kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках русского языка. 2 - 3 класс. Составила

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал подобран по трём темам: фонетика, морфемика, морфология. Задания можно использовать как дополнительный материал к уроку русского языка, а так же на внеурочных занятиях и факультативах по данному предмету. Задания позволяют учащимся сравнивать, анализировать, выявлять закономерности. А так же развивают у детей память, внимание, логическое мышление, творческое воображение, познавательную активность. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка. 2 - 3 класс. Составила »

Дидактические игры на уроках русского языка.

2 – 3 класс

Составила учитель Гагаринской средней школы: Суслова Г.В.


Фонетика


Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.


Задания:

  1. Раскрасьте синим цветом согласные буквы, а красным – гласные.

А

Ы



Ж



Ю



Ъ



Г



Э



З




Ф



К



О



Е



Й



Ч



У









  1. Допиши гласную букву, чтобы слог произносился твёрдо.



ля – л... ню – н… пи – п…

тё – т… ме – м… дя – д…



  1. Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы.



Ворона, Елена, Иртыш, Иванов, Автобус, Казахстан, Клевер, Город, Щенок, Астана, Яблоня, Дружок.



  1. Подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.



Соль, речка, лейка, мел, читатель, клетка, семья, чайник, жить, щавель, циркач, кисель, минута.





  1. Запишите буквы, обозначающие один гласный звук.







  1. Обведите в кружок звонкие согласные, которые имеют пару по глухости.

Ж Х Й Л Д Ч Б

З Р Г В Н У М

  1. Подчеркните слово с удвоенной согласной.



ва…а су…ота гри…

ра…каз ка…а ру…кий

жу…ит кла…. пере…каз

  1. Допишите буквы, обозначающие заданные согласные звуки. Оставшиеся лепестки закрасьте.





Всегда

мягкие





Всегда

твёрдые

















  1. Используя первые буквы слов в скобках отгадайте клички животных. Запиши их.



Конь _______________ (бабочка, утюг, яблоко, насос).

Корова ________________ (ночь, очки, чайник, кит, абрикос).

Коза ________________ (зима, орёл, йод, кукла, аист).

Кот ______________ (петух, удод, шалаш, оса, коньки).



  1. Подчеркните в словах гласные буквы, которые обозначают только один гласный звук.



Ася, ёлка, ночью, индюк, руки, яма, пчёлы, яблоко, ёжик, петух, заяц, яблоко, эхо, дым, клюква, юнга.



  1. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Шил-пыл у папужки зеренький гослик.

____________________________________________________________________



  1. Вставьте пропущенные буквы.



б … лка … епка

б … лка … епка

б … лка … епка



  1. Отгадайте метаграммы.



С [б] мучительной бываю, С [п] я в доме, с [в] я в поле,

С [м] одежду пожираю, С [м] я в море, с [г] – в футболе,

С [р] актёру я нужна, С [к] вбивают, с [т] взрывают,

С [с] для повара важна. С [д] долину называют.









  1. Прочитайте стихотворение. Сколько звуков [ш] вы услышали? Запишите ответ.



Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

Из деревушки Пешки

До деревушки Ложки,

А в деревушке Ложки

У них устали ножки,

Обратно в Пешки мышки

Поехали на кошке.



  1. Превратите реку в море.



Река р…ка … ука му…а …уза л…за …оза

по…а …ора гор…море.

Морфемика (словообразование)

Морфемика (словообразование) – это раздел науки о языке, в котором изучают состав слова и способы образования новых слов.

Задания:

  1. Прочитайте стихотворение. Подчеркните однокоренные слова.



Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.



  1. Вычеркните лишнее слово в каждой строке.



Лес, лесник, лестница.

Поле, полевой, полочка.

Вода, водитель, водяной.

Рис, рисунок, рисовая (каша).

Сорняк, сорняк, соринка.

Голубь, голыш, голубятня.



  1. Подберите и напишите однокоренные слова с корнем:

- вар-

Фрукты и ягоды, сваренные в сиропе: ______________________.

Мастер приготовления пищи: ____________________.

Большая ложка для разлива жидкой пищи: ____________________.

-вод-

Сказочное существо, живущее в воде: _________________.

Люди, работающие под водой: ____________________.

Растения, растущие в воде: _________________.



  1. Вставь подходящие по смыслу приставки.



Вот …тянулась …прятала ключ

Лениво улитка, и …правилась спать

Вот затворила в самую круглую

Улитка калитку, в мире кровать.



  1. Прочитайте стихотворение. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы существительные женского рода. Допишите недостающие слова.



Он слон – она слониха,

Он лось – она лосиха,

Он кот – она ___________________.

Он морж – она моржиха,

Он заяц – она зайчиха,

Он бык – она __________________.

Он тигр – она тигрица,

Он осёл – она ослица,

Он козел – она __________________.

Он лев – она львица,

Он волк – она волчица,

Он конь – она ___________________.



  1. С помощью суффиксов -тель, - ник- образуйте от выделенных слов новые слова.



Дома строит _____________________________.

Под водой работает ________________________.

Книги пишет ______________________________.

Учится в школе _____________________________.

Машину водит ______________________________.

Книги читает ________________________________.

Детей учит __________________________________.



  1. С помощью суффиксов образуй названия профессий.



Програм…, аптек…, пев…, мор…, лес…, танц…, трактор…, лёт…, учи…, груз… .



  1. Найдите в каждой строчке лишнее слово.



Соль, солонка, солнце, солёный.

Шипеть, шиповник, шипы.

Осина, подосиновик, оса, осиновый.



  1. Допишите приставки так, чтобы значение слов стало противоположным по смыслу.



…ходить, …цвести, …лить, …бежать, …бить, …отгадать, …ехать.



  1. Вставьте пропущенные буквы.



Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил, в огороде ув…дал, как кустарник ув…дал.

Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.

Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос…дел.

Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру… .



  1. Запишите предложение одним сложным словом с соединительной гласной.



Человек, который любит трудиться - _______________________________.

Лекарство, помогающее успокоить боль - ___________________________.

Ферма, на которой выращивают птицу - _____________________________.

Лесные насаждения, защищающие поля - ____________________________.

Человек, который любит принимать гостей - _________________________.



  1. От данных слов образуйте при помощи суффиксов или приставок новые слова с удвоенной согласной.



длина - ____________________________________

окно - _____________________________________

путешествие - ______________________________

защита - ___________________________________

звук - _____________________________________



13.



14.



15.



Морфология



Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения.



  1. Найдите лишние слова в строчках.

Поле, снег, ведро, утро.

Тетрадь, ручка, пенал, книга.

Облака, дома, цветы, парта.

Дятел, ручей, гусь, мышь.



  1. Раскрасьте овалы с именами существительными.





веселье прыгать место мороз



сестра весёлый здоровье



бежать прыжок работа

  1. Соедини стрелочкой.



дерево день

солнце Одушевлён. сущ. комар

врач соль

конь класс

ветка Неодушевлён. сущ. девочка

птица телевизор



  1. Раскрасьте облака с прилагательными.



бумажный учиться тишина



сладкая стекло светлые



блеск летнее доброе





  1. К данным прилагательным запишите подходящее по смыслу существительные.

Рыжая, хитрая, ловкая __________________________.

Родной, понятный, сложный _____________________.

Полезная, умная, весёлая ________________________.

Верный, преданный, грозный ____________________.

Солнечная, ненастная, погожая ___________________.


  1. Соедини стрелочкой верный ответ.


мокрая шерсть

громкий Существительное сахар

листья добрая

кислый ночь

искра Прилагательное красивое

польза зелёные



  1. Выпиши глаголы.



Учить, ученик, учёный, учитель, учёба.

Отцветает, цветок, цветные, цветик, цветастый, цвести, цвет.

Красивый, красота, красоваться, красавица.



  1. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на тему «Лето».



Настало ____________ утро. Светит ___________ солнце. По высокому _______________ плывут _______________. ____________ свежий и __________ ветерок. Наступает пора _______________ каникул.



  1. Запишите, одним словом.



Путаться под ногами - _______________________________.

Пропустить мимо ушей - _____________________________.

Водить за нос - _____________________________________.

Прикусить язык - ___________________________________.

Тянуть кота за хвост - _______________________________.

Витать в облаках - __________________________________.

Валиться с ног - ____________________________________.



  1. Расставь над словами цифры в порядке усиления значения слов.



Шёпот, шум, крик, грохот, треск, гул, звук.

Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.

Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.

Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехаться.



  1. Отметьте приставку и предлог.



Лодка (от)плыла (от)берега.

(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

Солнце (за)шло (за)тучу.

Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дороге, (до)катился (до)леса.



  1. Соедини стрелочками выражения с подходящими по смыслу словами.



В рубашке родился а) умный, мудрый;

Мухи не обидит б) счастливый, удачливый;

Семь пядей во лбу в) добрый, сердечный;

Сухим из воды выйдет г) ловкий, изворотливый;

За смертью посылать д) бесхарактерный, безвольный;

Плясать по чужую дудку е) медлительный, нерасторопный;



  1. Вставьте нужные предлоги.



летать ________ крышей

смеяться ________ клоуном

полезный ________ здоровья

рассказ ________ собаку

бежать ________ дороге



  1. Допиши в пословицах глаголы.



Поспешишь – людей __________________.

Одной рукой и узла не __________________.

Не разгрызёшь ореха – не ______________ и ядра.

Тише едешь – дальше _________________.



  1. Вместо пропусков вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании они употреблялись в прямом и переносном значении.



кольцо ______________

характер

иней ______________

медальон


нервы ________________

прутья

подарок _______________

человек



Лексика

Лексикологией называют раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав.

Задания:

  1. Поставьте буквы в предложении на свои места.



Мама мол пыла,

Дочка маму рыла,

Бабушка восок нязала,

Отец тоску десал.



  1. Составьте из слогов пословицу.



ША КНИ ДРУГ

РО Я ШИЙ

ХО ЛУЧ ГА



  1. Какие животные могут это делать?



мычит ____________________

чирикает ____________________

жужжит _____________________

кукует _____________________

мурлычет _____________________

шипит _____________________

пищит _____________________

воет _____________________

квакает _____________________

фыркает _____________________

каркает _____________________



  1. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.



Кресло, стул, окно, шкаф.

Стул, кресло, стол, диван.

Ёлка, клён, сирень, сосна.

Сом, щука, дельфин, карась.

Дочь, друг, папа, дедушка.

Река, ручей, редис, озеро.



  1. К каждому слову добавьте по одной букве слева, чтобы получилось новое слово.



…рот - _____________________

…вал - _____________________

…лён - _____________________

…ель - _____________________

…игры - ____________________

…лень - ____________________



  1. Подберите антонимы.



рано - __________________

рассвет - __________________

осень - __________________

зима - __________________

далёкий - __________________

высокий - __________________

широкий - __________________

грязный - __________________

полезный - _________________

дорогой - __________________

трусливый - ________________

ленивый - _________________

молчаливый - _______________



  1. Подберите слова - синонимы стрелочками.



азбука кидать

красочный скакать

чистый пламя

бросать алый

огонь аккуратный

красный алфавит



  1. Раскрасьте словосочетания, которые употреблены в переносном смысле.



ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО СПЕЛОЕ ЯБЛОКО

ГОЛОВКА МАЛЫША ГОЛОВКА ЛУКА

ШВЕЙНЫЕ ИГОЛКИ ИГОЛКИ ЁЛКИ

  1. Впиши в клетки слова, которые обозначают: дерево, танец, ювелирное изделие, одежду.





Л

Ь





Л

Ь





Л

Ь





Л

Ь



  1. Подберите противоположные по смыслу словосочетания.



Ранняя весна - ________________________________

Добрый друг - ________________________________

Смелый мальчик - _____________________________

Высокий мужчина - ____________________________

Здоровая бабушка - ____________________________



  1. Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.



Нем как _____________________.

Труслив как _______________________.

Голоден как _______________________.

Неуклюж как ______________________.

Как мокрая _______________________.

Надулся как ______________ на крупу.

Изворотлив как ___________________.



  1. Отгадайте слово по его определению.



Проливной, грибной, слепой - ________________________

Чайная, колючая, ароматная - ________________________

Спелое, наливное, красное - __________________________

Каллиграфический, небрежный, аккуратный - __________________



  1. Подберите слова с корнем –кар-



Овощ – __________________

Рыба - ___________________

Цвет глаз - _______________

Вид борьбы - ______________

Сказочный герой - ____________



  1. Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.



Горькая правда лучше ______________ лжи.

Больше думай, _____________ говори.

Большому уму и в _______________ голове не тесно.

Добро помни, а ____________ забывай.

Дождик вымочит, а солнышко _________________.

  1. Вставьте названия животных.



_____________ на ухо наступил.

Купить _____________ в мешке.

Пустить _____________ в огород.

Писать, как _____________ лапой.

Куда Макар _____________ не гонял.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактические игры на уроках русского языка. 2 - 3 класс. Составила

Автор: Суслова Галина Викторовна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства