный.
Шипеть, шиповник, шипы.
Осина, подосиновик, оса, осиновый.
Допишите приставки так, чтобы значение слов стало противоположным по смыслу.
…ходить, …цвести, …лить, …бежать, …бить, …отгадать, …ехать.
Вставьте пропущенные буквы.
Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил, в огороде ув…дал, как кустарник ув…дал.
Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.
Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос…дел.
Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру… .
Запишите предложение одним сложным словом с соединительной гласной.
Человек, который любит трудиться - _______________________________.
Лекарство, помогающее успокоить боль - ___________________________.
Ферма, на которой выращивают птицу - _____________________________.
Лесные насаждения, защищающие поля - ____________________________.
Человек, который любит принимать гостей - _________________________.
От данных слов образуйте при помощи суффиксов или приставок новые слова с удвоенной согласной.
длина - ____________________________________
окно - _____________________________________
путешествие - ______________________________
защита - ___________________________________
звук - _____________________________________
13.
14.
15.
Морфология
Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения.
Найдите лишние слова в строчках.
Поле, снег, ведро, утро.
Тетрадь, ручка, пенал, книга.
Облака, дома, цветы, парта.
Дятел, ручей, гусь, мышь.
Раскрасьте овалы с именами существительными.
веселье прыгать место мороз
сестра весёлый здоровье
бежать прыжок работа
Соедини стрелочкой.
дерево день
солнце Одушевлён. сущ. комар
врач соль
конь класс
ветка Неодушевлён. сущ. девочка
птица телевизор
Раскрасьте облака с прилагательными.
бумажный учиться тишина
сладкая стекло светлые
блеск летнее доброе
К данным прилагательным запишите подходящее по смыслу существительные.
Рыжая, хитрая, ловкая __________________________.
Родной, понятный, сложный _____________________.
Полезная, умная, весёлая ________________________.
Верный, преданный, грозный ____________________.
Солнечная, ненастная, погожая ___________________.
Соедини стрелочкой верный ответ.
мокрая шерсть
громкий Существительное сахар
листья добрая
кислый ночь
искра Прилагательное красивое
польза зелёные
Выпиши глаголы.
Учить, ученик, учёный, учитель, учёба.
Отцветает, цветок, цветные, цветик, цветастый, цвести, цвет.
Красивый, красота, красоваться, красавица.
Вставьте пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на тему «Лето».
Настало ____________ утро. Светит ___________ солнце. По высокому _______________ плывут _______________. ____________ свежий и __________ ветерок. Наступает пора _______________ каникул.
Запишите, одним словом.
Путаться под ногами - _______________________________.
Пропустить мимо ушей - _____________________________.
Водить за нос - _____________________________________.
Прикусить язык - ___________________________________.
Тянуть кота за хвост - _______________________________.
Витать в облаках - __________________________________.
Валиться с ног - ____________________________________.
Расставь над словами цифры в порядке усиления значения слов.
Шёпот, шум, крик, грохот, треск, гул, звук.
Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.
Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.
Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехаться.
Отметьте приставку и предлог.
Лодка (от)плыла (от)берега.
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
Солнце (за)шло (за)тучу.
Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дороге, (до)катился (до)леса.
Соедини стрелочками выражения с подходящими по смыслу словами.
В рубашке родился а) умный, мудрый;
Мухи не обидит б) счастливый, удачливый;
Семь пядей во лбу в) добрый, сердечный;
Сухим из воды выйдет г) ловкий, изворотливый;
За смертью посылать д) бесхарактерный, безвольный;
Плясать по чужую дудку е) медлительный, нерасторопный;
Вставьте нужные предлоги.
летать ________ крышей
смеяться ________ клоуном
полезный ________ здоровья
рассказ ________ собаку
бежать ________ дороге
Допиши в пословицах глаголы.
Поспешишь – людей __________________.
Одной рукой и узла не __________________.
Не разгрызёшь ореха – не ______________ и ядра.
Тише едешь – дальше _________________.
Вместо пропусков вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании они употреблялись в прямом и переносном значении.
кольцо ______________
характер
иней ______________
медальон
нервы ________________
прутья
подарок _______________
человек
Лексика
Лексикологией называют раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав.
Задания:
Поставьте буквы в предложении на свои места.
Мама мол пыла,
Дочка маму рыла,
Бабушка восок нязала,
Отец тоску десал.
Составьте из слогов пословицу.
ША КНИ ДРУГ
РО Я ШИЙ
ХО ЛУЧ ГА
Какие животные могут это делать?
мычит ____________________
чирикает ____________________
жужжит _____________________
кукует _____________________
мурлычет _____________________
шипит _____________________
пищит _____________________
воет _____________________
квакает _____________________
фыркает _____________________
каркает _____________________
Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.
Кресло, стул, окно, шкаф.
Стул, кресло, стол, диван.
Ёлка, клён, сирень, сосна.
Сом, щука, дельфин, карась.
Дочь, друг, папа, дедушка.
Река, ручей, редис, озеро.
К каждому слову добавьте по одной букве слева, чтобы получилось новое слово.
…рот - _____________________
…вал - _____________________
…лён - _____________________
…ель - _____________________
…игры - ____________________
…лень - ____________________
Подберите антонимы.
рано - __________________
рассвет - __________________
осень - __________________
зима - __________________
далёкий - __________________
высокий - __________________
широкий - __________________
грязный - __________________
полезный - _________________
дорогой - __________________
трусливый - ________________
ленивый - _________________
молчаливый - _______________
Подберите слова - синонимы стрелочками.
азбука кидать
красочный скакать
чистый пламя
бросать алый
огонь аккуратный
красный алфавит
Раскрасьте словосочетания, которые употреблены в переносном смысле.
ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО СПЕЛОЕ ЯБЛОКО
ГОЛОВКА МАЛЫША ГОЛОВКА ЛУКА
ШВЕЙНЫЕ ИГОЛКИ ИГОЛКИ ЁЛКИ
Впиши в клетки слова, которые обозначают: дерево, танец, ювелирное изделие, одежду.
Подберите противоположные по смыслу словосочетания.
Ранняя весна - ________________________________
Добрый друг - ________________________________
Смелый мальчик - _____________________________
Высокий мужчина - ____________________________
Здоровая бабушка - ____________________________
Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.
Нем как _____________________.
Труслив как _______________________.
Голоден как _______________________.
Неуклюж как ______________________.
Как мокрая _______________________.
Надулся как ______________ на крупу.
Изворотлив как ___________________.
Отгадайте слово по его определению.
Проливной, грибной, слепой - ________________________
Чайная, колючая, ароматная - ________________________
Спелое, наливное, красное - __________________________
Каллиграфический, небрежный, аккуратный - __________________
Подберите слова с корнем –кар-
Овощ – __________________
Рыба - ___________________
Цвет глаз - _______________
Вид борьбы - ______________
Сказочный герой - ____________
Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.
Горькая правда лучше ______________ лжи.
Больше думай, _____________ говори.
Большому уму и в _______________ голове не тесно.
Добро помни, а ____________ забывай.
Дождик вымочит, а солнышко _________________.
Вставьте названия животных.
_____________ на ухо наступил.
Купить _____________ в мешке.
Пустить _____________ в огород.
Писать, как _____________ лапой.
Куда Макар _____________ не гонял.