Диагностика изучения детского коллектива (из опыта работы)
Диагностика изучения детского коллектива (из опыта работы)
Данная работа представляет собой краткий материал для учителей начальных классов по диагностике детского коллектива. Материал содержит описание правил проведения такой диагностики, её функции, задачи. Также здесь приведены примеры некоторых видов диагностических исследований c учащимися начальной школы из опыта своей работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика изучения детского коллектива (из опыта работы) »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П. ЮЖНЫЙ
МОУ-СОШ
№2 П. ЮЖН
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ИВАЩЕНКО СВЕТЛАНЫ ГЕОРГИЕВНЫ
ДИАГНОСТИКА
ИЗУЧЕНИЯ
ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
(выступление на педсовете)
2007 – 2008 уч. год
Большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность. Диагностические исследования необходимы как в изучении особенностей детского коллектива, так и в изучении учебных успехов.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
Информационную.
Прогнозирующую.
Оценочную.
Развивающую.
Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:
определить уровни развития ребёнка;
обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон);
проанализировать полученные факты;
установить причины изменений;
выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Отбирая диагностические методики, я, как классный руководитель, руководствуюсь следующими критериями:
— возраст учащихся класса;
— особенности формирования детского коллектива;
— готовность учащихся к диагностическому исследованию;
— степень взаимодействия учащихся и педагога.
Работая с диагностическими методиками, придерживаюсь следующих правил:
Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
Правило четвёртое. Любые результаты исследования должны служить не
-1-
во вред, а во благо.
Правило пятое. По результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа.
Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Проводя воспитательную работу с учащимися, я включаю в план своей работы различные диагностики. Вот некоторые из них.
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся.
Диагностика «Градусник».
Перед процедурой диагностирования была проведена беседа с учащимися о градуснике и его предназначении. Ребятам было рассказано, что при высокой температуре (38°, 39°, 40°) человеку плохо, тревожно. При нормальной температуре (36,6°) у человека нет тревоги, у него всё хорошо, всё получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения ребятам было предложено пофантазировать и написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании учебных предметов.
Эта диагностика позволила мне определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Диагностика «Настроение».
Учащимся предлагается список учебных предметов, рядом с каждым изображены 3 рожицы
Ребята должны закрасить ту рожицу, которая соответствует чаще всего их настроению при изучении этого предмета.
Эта диагностическая методика позволила увидеть отношение учащихся к учению в целом и к изучению отдельных предметов.
Диагностическая методика «Анкетирование».
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
1) Тебе нравится в школе?
А – не очень Б – нравится С – не нравится.
2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А – чаще хочется остаться дома Б – бывает по-разному
В – иду с радостью.
3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти не обязательно, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
А – не знаю Б – остался бы дома В – пошёл бы в школу
4) Тебе нравится , когда у вас отменяются уроки?
А – не нравится Б – бывает по-разному В – нравится
5) Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А – не хотел бы Б – хотел бы В – не знаю
6) Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А – не знаю Б – не хотел бы В – хотел бы
7) Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
А – часто Б – редко В – не рассказываю
8) Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
А – точно не знаю Б – хотел бы В – не хотел бы
9) У тебя много друзей в классе?
А – мало Б – много В – нет друзей
10) Тебе нравится твой класс?
А – нравится Б – не очень В – не нравится
Такое исследование необходимо проводить именно в 4 классе, чтобы выработать рекомендации по изменению мотивации уч-ся на среднем этапе обучения.
Диагностики для изучения детского коллектива.
Диагностика «Солнце, тучка, дождик» (1 класс)
Каждый ученик класса получил лист бумаги, разделённый на 3 части, в каждой из которых он должен был нарисовать солнце , тучку или дождик , т. е. рисунок, который соответствует его настроению, когда он в классе, дома, с друзьями.
В классе мне …
Дома мне …
С друзьями мне …
Диагностика «Пьедестал» (2 класс)
Учащимся было предложено на листках с нарисованным пьедесталом написать имена тех детей, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса
Данная методика помогла мне увидеть взаимоотношения уч-ся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений уч-ся.
Диагностика «Необитаемый остров» (4 класс)
Ребятам была представлена следующая ситуация: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам надо описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести весь класс и каждый из вас на острове».
Эта диагностика показала, что ребята очень чётко определили функции каждого на острове, но при этом выделили лидеров и тех, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе и тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.
Диагностические исследования личности учащегося.
Диагностика «10 моих «Я» (4 класс)
Каждый ребёнок на листке бумаги написал 10 раз слово «я» и приписал к каждому слово-определение о самом себе.
Методика дала возможность лучше узнать о каждом ученике класса, его личных качествах.