Просмотр содержимого документа
«Диагностика качества обучения»
Диагностика качества обучения
Подготовила:
студентка Ш-31 группы
Веремеенко Анна
Ейск, 2021
Диагностика качества обучения
И труд свой пристально любя – он всех основ основа, -
Сурово спрашивать с себя, с других не столь сурово.
А.Т. Твардовский
Содержание
Диагностика качества обучения. Требования к педагогическому контролю
Виды, формы и методы контроля
Оценка и учет результатов учебной деятельности
Диагностика качества обучения
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой проверяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.
Диагностика – точное определение результатов дидактического процесса.
Педагогический контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Функции педагогического контроля:
-Воспитывающая
-Корректирующая
-Развивающая
-Обучающая.
Проверка - это система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
Виды, формы и методы контроля
Контроль бывает разных видов и форм , а также может осуществляться с помощью разнообразных методов .
-Предварительный контроль – проводится перед изучением дисциплины с целью определения уровня знаний, умений и навыков к началу обучения.
-Текущий контроль – осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность.
-Периодический контроль – подводит итоги работы за определённый период времени. Осуществляется в конце четверти, полугодия.
-Итоговый контроль – призван определить конечные результаты обучения. Охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
-Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.
Формы контроля
По форме контроль подразделяется на:
- индивидуальный (применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся);
- групповой (используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения части учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий);
- фронтальный (форма контроля, при которой краткие ответы на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала, дают многие учащиеся класса, обычно с места. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса.)
Индивидуальный
Фронтальный
Групповой
Методы контроля
В педагогической практике используются методы
-устного(опрос) ;
-письменного(упражнения, контрольные работы, сочинения, отчёты) ;
-практического(опыты, практические задания) ;
-машинного(с использованием информационных технологий); ---
-тестового(тесты, задания на соответствия, установление правильной последовательности);
-самоконтроль;
Педагогические требования к контролю в процессе обучения
1. Индивидуальный характер контроля;
2. Системность, регулярность проведения контроля;
3. Разнообразие форм проведения контроля;
4. Всесторонность контроля;
5. Объективность контроля;
6. Единство требований со стороны обучающих;
Оценка и учёт результатов учебной деятельности
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке .
Оценка - это определение степени усвоенности знаний умений и навыков.
Количественным выражением оценки является отметка . Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Термины оценка и отметкане являются синонимами, так как отметка это такое же средство оценки результатов как грамота , благодарность , похвала т.д.
Оценка и учет результатов учебной деятельности
В России оценка знаний, формально, осуществляется по пятибалльной шкале, а в реальности по трёхбалльной.
Критерии оценки:
«2» - бессистемные, разрозненные знания, не знание понятий, не умение применять их на практике.
«3» - неполное, непоследовательное изложение учебного материала, неточные определения понятий, допуск грубых ошибок.
«4» - полное освоение учебного материала, владение терминами и понятиями, умение применять их на практике, но в ответе отдельные неточности.
«5» - полное освоение учебного материала, владение понятиями, умение применять на практике, качественное внешнее оформление.
Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов , положительных качеств личности : трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении , воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.