Просмотр содержимого документа
«Диагностика качества обучения»
Методические рекомендации организации работы по развитию навы-ков сотрудничества у младших школьников
Согласно введению к педагогическому проекту Н.А.Сухарь, традицион-ными формами учебного сотрудничества в младших классах являются:
- парная работа (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, со-трудничают друг с другом);
- единая групповая работа (учащиеся в малых группах совместно выпол-няют задание, одинаковое для всех групп);
- дифференцированная групповая работа (у каждой группы свое задание, но все они подчинены одной цели).
При этом опыт показывает, что в процессе постепенного вовлечения детей в учебное сотрудничество следует двигаться от самой простой парной работы к самой сложной – дифференцированной.
Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изуче-нии любой темы, где целесообразна совместная работа учащихся. Главное – первые задания нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
В качестве этапов вовлечения младших школьников в учебное сотрудни-чество Н.А. Сухарь предлагает следующие:
I. Создание мотивации взаимодействия и сотрудничества.
Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, следовательно, необходимо показать младшим школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно. Учащиеся должны понять, что вместе можно
сделать гораздо больше, чем в одиночку, а сотрудничество и товарищеская вза-имопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу.
II. Обучение правилам эффективного взаимодействия.
После формирования устойчивой мотивации к сотрудничеству необходи-мо начать знакомить детей с правилами эффективного взаимодействия, в част-ности, доносить до учащихся пользу обсуждения с партнерами по взаимодей-ствию своих замыслов и планов, знакомить детей с принципами невмешатель-ства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов и т.д.
III. Обеспечение опыта совместной деятельности.
Теоретическое знакомство младших школьников с правилами и преиму-ществами сотрудничества само по себе не может привести к ожидаемому ре-зультату, в качестве которого выступает в данном случае формирование устой-чивых навыков сотрудничества. Поэтому теоретические пояснения должны лишь предварять и сопровождать практику такой работы. Уже с первого класса необходимо учить детей работать в парах, проверять друг у друга выполнение определенных заданий. Со второго класса можно начать работу в парах сменно-го состава, готовя учащихся к коллективному способу обучения. Примерами форм работы могут быть в данном случае взаимные диктанты, проверка табли-цы умножения, разучивание стихов.
В качестве правил организации учебного сотрудничества Н.А. Сухарь вы-деляет следующие:
1) совместная работа должна занимать не более 15-20 мин. для учащихся первого и второго классов и не более 20-30 мин. для учащихся третьего и чет-вертого классов;
2) ни в коем случае не рекомендуется пытаться принудить к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
3) нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
Делясь собственным опытом педагогической работы, Г.А. Чукина отмеча-ет, что в учебном процессе целесообразно проводить работу как с гомогенными (одинаковыми по уровню знаний), так и с гетерогенными (разными по уровню знаний) группами. В зависимости от целей, задач, содержания и типа урока учащиеся делятся по тому или иному признаку на группы. Так на уроках с вве-дением нового материала или формирования новых умений и навыков лучше использовать гетерогенные группы, в которых сильные учащиеся помогают овладеть новыми знаниями и умениями более слабым. На уроках закрепления материала или обобщения знаний целесообразнее делить класс на гомогенные группы, предлагая разноуровневые (дифференцированные) задания для более сильных групп и более слабых.
При этом на первых порах высокая продуктивность не должна быть ве-дущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут «застрять» на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторон-не. В первую очередь следует хвалить группы за безошибочную и дружную ра-боту.
Предлагаются следующие формы сотрудничества на уроке в группах:
1. «Пила»: учебный материал разбивается на фрагменты, количество ко-торых равно числу участников группы. За каждый фрагмент назначается свой ответственный частник группы, и его задача – не просто изучить данный ему фрагмент материала, а добиться, чтобы все члены его группы также освоили данный материал. После внутригрупповой работы «эксперты» (выбранные участники) разных групп собираются между собой, чтобы поделиться получен-ной информацией друг с другом. После этого можно организовать индивиду-
альную проверку полученных знаний в форме тестирования либо фронтального опроса.
2. «Мозговой штурм» - предполагает поиск путей решения какой-либо за-дачи или проблемы при обязательном включении в работу всех членов группы. При этом нецелесообразно оценивать или критиковать высказываемые идеи (как самими членами группы, так и учителем). Задача учителя – фиксировать идеи и не вмешиваться в дискуссию.
3. Ролевая игра – способствует выработке у учащихся уверенного поведе-ния в различных моделируемых ситуациях, навыков взаимодействия друг с дру-гом и осознания собственной ответственности за высказывания и действия, ока-зывающие влияние на эффективность всей группы.
Г.А. Чукина справедливо отмечает следующие результаты деятельности младших школьников в форме сотрудничества:
- повышение учебной и познавательной мотивации учащихся,
- снижение уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпе-тентным в решении каких-либо задач,
- повышение обучаемости, эффективности усвоения и актуализации зна-ний,
- взаимообучение детей, так как в процессе взаимодействия каждый из них вносит собственный вклад в общую работу и привносит в группу собствен-ный опыт,
- личностный рост каждого ученика, развитие его самостоятельности, ак-тивности, которые окажутся чрезвычайно востребованными в дальнейшей жиз-ни .
В статье Н.Н. Веселовой подчеркивается, что сотрудничество – это сов-местная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. В результате член группы вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. То есть обучение в сотрудничестве ре-
ализует условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели. В такой ситуации каждый ребенок понимает, что его успех (в случае учебного сотрудничества это, прежде всего, успех в овладении определенными знаниями, умениями и навыками) может состояться только если и остальные члены группы достигнут своих целей.
Н.Н. Веселова выделяет такие принципы обучения в сотрудничестве, как:
- принцип взаимозависимости членов группы, создаваемая на основе еди-ной цели, распределения внутригрупповых функций или ролей, единого учеб-ного материала, общих ресурсов, общей оценки,
- принцип личной ответственности каждого члена группы за свои и об-щегрупповые достижения,
- принцип максимального равенства доли участия каждого из членов группы,
- принцип рефлексии, согласно которому целесообразно стимулировать участников группы к обсуждению качества и эффективности коллективной ра-боты с целью дальнейшего самосовершенствования .
В заключение анализа методических рекомендаций отметим обязательные подготовительные этапы при проведении урока в сотрудничестве на основе ма-лых групп, отмеченные Е.Н. Землянской. Это:
Этап 1. Выбрать тему, цель и задачи урока.
Этап 2. Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
Этап 3. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидак-тический и раздаточный материал.
Этап 4. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, рас-становке мебели в аудитории.
Этап 5. Наметить возможные внутри
6. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.
Этап 7. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке .
Таким образом, методические рекомендации организации работы по развитию навыков сотрудничества у младших школьников способствует развитию у уча-щихся навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения об-щего решения, стимулирует учащихся к творческому поиску различных вариан-тов решения задачи, к генерированию гипотез, формирование собственного мнения, слушание чужих точек зрения, высказанных гипотез, групповая дискус-сия по нахождению общего решения.