Просмотр содержимого документа
«Диагностика: "Выявление уровня социализации младших школьников"»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
«Диагностика для изучения семейного воспитания»
Выполнила:
cтудентка Ш-21 группы
Кумпан Полина
Ейск, 2022г.
Пояснительная записка.
Один из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие младших школьников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс.
В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в социально-личностном развитии ребенка первичным компонентом выступает диагностика.
Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучении наиболее общих особенностей семейного воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании психолого-педагогической помощи, выявлении трудностей семейного воспитания.
В дальнейшем учитель совместно со специалистами реализует задачи психолого - педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных школьников, особенностей взаимоотношения родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).
В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, выявляющая интересы и потребности семей, знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания предваряет создание образовательных педагогических программ для родителей, внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса, требующих участия и поддержки родителей.
В конце учебного года проводится итоговая педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.
ТЕСТ «МЕРА ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ»
Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.
ИНСТРУКЦИЯ
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
Школа оценок
1 - категорически не согласен;
2 - мне трудно с этим согласиться;
3 - может быть, это и верно;
4 - совершенно верно. Я с этим согласен.
УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕСТА
1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.
6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать - главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.
ИТОГИ
40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25-40 баллов - вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.
МЕТОДИКА «НАКАЗАНИЯ В СЕМЬЕ»
Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.
Классному руководителю необходимо проводить исследования в классном коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.
Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-»)
Отметьте те виды наказания, которые вы используете в воспитании
Отметьте самые действенные из них
1 . Ставили в угол
2. Прекращали общаться на длительный период времени
3. Применяли телесные наказания
4. Ограничивали свободу
5. Лишали любимого занятия
6. Читали бесконечные нотации
7. Стыдили при друзьях и знакомых
8. Оскорбляли и ругались
9. Лишали любимых лакомств
10. Ограничивали в покупках
11. Выгоняли из дому
УЧАЩИМСЯ КЛАССА МОЖНО ЗАДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
- Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?
- Какие из них ты считаешь самыми действенными?
- Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?
- Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?
Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»
Цель - выявить традиции семей школьников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.
Методикапроведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Как вы отмечаете семейные праздники?
2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
5. Какие дела Вы можете ему доверить?
6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?
В РЕЗУЛЬТАТЕ имеющихся данных учитель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.