Перелистав известные тома,
Мы учим жить сердцами и словами,
Мы знаем, наша помощь вам нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая у учителя работа!
Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов для встречи с ним в ребенке.
Ш.А. Амонашвили
Сентябрь 2015 года. 17 малышей, все нарядные и торжественные, но немного встревоженные от ожидания нового и необычного – мой первый 1 класс. Теперь мне вместе с родителями предстоит направлять их и помогать им.
Они такие разные! Кто-то замкнут и застенчив, кто-то не в меру подвижен, кто-то торопится поделиться своими маленькими детскими радостями… Какими они будут через 4 года? Конечно, хочется, чтобы они были не только хорошими учениками, но и хорошими людьми, воспитанными, обладающими качествами межличностного общения…
Набирая учеников в 1 класс, я столкнулась с определенными трудностями. Во-первых, в классе формируются 2 группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая группа – это «домашние» дети. Их круг общения ограничивался двумя – тремя сверстниками. У таких детей появился дискомфорт, страх быть непонятыми, неуверенность в себе.
Во-вторых, для ученика единственным авторитетом становится классный руководитель. Родители часто слышат от ребенка: «Мама, ты ничего не понимаешь!», «Мне учительница так сказала сделать!» Возникают противоречия между требованиями педагога и родителей.
В-третьих, выявились дети, отстающие в развитии, педагогически запущенные и слабо подготовленные к школе. Они не умеют играть со сверстниками, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда и неудачи в игре, трудовых действиях, обидчивость, упрямство, грубость, несдержанность, или, напротив – вялость, инертность.
Наблюдая за детьми и их взаимоотношениями, я обнаружила нетерпимость детей друг к другу, эгоизм, дефицит общения, негативные отношения в семье и, как следствие, агрессия, нервозность ребенка.
Тогда я поставила перед собой цель – организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка.
Для достижения данной цели я определила такие воспитательные задачи:
- добиться, чтобы нравственные ценности стали основой повседневной жизни;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление к самообразованию;
- воспитывать толерантность, понимание своей общности с коллективом, желание оказывать помощь друг другу;
- создавать условия, в которых могут проявляться новые качества в личности ребенка;
- оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
В своей работе с детьми я руководствуюсь такими заповедями:
- Все дети талантливы.
- Ищи истину вместе с ребенком.
- Плох не ребенок, плох его поступок.
- Учи других и учись сам.
- В каждом ребенке чудо, ожидай его.
В своей работе стараюсь использовать демократический стиль общения, который дает мне возможность для изучения личности, выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
В каждом ребенке, прежде всего, хочу увидеть личность, установить контакт с ним, стараюсь, чтобы ребенок раскрыл передо мной свой внутренний мир. С первых дней стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели свободно высказывать свои мысли, чувствовали мою поддержку, не испытывали одиночества и страха, доверяли себе и уважали собственную личность.
В своей воспитательной работе я определила 3 основных направления:
1) непосредственное воздействие на ученика (изучение его индивидуальных особенностей, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация форм и методов индивидуальной работы);
2) создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, формирование благоприятного психологического климата; развитие детского самоуправления; включение учащихся в различные виды деятельности);
3) взаимодействие с семьей (диагностика семейных отношений; просвещение по вопросам педагогики и психологии; коррекция неправильной линии семейного воспитания).
Ученики проводят в школе вместе со мной и другими детьми большую часть своей жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, предметных неделях, занятия в группе продленного дня – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая должна способствовать развитию личности.
Поэтому самое главное во внеклассной работе для меня – не проведение мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, его отношение к жизни и к себе.
Этому способствуют принципы, на которых я строю внеклассную работу с детьми:
- Мои ученики планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят предложения с учетом своих интересов и желаний. Предлагая детям те или иные мероприятия, стараюсь быть убедительной, но в то же время прислушиваюсь к мнению детей (принцип открытости).
- Ученикам начальных классов, как правило, хочется активно участвовать во всех делах класса, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и родителей (принцип деятельности).
- Каждое совместно проведенное дело – большое или маленькое – должно заканчиваться рефлексией. Я всегда изучаю мнение учащихся, определяю их настроение, пытаюсь выяснить совместно с учащимися – что не получилось и почему (принцип обратной связи).
- Каждый ребенок вправе выбирать себе партнера для выполнения той или иной работы – это повышает ее результативность и стимулирует успешность (принцип сотворчества).
- Целостность становления личности воспитанника возможна только при условии системного подхода к организации жизнедеятельности класса (принцип системности).
- Я стараюсь оценить участие каждого ребенка в той или иной коллективной работе. Если ученик видит, что его вклад в общее дело оценен, в следующий раз он будет более активен и успешен. Инструментом оценки чаще всего служит слово, жест, мимика (принцип успешности).
Мир младшего школьника – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Этот период жизни ребенка – время накопления знаний. Он характеризуется повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, доверчивым подчинением авторитету. Свой жизненный опыт дети приобретают в деятельности, играх. Игра для младшего школьника – это способ научиться тому, чему его никто не сможет научить, это способ исследования в реальном мире.
Пока в нашем классе не было коллектива, моей целью было создание крепкого и сплоченного коллектива. Как же формировался и развивался наш коллектив? В педагогической литературе об этом написано достаточно, и я подбирала те формы и методы, которые подходили бы мне и ребятам.
Вот некоторые из них.
- Формирование самоуправления в классе.
Ежегодно в начале сентября ребята проводят выборы самоуправления (под руководством учителя). Выборы командира и его помощника осуществляются путем голосования. Также в классе функционируют учебный сектор, сектор порядка и безопасности, культмассовый сектор, спортивный сектор и цветоводы. Работа в том или ином секторе определяется желанием ребенка и учетом его индивидуальных особенностей. С помощью общественных поручений, посильных заданий, пытаюсь вовлечь в активную работу каждого ребенка, при этом выбрав ему задание по душе. Начиная со 2 класса, дети четко знают свои обязанности и стараются выполнять их без напоминания учителя.
- Совместные поездки, экскурсии, спортивные праздники на свежем воздухе.
Я считаю, что деятельность, организованная на природе, является для детей одним из наиболее важных источников здоровья. Такие мероприятия мы проводим не менее двух раз в четверть. Это и «Путешествие в Осеннее царство» (сентябрь), и «Зимние забавы Снеговика» (январь), и «Праздник первого листочка» (май) и многое другое. Ребятам очень нравятся подвижные игры, конкурсы, шутки на свежем воздухе. Во время таких экскурсий, походов я пытаюсь показать ребятам природу как «наш общий дом», который нужно любить и беречь, учу наблюдать явления природы.
- Празднование календарных праздников.
На мой взгляд, это очень важно – в череде уроков, оценок, контрольных работ уделить внимание праздникам. Традиционно в честь Женского дня 8 Марта мы устраиваем концерт для мам и бабушек, мастерим своими руками сувениры, рисуем газету. Непосредственно перед Днем Победы посещаем музеи, возлагаем цветы к памятникам.
- Празднование Дня Именинника.
Любимая традиция в нашем классе. Как это здорово, когда в День рождения ребята находят для своих одноклассников теплые слова, пожелания здоровья и хороших отметок. Именно в такие моменты происходит становление дружбы в классе.
- Участие в общешкольных КТД.
Наш классный коллектив «Чебурашки» является одним из жителей Страны Веселых Человечков, которая, в свою очередь, является составной частью Ассоциации Самостоятельных Организаций.
Наш класс никогда не остается в стороне, когда в школе проходят такие мероприятия, как Посвящение в первоклассники, концерт ко Дню учителя, новогодние утренники и др. Всегда активно участвуем в месячниках по здоровому образу жизни, правилам дорожного движения и профориентации.
Я стараюсь организовывать такие мероприятия, в которых мы с ребятами играем одинаковую роль. Например, поход в библиотеку – мы читатели, поход в лес – мы спортивная команда, поход в театр – мы зрители. Это позволяет ребятам видеть во мне не только учителя, который ведет уроки, но и активного человека, партнера по играм, конкурсам.
Во внеклассной работе мы руководствуемся одной из заповедей: «Один и камень не поднимет, а вместе и гору перенесем».
На мой взгляд, успешно проведенное коллективное дело изменяет климат класса, сплачивает детей, вызывает положительное отношение к самому себе и другим ребятам.
С целью развития индивидуальных особенностей ребенка, использую в своей работе личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых мною классных часов включает материал, необходимый для развития коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, создания условий для интеллектуального и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.