Дидактический материал по русскому языку( 1 - 4) классы для учащихся начальной школы
Дидактический материал по русскому языку( 1 - 4) классы для учащихся начальной школы
Данное пособие составлено в соответствии с програмными требованиями к предмету русского языка. Пособие содержит задания для отработки правописания по основным темам русского языка в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку( 1 - 4) классы для учащихся начальной школы»
Дидактический материал
по русскому языку
для начальной школы
Пособие составлено в соответствии с программой по русскому языку для учащихся начальной школы. Пособие содержит задания для отработки правописания по основным темам русского языка в начальной школе. Очень надеюсь, что мой труд будет интересен коллегам, маленьким школьникам, а также их родителям.
Содержание
І. Введение…………………………………………………………………5
ІІ. Фонетика
Звуки и буквы……………………………………………………....7
Слог. Перенос слова………………………………………………13
Ударение…………………………………………………………...15
ІІІ. Орфография
Мягкий знак………………………………………………………..18
Мягкий знак – показатель мягкости……………………………...19
Разделительный мягкий знак……………………………………..21
Мягкий знак на конце слов после шипящих………………….…24
Разделительный твёрдый знак……………………………….…...27
Гласные после шипящих и буквы ц……………………………...29
Сочетания ЧК – ЧН, НЧ, РЩ, ЧТ, ЩН и НЩ…………………...34
Безударные гласные……………………………………………….35
Непроверяемые безударные гласные…………………………….40
Парные звонкие и глухие согласные……………………………..43
Непроизносимые согласные………………………………………50
Удвоенные согласные……………………………………………..55
ІV. Литература……………………………………………………………58
Введение
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знания родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, и изучение её требует большого труда. Воспитать любовь к русскому языку – значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, нередко становятся лишь пустым грузом.
Одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе – формирование орфографической грамотности учащихся. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступеньках обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Значит задача учителя начальных классов – формирование орфографической зоркости учащихся. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок.
В начальных классах прослеживается три линии овладения правописанием: 1. Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учётом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся.
2. Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, использования словарей, активации словаря, то есть использования слов в собственных записанных текстах.
3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путём решения грамматико-орфографических задач.
Все эти три линии в начальных классах развиваются параллельно, однако третье направление, по мере накопления знаний у учащихся по грамматике, постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, словообразования, грамматики, лексика.
В начальных классах закладываются основы грамотного письма, в первую очередь школа должна обучить детей письму. Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв и их начертания, т.е. алфавита и каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи, т.е. усвоение графики. В-третьих, усвоение собственно орфографии – правил, их системы, проверки орфограмм с помощью правил и другими способами.
Орфография определяется как совокупность правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где предполагаемы личные написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
В пособии я постаралась собрать разного вида упражнения для отработки навыков правописания по основным темам русского языка в начальной школе. Надеюсь, что мой труд будет интересен учителям, и они его будут использовать в своей работе.
Подчеркните в словах согласную, произношение которой
расходится с написанием.
Флаг, отряд, холодок, дом, линейка, лёд, мел, пожар, мороз, цветок,
столб, стакан, книжка.
Загадки звуков
пальма или сосна
На каком дереве растут кокосы? В названии дерева звуков меньше, чем букв.
клёст или снегирь
У каких птиц птенцы появляются зимой? В слове-отгадке количество звуков и букв одинаково.
четыре или семь
Сколько лет было Мальчику с пальчик? В слове-отгадке букв больше, чем звуков.
алмаз или змея
Что выпадало изо рта лентяйки каждый раз, когда она говорила? В слове-отгадке звуков больше, чем букв.
Илья Муромец или Алёша Попович
Кто из русских богатырей победил Соловья-разбойника? В имени героя есть гласная буква, которая обозначает два звука.
Алёша Попович или Добрыня Никитич
Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.
Иртыш или Обь
На какой реке стоит город Новосибирск? В названии реки есть буква, которая не обозначает звука.
север или юг
Внутри компаса есть магнитная стрелка – сине-красного цвета. Куда показывает красный конец стрелки: на север или на юг? В слове-отгадке есть буква, которая обозначает два звука.
сосна или ель
У какого дерева иголки короче? В слове-отгадке есть буква, которая не обозначает звука, но указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.
апельсины или мандарины
Какие фрукты лежали в ящике вместе с Чебурашкой? В слове-отгадке букв больше, чем звуков.
твист или вальс
Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца есть буква, которая не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость согласного звука, стоящего впереди.
Пулька или Пончик
Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему на обед варили суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки букв больше, чем звуков
астра или роза
Какой цветок полюбил Маленький принц из сказки А.де Сент-Экзюпери? В названии цветка все согласные звуки звонкие.
Буфф или Пуфф
Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала сто лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собачки все согласные звуки глухие.
синьор ПОМИДОР, принц ЛИМОН или барон АПЕЛЬСИН
Кто из них посадил в тюрьму старого Чиполлоне? В имени злодея все согласные звонкие.
Кролик или Пятачок
Кто из них гадал на ромашке: «любит – не любит, плюнет, поцелует»? В имени-отгадке все согласные звуки глухие.
Кролик или Сова
Кто из героев сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» умел правильно писать трудное слово СУББОТА? В имени-отгадке все согласные звуки твёрдые.
мама, папа или бабушка
Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлёпнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.
кофе или молоко
Что любили пить Чебурашка и крокодил Гена? В слове-отгадке все согласные звуки глухие.
Бобик или Тобик
Как звали маленькую собачку, ставшую другом Большого-пребольшого льва Чандра? В кличке собаки первый согласный звук глухой.
Наташка, Лариска или Маринка
Как звали крысу старухи Шапокляк? В отгадке количество звонких и глухих согласных звуков одинаковое.
«Мурзилка» или «Трамвай»
Какой журнал выписал для себя мальчик дядя Фёдор из деревни Простоквашино? В названии журнала первый согласный звук звонкий.
Тельняшкин или Матроскин
Какая морская фамилия была у кота из книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»? В отгадке первый согласный звук твёрдый.
Барсик, Пушок или Оболтус
Так звали кота Матроскина разные хозяева. В какой кличке нет ни одного звонкого согласного звука?
Пулька или Булька
Какое из слов – имя охотника из книги Н.Носова о приключениях Незнайки? В имени охотника первый согласный звук глухой. Какое слово-кличка маленькой собаки охотника? В кличке первый согласный звук звонкий.
гуси или утки
Барон Мюнхгаузен одним выстрелом из ружья убил сразу 10 птиц. Что это были за птицы? В слове-отгадке нет звонких согласных звуков.
Луна или Марс
«Самый правдивый человек на земле» - барон Мюнхаузен – рассказывал о планете, на которой он побывал. Мухи там величиною с овец, а яблоки не меньше арбузов. Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.
палатка или шалаш
Какое первое жилище соорудил себе на необитаемом острове моряк Робинзон Крузо? В слове-отгадке нет одинаковых согласных звуков
дуб или клён
На каком дереве растут жёлуди? Слово-отгадка заканчивается глухим согласным звуком.
акула или щука
Кто из них живёт в реке? В отгадке все согласные звуки глухие.
налим или сом
У какой из рыб нет чешуи? В отгадке все согласные звуки звонкие.
галка или ворона
Кто из птиц больше? В отгадке все согласные звуки звонкие и твёрдые.
7. В каком слове только второй слог может быть ударным?
а) плачу, мою, замок, пляшу;
б) пропасть, село, орган, лицо.
8. Значение, какого слова изменится при переносе ударения на другой
слог?
а) валенок, замок, сынок, промок;
б) снежки, деньки, кружки, флажки.
9. Спиши слова: в первый столбик с ударением на первый слог, во второй
– на третий слог.
Море, часовщик, снег, горка, тёплые, белоствольные, вечер, середина,
Пробирается, коньки, Маршак, незабудка.
Поставьте знак ударения в словах. Попробуйте поменять знак
ударения на другой слог. Прочитай слова парами. Изменился ли смысл
слова?
хлопок - потом - трусить –
полки - сушу - крою –
пропасть - замок - стрелки –
стоит - поры - мука –
мелки - дорога - заплачу –
атлас - кружки - раздели -
11. Найди в каждой строке лишнее слово:
Мальвина, Шушара, Тортила;
Карабас, Дуремар, Джузеппе.
Загадки ударения
Барсук или белка
Кто из них зимой впадает в спячку? В отгадке ударный слог – второй.
Вишня или черешня
Барон Мюнхгаузен встретил на охоте оленя, на голове которого росло высокое стройное дерево. Что это за дерево? В слове – отгадке второй слог безударный.
Топорик или ножик
Что Барон Мюнхгаузен нечаянно закинул на Луну? В отгадке второй слог ударный.
Восемь или двенадцать
Сколько ног было у зайца, которого Барон Мюнхгаузен подстрелил на третий день погони? В отгадке второй слог безударный.
ОРФОГРАФИЯ
Нормы и правила письменной речи называются орфографией
Вам придётся подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.
Сначала постарайтесь запомнить такие правила орфографии:
Проверяйте безударные гласные в словах.
В многосложном слове ударение падает только на один слог. Гласный в этом слоге находится под ударением, или в сильной позиции. Он сильный. Его мы можем легко обозначить на письме соответствующей буквой.
В безударных слогах гласные – слабые. На них нужно обратить внимание. Их надо проверять.
Слабые гласные в слове можно проверить, подобрав к слову однокоренные слова или изменив слово так, чтобы они оказались в сильной позиции: бЕда – бЕды
глубИна - глубИны
снЕговик - снЕг
Если вы не можете проверить слабые гласные в слове и не знаете, как правильно написать слово, посмотрите в словарь.
Проверяйте парные глухие и звонкие согласные на конце и в середине слова перед согласными.
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова всегда слабые. Их нужно проверять. Чтобы проверить их, подберите к слову однокоренные слова или измените, слово так, чтобы после слабого согласного стоял гласный: мороЗ – мороЗы
снеГ - снеГа
Многие слова вообще невозможно проверить.
Их написание нужно запомнить. Чтобы узнать, как пишутся такие слова, ЗАГЛЯНИТЕ В СЛОВАРЬ.
Слова с одной строки на другую переносятся по слогам:
уди-ви-те.
Мягкий знак
Незаменимый знак
Жили-были в Азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости.
Вот как- то разС пошла в гости к Я. И вы,ребята, покажите это на своих слоговых линейках. Л к Е, Д к И, Т к Е (дети читают хором слоги). Какие это согласные?
Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
- Что ты за буква? – возмущались они.
Вот это буква Ь. Она называется «мягкий знак».
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал – и жилось ей плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:
Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога. (Гвоздь)
Стали буквы составлять слово гвоздь. Встали на нужные места, и вышло: гвозд.
- Что-то у на не получается! – забеспокоились они. – Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас он твёрдый.
Буква И говорит:
- Встану я и обозначу мягкость Д, - быстро пристроилась в конце.
- Что получилось? (Гвозди)
Но ведь нам у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть?
- Давай лучше я встану, - сказала Я.
- У нас опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук [а], - сказали буквы.
- Что же делать буквам? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь)
- Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.
- Что получилось? (Гвоздь)
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. Вот, оказывается, какой он незаменимый, мягкий знак.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, девять, десять, пять.
Мягкий знак – показатель мягкости
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.
Слова и словосочетания для комментирования, орфографического разбора.
7. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.
Льёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака с радостью встречает Илью. Илья и Дружок – друзья.
8. Запиши слова. Цифрой обозначь количество звуков и букв.
Колосья, пью, жильё, вьюга, платье, шью.
9. Из данных слов выпиши слова с разделительным мягким знаком
один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.
16. Прочитай. Ответь на вопросы, используя слова с разделительным мягким знаком.
Когда загораются звёзды? (ночью)
Чем заставили комнату? (мебелью)
Как заливается соловей? (трелью)
Чем покрыли стол? (скатертью)
Когда улетают лебеди? (осенью)
17. Напиши по памяти.
Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья.
Ваша детская игра
Завтра станет былью.
18. Замени, словом с разделительным мягким знаком.
Снежная буря. Домик для пчёл. Мать, отец, дети.
Животное. Ягоды, сваренные в сахаре.
(Вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.)
19. Продолжи столбики слов так, чтобы разделительный мягкий знак был второй буквой, пятой, шестой.
бью платье воробьи
… … …
… … …
Мягкий знак на конце слов после шипящих
Сказка.
Всегда твёрдая буква Ш и Мягкий Знак.
Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать, и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш.
У Мягкого Знака слишком мягкий характер. Он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге – от маленькой Запятой до самого твёрдого Знака.
Я прилагаю всё старанье,
Хочу понять правописанье.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивленье.
- А ну, не плачь, кончай-ка плач!
Синяк пройдёт, - сказал мне врач.
Но прежде, чем пропал синяк,
Исчез из плача мягкий знак!
Я прилагаю всё старанье,
Я проявляю прилежанье,
Но очень часто, тем не менее.
Я прихожу в недоуменье.
Вот перед вами целый ряд слов, которые оканчиваются на шипящие согласные: трубач, меч, клич, душ, гуляш, хвощ, борщ;
Печь, речь, горечь, дичь, роскошь, мышь, ночь.
В первой строке – всё в порядке. Во второй почему-то после шипящих стоит мягкий знак. Зачем он здесь стоит и что обозначает?
Приглядитесь: в одном случае все существительные мужского рода, а в другом – в женском.
Вот указывать на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, ж, ч, щ и входит в обязанности мягкого знака.
Слова нож и рожь мы произносим, заканчивая их одинаковым твёрдым Ж. Таков закон нашего произношения. А пишем мы существительные женского рода с мягким знаком после шипящего. Такова «служба» мягкого знака.
2. Допиши пословицы и подчеркни ь.
Поспешишь – людей … (насмешишь).
Без труда … (не вытащишь рыбку из пруда).
С кем поведёшься … (от того и наберёшься).
Тише едешь - … (дальше будешь).
Что посеешь, то и … (пожнёшь).
Шила в мешке не … (утаишь).
3. Найдите слова с шипящей на конце и объясните правописание.
6. Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.
Колосится золотистая … . Мой отец много лет работает на заводе. У него большой … работы. … - хороший строительный материал. Холодный … полезен всем. Лесной … внесён в Красную книгу.
(Рожь, стаж, кирпич, душ, ландыш.)
7. Замени, одним словом и напиши.
Человек, который играет на трубе.
Человек, который выступает в цирке.
Очень сильный человек.
Человек, который играет на скрипке.
Житель Москвы.
Помещение, где стоят машины.
Колючее животное.
Место. Где купаются и загорают.
Известный музей картин в Санкт – Петербурге.
Крупное морское животное с усатой мордой.
8. Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением.
Около рощ…, луч… солнца, запряч… лошадей, хитрая мыш…, подстрич… ребёнка, на месте пожарищ…, зажеч… свечу, много Саш…, засохший корж…, назнач… время, извлеч… на свет, неуклюж…, печ… пирожок, не плач…, много детских передач…, нет лыж…, спряч… кирпич…, решил разжеч…, прелестный малыш…, острый меч…, сеч… капусту, красивая доч…, мясной фарш…, спряч… подарок, нужная вещ…, вовлеч… в игру, у луж…, стереч… двор, нет задач…, мелкая дрож…, сердитый сыч…, у дач… леч… на воду, подземный ключ…, обознач… место, обеспеч… семью, увидел мыш…, много училищ…, испеч… калач…, остров сокровищ…, мягкий плюш…, прилеч… на траву, сбереч… честь, пять тысяч…, русская реч… .
Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.
При переносе нельзя отрывать твёрдый знак от предшествующей согласной.
Молчаливый Твёрдый Знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
Было сели, стало съели. Твёрдый знак нам нужен тоже,
Догадаться вы сумели, Без него сказать не сможем:
Почему случилось так? Съезд, съедобный, объясненье,
Кто виновник? Твёрдый знак. И подъезд, и объявленье.
1. Слова для комментированного письма и для орфографического разбора.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали – искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу!
Много времени прошло с тех пор. И захотелось шипящим вновь расширить круг своих друзей. Вспомнили про Я, Ю, Ы. Решили взять их с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы – всё таки дружный народ! Хорошо провели они время в лесу, а когда вернулись, буква Я расхвасталась:
- Я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, ни одного червивого, а ягоды – самые спелые и душистые. Это я всех в лес позвала, это я вывела на лучшую полянку, это я …
Буквы рассердились:
- Мы так дружно жили, никогда не ссорились, а главное – никто у нас так не зазнавался, каждый знал своё место, и вдруг …
И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправили её в самый коней алфавита. Но тут заюлила Ю, стала защищать свою подружку Я. И буква Ы стала своей клюкой размахивать. Буквы и их отправили в конец – поближе к букве Я.
Кстати, именно с того самого момента шипящие буквы Ч, Ш, Щ, Ж перестали дружить с буквами – зазнайками, а только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются. А как же, спросите вы, могут получиться слова, как чаща, щука, чудо, лыжи? А очень просто: с буквами А, У, И, и только с ними!
- Какая невоспитанность! – жаловались буквы Ы, Ю, Я на шипящие. – Подойти невозможно: так и шипят от злости.
Справедливая обида! Но только не ко всем так суровы Ж, Ч, Ш, Щ. Они рады всегда гласным И, У, А!
Слова для орфографического разбора и комментированного письма.
О, Е, Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах под ударением пишется О (межой, свечой, лапшой, овцой, пальтецо, корешок, бережок, рубашонка, девчонка), а без ударения Е (кожей, тучей, рощей, курицей, с товарищем, зеркальце, овражек).
Исключение Ё под ударением пишется в суффиксе –ёр (стажёр, дирижёр).
Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.
Буква О стала походить на А, Е и на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: Ударение над гласной может сделать букву ясной.
2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.
9. Объясните орфограммы в следующих четверостишиях.
За горами, за лесами, Первый зимний снежок
За широкими морями, Белым пухом летит.
Не на небе – на земле Первый лёгкий мороз
Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.
10. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).
Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.
Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.
Недоумевающий художник решил проверить текст посланной телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква А переправлена на О.
- Кто же это сделал?
- Я, - спокойно ответила телеграфистка.
- Зачем? – возмутился художник.
- А как же? Ведь была ошибка…
Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинилась, простодушно призналась:
- Я и не подозревала, что есть такое слово пастель.
Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела своё место. Всякое бывает, если на место одной буквы встанет другая.
Как убедиться в правильности написания того или иного слова?
Нужно орфограмму поставить в сильную позицию: если звук безударный, то нужно изменить слово так, чтобы он был ударным. Проверочное слово можно найти путём изменения формы слова или подбором родственного слова. (Но иногда родственники бывают и очень дальними.) В слове садовник, в корне, пишем А, так как проверочное слово – сад. «Велика ли трудность?» - скажите вы.
Но, увы, так бывает не всегда. Во-первых, проверочные слова должны быть родственными, а не просто похожими.
Во-вторых, проверять удаётся не все буквы. Возьмём слово единица. Одну орфограмму мы можем проверить – единый, а вот написание первой буквы проверить никак нельзя. И такое случается довольно часто. Что же делать? Такие слова названы словарными, и их надо просто запоминать школьнику, учить по словарику.
5. Выпишите словарные слова. Запомните их написание.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Худ обед, когда хлеба нет.
Мельница сильна водой, а человек едой.
Дорога ложка к обеду.
Без капусты щи не густы.
У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.
На вкус и цвет товарища нет.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
Пустили козла в огород.
Не дорог обед, а дорог привет.
Не молот железо куёт, а кузнец что молотом бьёт.
Красна река берегами, а обед пирогами.
Крут бережок, да рыбка хороша.
Берёза не угроза: где стоит там и шумит.
И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Не море топит корабли, а ветры.
Не бросай слова на ветер.
Куда ворона летит, туда и глядит.
Смелость города берёт.
По погоде и урожай.
Зелен помидор, не вкусен, млад человек, не искусен.
Посуда любит чистоту.
У ленивого всегда праздник.
Пшеница – среди хлебов царица.
Всякая работа мастера хвалит.
Растения тянутся к свету, а люди к миру.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Портной без кафтана, сапожник без сапог.
Семена не отберёшь – урожай не соберёшь.
И собака помнит, кто её кормит.
Кто тонет тот и за соломинку хватается.
Сорока на хвосте принесла.
Спасибо в карман не положишь.
Москвой – столицей весь народ гордится.
Покажи свои тетрадки, и я скажу кто ты.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Трактор в колхозе – хлеб в обозе.
Ужин не нужен, был бы обед.
Будет и на нашей улице праздник.
Рано в поле выезжай – лучше будет урожай.
6. Выпишите в первый столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне, во второй – слова с непроверяемой гласной в корне. Вставьте пропущенные буквы.
Из _________- получают сливки, сметану. В мебельном __________ продают диваны, __________, шкафы, столы, стулья.Семь дней в недели - ________, вторник, __________, __________, ___________, суббота, _____________.
8. Вспомните и напишите словарные слова на тему: «Огород», «Школа», «Посуда» и т.д.
9. Напишите отгадки.
Сам худ, голова с пуд. (Молоток)
С подругами и сёстрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)
Рукавом махнул, дерево погнул. (Ветер)
Парные звонкие и глухие согласные
1. Грамматическая сказка.
Парные и непарные
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы А - Я, У – Ю, Ы – И, Э – Е, О – Ё танцевали вальс. Им было весело!
Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.
Причём буквы Б, В, Г, Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы.
А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие буквы робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Щ, Ъ, Ь.
Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнёром. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
2. Согласные, как вы знаете, бывают глухими и звонкими. Некоторые из них так похожи друг на друга – настоящие «двойняшки»; одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда одни говорят – их слышно, а других очень трудно услышать, как они, ни стараются. Это парные по звонкости – глухости. Для каждого из этой пары есть свой костюм, чтобы достойно представлять звук в алфавите.
Не излишество ли это?
Нет, ни в коем случае, ведь они, помимо всего прочего, ещё и помогают различать слова по смыслу: шар – жар, кол – гол, пыль – быль, удочка – уточка и т.д.
Эти буквы – двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними ещё будет много хлопот. В алфавите они заняли целых два этажа.
А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце оглушаются и нужно догадаться ( с помощью проверочного слова), какую букву следует писать. Нужно изменить слово так, чтобы согласный слышался ясно:
дуб – дубы, бровь – брови, глаз – глаза и т.д.
3. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.
21.Вставьте пропущенные слова с парными согласными.
Ученик сделал в диктанте три ____________.
В аквариуме живут золотые _____________.
К лесу вела узкая ___________.
Сторож живёт в ____________.
У берега реки стояла ветхая _________.
В берлогу зале… бурый _____________.
Подчеркните в словах парные глухие и звонкие согласные в середине
слова.
Кошка – ложка, игрушка-дорожка,
коляска-повязка, снежки-смешки,
шубка-шапка, косьба-резьба.
Запишите глаголы в прошедшем времени.
Слезет - ___________, озябнет - ______________,
замёрзнет - ________, исчезнет - _____________,
приползёт -________, отгрызёт -______________.
Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие согласные, а
потом – глухие.
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чаще идёт.
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт. (И.Бунин)
Ошибки.
Какие слова путает Андрей? Понятны ли будут в его записи предложения?
В классе пишут под диктовку:
«Я принёс из леса гриб».
Лишь Андрей выводит ловко:
«Я принёс из леса грипп».
Ну, скажите, почему?
Игроки владеют басом,
А певец завидным пасом,
По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты.
Объясните, почему
В школе не везёт ему?
Найдите все орфограммы и объясните их правописание.
За деревней – луг,
А на грядке – лук.
А по речке – плот,
А на груше – плод.
Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева.
Ещё земли печален вид, Ещё природа не проснулась,
А уж весною воздух дышит, Но сквозь редеющего сна
И мёртвый в поле стебель колышет, Весну услышала она
И елей ветви шевелит. И ей невольно улыбнулась.
Посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.
Найдите самую «глухую» строку (то есть такую, где больше всего глухих согласных) и самую «звучную» (где больше всего звонких согласных). Прочитайте их вслух ещё раз.
Подумайте, как связано содержание этих строк с количеством глухих согласных звуков?
Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных
предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к
названному слову подбираете проверочное.
Вот эти слова: чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-
прихватка, салфетка.
Поднимите нужную карточку (В-Ф, З-С, Д-Т).
Аист делает заря…ку - Пеликан ныряет ло…ко.
То вприпрыжку, то вприся…ку, Вот что значит трениро…ка!
Осьмино… надел перча…ки, Рак зале… на самокат,
А тюлень удрал с площа…ки. Все вперё…, а он – наза… .
Напишите слова: де…, пру…, клее…, ры…ка, ёр… . Составьте текст по
этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролёра –
гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли
изменением слова, а к какому подбирали родственное слово?
Непроизносимые согласные
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно вам…
Чтобы знать, как писать, Не чудесно, не прекрасно,
Надо слово изменять, А ужасно и опасно
И за звуком непонятным Букву Т писать напрасно.
Быстро гласную искать. Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
1. Беседа о непроизносимых согласных.
Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, скрываются. Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.
А почему всё–таки исчезают звуки?
Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему в слове лестница мы пишем букву т? В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что же касается само слова лъства, то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса –тв(а).
Значит, непроизносимое т в существительном лестница – это остаток суффикса –тв(а).
2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.
В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать
однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Некоторые слова проверить нельзя. Запомните: чувство, лестница.
пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.
Извес…ный (кто?) … . Праз…ничный ( что?) … .
Грус…ный (что?) … . Звёз…ное (что?) … .
Капус…ный (что?) … . Чес…ный (кто?) … .
5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы
Ст…ит м…розная п…года. Иней запушил в лесу берёзки, …синки,
старую ол…ху. Ожила л…сная п…ляна. Прил…тели снегири, синички. Под елью заяц зарылся в сне… .
Вдруг заш…пело по лесу, побежала позёмка. Стало в л…су т…мно. Нал…тел ветер. Д…ревья закач…лись. Пол…тели сугробики с еловых ла… . Сне… посыпал. Началась в…юга.
Со…нце осв…тило окрес…ность. Хрус…нула сухая ветка во сне прол…тела прелес…ная птичка. Пастух гонит стадо на пас…бище.
Сне… выпал поз…но. Грус…ные ст…ят дни. Все ждут радос…ный праз…ник.
6. Образуйте от существительных прилагательные.
Радость - ____________________,
ненастье - ___________________,
счастье - ____________________,
звезда - ______________________,
свист - ______________________,
прелесть - ___________________.
7. Составьте из данных слов предложения и запишите их. Вставьте
пропущенные буквы.
Узнать, нашу, зимой, трудно, мес…ность.
Покрыто, ковром, снежным, всё.
Ненас…ная, погода, стоит.
Дует, ярос…ный, ветер, холодный.
Смотреть, на, деревья, грус…но, голые.
8. Определите на слух слова с непроизносимыми и сомнительными
согласными и подберите проверочные к ним слова.
Мороз и солнце, День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..»
9. Прочитайте стихотворение выразительно, объясните все орфограммы, а
затем попробуйте написать по памяти любые запомнившие вам четыре
строчки.
С неба смотрит солнце Но посветит солнце
Миллионы лет. И уходит прочь.
Льёт на землю солнце А живое сердце
И тепло и свет. Греет день и ночь.
Значит, сердце лучше
Солнца самого,
Никакие тучи
Не затмят его!
10. Загадки. Напишите отгадки с проверочными словами
Раскинут ковёр, День и ночь стучит оно,
Рассыпан горох: Словно бы заведено.
Ни ковра не поднять, Будет плохо, если вдруг
Ни гороха собрать. Прекратится этот стук.
( Звёздное небо) (Сердце)
Ну-ка, кто из вас ответит6
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
11. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные, полученные
словосочетания напишите.
День (праздник); вечер (поздно); утро (ненастье); улыбка (радость);
поступок (честь); труд (доблесть); жизнь (счастье); вид (грусть).
12.Допишите пословицы словами с непроизносимыми согласными.
Рукам работа – душе … .
Не в силе …, а в правде.
В большом … и далёкое близко.
… труд – наше богатство.
… часов не наблюдают.
Слова для справок: счастливые, честный, сердце, праздник, честность.
13. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами с непроизносимыми
согласными.
Весёлый человек, знаменитый поэт, красивый цветок, огромное
здание.
14. Напишите однокоренные слова с непроизносимыми согласными.